КУРСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
Уссурийское СВУ

Глава из книги "Суворовские, Нахимовские..."
Автор составитель Толокольников Гений Павлович (Тульское СВУ)

Седых А.Т.

      27 августа 1943 года, буквально через несколько дней после принятия известного Постановления СНК СССР и ЦК ВКП/б/, Генеральный Штаб Красной Армии издал Директиву, согласно которой укомплектование суворовских военных училищ на должности начальников училищ, их заместителей, преподавателей, командиров рот и офицеров-воспитателей завершить к 20 сентября с. г. В Директиве подчеркивалось: "Отобрать лучший офицерский состав, имеющий достаточный опыт в педагогической и воспитательной работе и практический стаж в командