Начальникам, командирам рот, офицерам-воспитателям,
учителям суворовских военных и нахимовских военно-
морских училищ, а также суворовцам и нахимовцам
ПОСВЯЩАЕТСЯ

СУВОРОВСКИЕ, НАХИМОВСКИЕ...

Автор-составитель Толокольников Г.П.

Толокольников Гений Павлович, 1937 г. рождения, воспитанник Тульского СВУ, выпускник Омского высшего общевойскового командного училища. Службу проходил в ГСВГ командиром подразделений. После окончания Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева служил в военно-строительных войсках. В качестве технического специалиста работал в Сомали; во Вьетнаме занимал пост зам. главного военного советника по строительству спецобъектов (награжден орденом СРВ “За боевые подвиги 1 степени”). В настоящее время полковник в отставке, работает в институте Машиноведения РАН. Автор книг “Военное детство в лампасах”, “Тульские суворовцы”.

Книга издана в честь 60-летия образования суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ
и 15-летия образования Московского суворовско-нахимовского содружества.



СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ

Суворов и Нахимов
Краснодарское - Кавказское СВУ
Новочеркасское СВУ
Сталинградское СВУ
Воронежское СВУ
Киевское СВУ (Харьковское)
Курское СВУ (Уссурийское)
Орловское СВУ (Свердловское - Екатеринбургское)
Калининское СВУ (Тверское)
Ставропольское СВУ
Горьковское СВУ
Московское СВУ
Куйбышевское СВУ
Саратовское СВУ
Казанское СВУ
Тамбовское СВУ
Тульское СВУ
Минское СВУ
Санкт-Петербургское СВУ (Ленинградское)
Ульяновское ГСВУ
Ленинградское (Кутаисское) и Ташкентское СВУ
Санкт-Петербургское НВМУ
Тбилисское НВМУ
Создание и развитие военно-учебных заведений...
О суворовской школе...

Суворовец и Нахимовец - это звание на всю жизнь

     В этом году исполняется 60 лет со дня основания суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ. Начальным этапом в их истории стало опубликованное 21 августа 1943 года Постановление СНК и ЦК РКП(б) № 901«О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», в котором наряду с другими мерами, было предписано:
      «1. Для устройства, воспитания и обучения детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать в Краснодарском, Ставропольских краях, Воронежской, Харьковской, Курской, Орловской, Смоленской и Калининской областях девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов по 500 человек в каждом, всего 4500 человек со сроком обучения 7 лет с закрытым пансионатом для воспитанников.
     2. Обязать НКО:
а) сформировать в период с 10 по 1 декабря 1943 г.: Краснодарское СВУ в г.Майкопе; Новочеркасское СВУ в г.Новочеркасске; Сталинградское СВУ в г.Астрахани; Воронежское СВУ в г.Воронеже; Харьковское СВУ в г.Чугуеве; Курское СВУ в г.Курске; Орловское СВУ в г.Ельце; Калининское СВУ в г.Калинине; Ставропольское СВУ в г.Ставрополе.
б) разработать и издать к 1 октября с.г. штаты и положение о суворовских военных училищах, учебные программы и планы и укомплектовать руководящими кадрами и постоянным офицерским, педагогическим и обслуживающим персоналом.
     3. Установить, что суворовские военные училища имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование.»
     Через три месяца и 10 дней, т.е. 1 декабря 1943 г. 4500 мальчишек, одетые в черную с алыми погонами и лампасами форму воспитанников суворовских и военных училищ, начали учиться в девяти разрушенных войной городах, во вновь созданных суворовских военных училищах.
     Через два дня после выхода Постановления, в газете «Красная Звезда» от 25 августа 1943 г. начальник Управления военно-учебных заведений Красной Армии генерал-лейтенант В.И. Морозов подробно объяснил, что главное в вышедшем Постановлении - это «забота о детях воинов, детях сиротах…в стенах училища они найдут отеческую заботу, родной кров и получат пожизненную профессию в рядах Красной Армии и в офицерском звании…Воспитанники получат не только законченное среднее образование, но и элементарные познания в военном деле…они станут достойными советскими офицерами. Вся система воспитания будет построена так, чтобы воинское начало впиталось в пот и кровь воспитанников еще с ранних лет. Вместе с тем большое внимание будет уделено прививанию необходимых культурных и бытовых навыков».
     Сирот и на флоте было много. Поэтому, хотя о создании детских военно-морских заведений не было сказано ни слова, командование ВМФ откликнулось на Постановление своей инициативой. Решением Наркома ВМФ адмирала флота Кузнецова Н.Г. было создано Тбилисское Нахимовское военно-морское училище.
     Через год были открыты в Горьком, Куйбышеве, Саратове, Казани, Тамбове и Туле еще шесть суворовских военных училищ, в Ленинграде и Риге - нахимовские военно-морские училища. Всего в тяжелые годы войны было создано 15 суворовских военных училищ, два суворовских военных училища войск НКВД и три нахимовских военно-морских училища.
     Первые СВУ и НВМУ, открытые в годы войны, размещались в лучших зданиях, которые сохранились после боев и налетов фашистской авиации. Даже в этих домах были разрушения, часто случались перебои со светом, водой, занимались при свечах и коптилках. Все лучшее, что имело государство в то военное время, оно отдавало детям. С первого дня пребывания в училище суворовцы и нахимовцы приобщались к дисциплине, постигали азы военного дела и службы. Воспитанники ходили в наряды и увольнения в город, выезжали в летние лагеря, поднимались по тревоге, получали взыскания и поощрения. Они сами поддерживали порядок в помещениях и на обширной территории училища, обустраивали летние лагеря, сажали декоративные деревья и лесополосы, ухаживали за опытным участком и лошадьми. Много полезного, с точки зрения трудового воспитания, получил каждый суворовец и нахимовец в стенах своих училищ.
     Заметим, что от обычных интернатов и детских домов новые учебные заведения отличались тем, что здесь воспитывали, растили совершенно новую категорию людей.
     Государство, как могло, заботилось о своих маленьких гражданах, создав поистине великолепные по тем временам условия для учебы. Ребята были одеты и накормлены. А лучшие педагоги воспитывали курсантов в традициях Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Невского и Дмитрия Донского. Каждый из подростков стремился в чем-то походить на великого полководца Александра Суворова, флотоводца адмирала Нахимова. Но, пожалуй, самым главным было то, что офицеры-воспитатели, окружив детей заботой и добротой, стали для них вторыми отцами, а коллектив - семьей. « Воспитание в училище было настолько действенным, что в каждом из нас до сих пор живут такие качества и черты характера, как чувство долга перед страной, благодарность народу за заботу о нас в трудные годы войны, патриотизм и ответственность за порученное дело, коллективизм, сострадание к нынешним беспризорникам и горячее желание помочь им», - говорит Председатель Московского суворовско-нахимовского содружества генерал-майор в отставке А.А. Друкарев
     Опыт прошедших лет показал, что суворовские военные и нахимовские военно-морские училища с задачей подготовки будущих кадровых военных справились успешно. В их стенах прошли обучение и воспитание более 120 тысяч юношей, достойно пополнившие офицерский корпус наших Вооруженных Сил. Те же, кто по каким-либо причинам был вынужден уйти из армии (например, по состоянию здоровья или же в связи с непродуманными, на наш взгляд, сокращениями и т.д.) нашли свое место в гражданской жизни и достойно несут звание суворовца и нахимовца, где бы они не трудились.
     Насколько значительным было увольнение из армии офицеров, окончивших СВУ, красноречиво говорит такой пример: Тамбовское Суворовское военное училище выпустило около тысячи воспитанников, из которых в армии осталось лишь около 270 человек, т.е. менее 30 процентов. Но 22 выпускника Тамбовского СВУ дослужились до генеральского звания.
     В первых рядах замечательных суворовцев - олимпийский чемпион Юрий Петрович Власов, выпускник Саратовского СВУ (1953 г).
     Один из уважаемых людей в стране губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов, как и Ю.П.Власов, учился в Саратовском СВУ с 1955 по 1960 гг., а после расформирования училища завершал учебу в Калининском СВУ (в 1962 г.). Больше всего в нем подкупает преданность делу, которому он служит, любовь к людям, личная скромность. Пожалуй, нет в стране человека, который бы не просто пробыл, а провоевал в Афганистане шесть долгих лет. За эти годы Борис Всеволодович многое пережил: потерю близких, друзей, гибель в авиакатастрофе жены, неимоверные моральные и физические нагрузки. Куда только ни бросала его судьба: в Поволжье и Прибалтику, на Северный Кавказ и Украину, в Чехословакию и Белоруссию. Да и должностные перемещения попортили немало крови, когда его, заместителя министра обороны, перевели сначала на аналогичную должность в МВД, а затем в МИД. Везде Борис Громов находил свое место, оставался порядочным человеком. Он не сломался, приобрел бесценный опыт. Смело пошел на губернаторские выборы в Московской области и выиграл их. Нет сомнения, что Борис Всеволодович, как и на всех предыдущих постах, сделает для людей немало доброго.
     В ряду замечательных личностей, окончивших суворовские и нахимовские училища, находится немало людей, которые добились самых почетных в армии должностей - командующих войсками округов и групп войск. Среди них генерал армии К.А. Кочетов (Тамбовское СВУ) - заместитель министра обороны, генерал-полковник А.В. Ковтунов (Московское СВУ) -главком дальневосточной ставки, генерал-полковник Ф.М. Кузьмин (Кавказское СВУ) - командующий войсками Прибалтийского военного округа, генерал-полковник А.М. Макашов - командующий войсками Приволжско-Уральского военного округа, генерал-полковник В.В. Скоков - командующий войсками Северо-Кавказского, а затем Прикарпатского военных округов, генерал-полковник Ю.А. Гусев (Тульское СВУ) - первый заместитель начальника ГРУ ГШ ВС РФ. А сколько бывших суворовцев среди членов Военных Советов округов, начальников штабов и заместителей командующих! Назвать всех, кто командовал армиями, дивизиями, полками просто не представляется возможным.
     Гордостью всех воспитанников суворовских училищ являются летчики-космонавты СССР Владимир Джанибеков (Ташкентское СВУ КГБ) и Юрий Глазков (Ставропольское СВУ).
     Особым уважением среди выпускников пользуются те, кто по приказу Родины выполнял долг в горячих точках, проявив мужество и отвагу в Венгрии и Эфиопии, в Афганистане и на Кубе, в Анголе и Египте, на Чернобыльской АЭС по ликвидации последствий аварии. Среди них тысячи награжденных орденами и медалями, Герои Советского Союза и России. Одним из первых Героев Советского Союза среди суворовцев стал выпускник Кавказского СВУ генерал-майор В.В. Колесник. Широко известно стране имя Героя Советского Союза Николая Кузнецова, воспитанника Ленинградского СВУ, который, прикрывая отход своего взвода и будучи окруженным душманами, подорвал себя и врагов противотанковой гранатой. Среди Героев Советского Союза воспитанник Свердловского СВУ Валерий Востротин, Московского СВУ - Сергей Козлов, Киевского СВУ - Игорь Плосконос и многие другие.
     Конечно же, главным в суворовских и нахимовских училищах была учеба, учеба настойчивая под постоянным контролем педагогов и офицеров-воспитателей. Базовая подготовка воспитанников была очень высокой, и благодаря этому многие из них, по разным причинам не связавшие свою судьбу с армией, стали впоследствии кандидатами и докторами наук, видными учеными. Это и действительные члены Российской Академии наук Анатолий Георгиевич Витушкин (Тульское СВУ) - доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, лауреат Государственной премии, и Владимир Георгиевич Кадышевский (Екатеринбургское СВУ) - доктор физико-математических наук, профессор, член Президиума РАН, директор Объединенного института ядерных исследований. Тульский суворовец Анатолий Витушкин в юности в результате трагического случая потерял зрение, но в этой ситуации проявился его настоящий мужской характер. Командование училища помогло ему освоить слепой метод чтения и он сумел окончить училище с "золотой" медалью. А затем поступил в МГУ, и окончил его с красным дипломом. Широко известны ученые, выпускники суворовских училищ, Вячеслав Халилов, Вячеслав Волк, Владимир Ксенофонтов, Геннадий Демин, Руслан Дроздов, Андрей Яковлев. Олег Балуев и многие другие.
     Продолжительное пребывание в воинском коллективе прививало суворовцам навыки и умения общения с людьми, учило объективной самооценке, азам организаторской работы. Как никто другой командир должен уметь сплачивать коллектив, направлять его усилия на успешное решение стоящих перед подразделением или частью задач. Эти же качества пригодились суворовцам и в гражданской жизни. Не случайно многие из них стали видными руководителями производства, общественными и политическими деятелями. Выпускник Саратовского СВУ Юрий Мелентьев в течении 13 лет был министром культуры, выпускник Московского СВУ - Игорь Иванов - министр иностранных дел РФ. Широко известны писатели-суворовцы Юрий Власов, и Олег Михайлов, Игорь Лощилов и другие.
     Эстетическое воспитание суворовцев было поставлено так, что многих из тех, кто пришел в искусство, стали знаменитыми артистами, музыкантами, художниками. Среди них композитор Юрий Бирюков (Кавказское СВУ), ведущий телепрограммы «Песня далекая и близкая», Стас Намин (Московское СВУ). Известные режиссеры и сценаристы Борис Дуров и Геннадий Шпаликов («Я шагаю по Москве», «Мне 20 лет»). Любителям театра хорошо известно имя народного артиста России, солиста Московского театра оперетты Герарда Васильева.
     Как известно офицерами не рождаются, - ими становятся. Для этого необходимо пройти много степеней совершенствования военной выучки. И самой первой такой ступенькой в становлении будущего офицера в Министерстве обороны Российской Федерации являются суворовские военные, нахимовское военно-морское, Московское военно-музыкальное училища и кадетские корпуса - продолжатели и преемники славных традиций российских кадетских корпусов, занявшие достойное место в 300-летней истории всего военного образования России. Они являются носителями и продолжателями славных традиций армии и флота. Среди суворовцев и нахимовцев 12 Героев Советского Союза, 2 Героя Социалистического Труда, 37 Героев России. Это поколение, пришедшее на смену участникам Великой Отечественной войны, достойно несет славу своих отцов.
     Сегодня в системе Минобороны России функционируют 8 суворовских военных училищ, нахимовское военно-морское, Московское военно-музыкальное училище и шесть кадетских корпусов. Они призваны готовить элиту Российской Армии, закладывать основы будущего обучения в высших военно-учебных заведениях Минобороны РФ, учить и воспитывать подростков, пробуждая в них с раннего возраста такие качества, как честь, достоинство, беззаветную преданность и любовь к Отечеству, высокий профессионализм, духовную и физическую зрелость, гордость за принадлежность к славной когорте российского воинства. В этих училищах и корпусах обучаются более 7500 воспитанников, из которых около 40 % - дети военнослужащих. Ежегодный выпуск из этих учебных заведений порядка около 2300 человек.
     Нелегкие времена для суворовских и нахимовского училищ наступили в период резкого сокращения Вооруженных Сил при Н.С. Хрущеве. Ради экономии средств многие училища были упразднены, а оставшиеся переведены с семилетнего на двух- и трехгодичную форму обучения.
     И тем не менее, какие бы перипетии с суворовско-нахимовским движением ни происходили, оно себя оправдало. Подавляющее большинство из них, окончивших суворовские военные и нахимов-ские военно-морские училища, выбрало военную стезю. Уволившись из рядов Вооруженных Сил, бывшие суворовцы и нахимовцы оказались как бы на обочине большой жизни. А ведь еще оставались силы, чтобы и дальше служить Отечеству. И они стали объединяться. Появились всевозможные клубы, союзы, содружества выпускников СВУ и НВМУ.
     Во второй половине 80-х годов прошлого столетия в Москве инициативная группа выпускников СВУ и НВМУ во главе с выпускником Северокавказского СВУ Ю.Стрельцовым претворила в жизнь идею Георгия Лешина (вып. Воронежского СВУ) и создала Всесоюзный суворовско-нахимовский клуб, который прекратил свое существование одновременно с распадом СССР. Одновременно шло становление его региональной Московской организации. В декабре 1988 г. на первом организационном собрании был принят устав. Председателем клуба стал выпускник Орловского СВУ Владимир Аниканов.
     Московсковская организация - Московское суворовско-нахимовское содружество - оказалась жизнеспособной и,несмотря на некоторые «болезни роста» в первые годы своего существования (дважды поменяв свое название), в этом , 2003 году, отмечает свое пятнадцатилетие. В истории Московской организации навсегда останутся имена суворовцев В.Аниканова, В.Крымцева, И.Докучаева, А.Грузинова, В.Ковыркина, Л.Киселева, Н.Кунца, Н.Сычева, В.Куделина, А.Чувакина, А.Друкарева, и других, которые заложили основы и практически создали сегодняшнее Содружество. С 1993 года по настоящее время Председателем Союза, а затем и Содружества пять раз избирался генерал-майор в отставке Анатолий Друкарев, выпускник Тамбовского СВУ, а первым заместителем Председателя является полковник запаса Зеленский В.П. (вып. Тверского СВУ).
     Содружество не политическая, а общественная благотворительная организация. Одна из основных ее задач - оказание всесторонней помощи (медицинской, юридической и т.д.) его членам, бывшим офицерам-воспитателям СВУ и НВМУ.
     Основными целями деятельности Содружества являются:
- содействие сохранению и приумножению лучших традиций Отечества, Вооруженных Сил, суворовских и нахимовских училищ по военно-патриотическому и нравственному воспитанию молодежи;
- реализация благотворительных программ по оказанию методической и материальной помощи кадетским корпусам и другим детским воспитательным учреждениям Москвы;
- оказание всех видов помощи, содействие в получении медицинской и социальной реабилитации выпускникам СВУ и НВМУ;
- содействие в развитии сети кадетских корпусов в городе Москве.
     Выполняя уставные и программные положения, Совет и 19 подразделений Содружества (по числу существовавших СВУ - 17, одно от НВМУ и одно от СВУ МВД и КГБ ) за 15 лет своего существования проделали значительную работу.
     Нас объединяют чувства братства, коллективизма и патриотизма, приобретенные нами в училищах и взращенные в нас офицерами-воспитателями (в большинстве своем фронтовиками) в обстановке длительного (в течение 7 лет) совместного проживания при блестяще поставленном непрерывном процессе воспитательной работы.
     Вместе с тем ветераны никогда не забывали о подрастающем поколении. В школах они проводят занятия по патриотическому воспитанию. Именно в Московском суворовско-нахимовском содружестве (МСНС) родилась идея создания кадетских корпусов для воспитания мальчиков и юношей в духе патриотизма и подготовки к государственной службе. Но одно дело - продекларировать идею, и совсем другое - осуществить на практике. Нужны средства, и немалые. Первая помощь пришла, откуда ее ждали меньше всего, - из-за границы. В 1991-м, напомним, в Москве прошел слет - встреча выпускников царских кадетских корпусов с суворовцами. Оставшиеся после встречи средства были переданы на развитие кадетского движения в России. С их финансовой помощью Московский суворовско-нахимовский союз в марте 1993 года создал Первый Московский Великого князя Дмитрия Донского кадетский корпус. Усилиями членов Содружества В. Бизяева, Н. Сычева, Е. Исакова, А. Чувакина, А. Друкарева и особенно Владимира Кирсанова (директора кадетского корпуса) и его помощников Всеволода Ковыркина, Николая Балакирева и др. корпус добился значительных успехов и завоевал огромный авторитет в городе. Председатель Московского комитета образования Любовь Петровна Кезина первой увидела перспективность этой формы воспитания и обучения. В 1997 году она дала «зеленый свет» развитию системы кадетских корпусов: Первый корпус получил статус государственного, свое здание и, самое главное, бюджетное финансирование. Ныне он отмечает десятилетие и является одним из лучших в России. Воодушевленное успехом, Содружество суворовцев предложило в дальнейшем создавать кадетские корпуса путем преобразования в них существующих школ-интернатов. Эти предложения были одобрены Правительством Москвы: в настоящее время из 11 сушествующих в Москве корпусов 9 созданы на базе школ-интернатов.
     Во многих кадетских корпусах и органах их управления работают выпускники суворовских училищ. В Центре военно-патриотического воспитания Московского департамента образования, возглавляемого генерал-полковником Р.С.Акчуриным, работают члены нашего Содружества А. Чувакин, В. Бизяев, К. Рыбаков. Выпускник суворовского училища В. Ромайкин является директором 3-го Московского кадетского корпуса, а Первым Московским корпусом руководит уже 10 лет выпускник ТбСВУ В. Кирсанов.
     В феврале 1999 года Содружество получило паспорт благотворительности Правительства Москвы № 154, добилось признания Федеральных и местных органов власти, Администрации Президента, Правительства Москвы, Министерства Обороны.
     Правительство Москвы в разовом порядке выделяет Содружеству средства для проведения мероприятий военно-патриотического, воспитательного и познавательного характера, распространения кадетских суворовских традиций.
     По поручению Комитета общественных связей правительства Москвы МСНС ежегодно организует празднование Дня защитника Отечества в кадетских корпусах и военно-патриотических клубах города. А в этом году разработана новая благотворительная программа “ Москва - юным патриотам Отечества. Содействие развитию системы негосударственных воспитательных учреждений - кадетских классов, как высшей формы патриотического воспитания». Около полумиллиона выпускников военных учебных заведений современной России составляют совсем немалый отряд живых носителей государственного патриотизма. Преемственность, единство воспитания и чувство товарищества делают кадетское движение заметным в структуре общества. Кадеты имеют свои особые ритуалы, освященные десятилетними, а то и столетними традициями. Но особенности кадетского движения не в признаках кастовости, а в единстве мировоззрения, идеологии государственного патриотизма. И эта сила направлена в одну сторону - на благо Отечества. Так гласит старый кадетский девиз: «Себе - честь, Родине - слава!»
     Во все смутные времена, внешние и внутренние кризисы, детские военные учреждения выполняли универсальную роль сбережения генофонда страны, достигали высокой эффективности в подготовке государственных людей. При этом людьми усваивались не ежеминутные лозунги, а нечто большее, понятие чести, совести, справедливости, достоинства и любви к Отечеству. Свидетельство тому служит факт, как быстро произошло объединение кадетов царской России, воспитанников советских военных заведений и нынешних кадетов. Общего между ними оказалось значительно больше, чем в государственной идеологии разных политических систем, в которых они пребывали. Отсюда и вывод: кадетские корпуса, основанные на русских традициях, являются своеобразным гарантом существования России, их выпускники необходимы Отечеству. Завтра им предстоит взять на себя управление Россией и наш долг - создать условия для их учебы и воспитания.
     На XVII съезде кадет в Канаде, министр иностранных дел России Иванов И.С. (вып. МСВУ) в своем выступлении сказал: «Главный секрет, очевидно, заключается в том, что кадетские корпуса не только давали своим воспитанникам широкий кругозор, но и прививали им высокие человеческие качества: патриотизм, товарищество, верность долгу и офицерскую честь. История доказала, что система воспитания и образования в кадетских корпусах полностью себя оправдала».

В РАБОТЕ НАД КНИГОЙ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ

А. Друкарев, А.Чувакин, В.Зеленский, В.Антонов, А.Баженов, Г.Березин, В.Бескровный, А.Богомолов, В.Васильев, В.Гаврилов, А.Горбачёв, В.Грабарь, Б.Грошев, Ф.Егоров, О.Зинченко, В.Ионов, В.Карташевский, Ю.Кожухов, В.Куделин, С.Кулешов, Н.Кунц, Ю.Лавринец, Г.Лёшин, В.Ляпустин, Г.Малахов, Д.Медведев, С.Медведев, С.Павлов, В.Пантюх, М.Плетушков, А.Плеханов, А.Седых, А.Сиджак, В.Соколов, Ю.Соловьёв, С.Тимохов, Н.Ченчик, Е.Чиченин, В.Шевченко, С.Щербаков, А.Ясиневский

Подготовил книгу для публикации в интернете В.Лаврухин

Яндекс цитирования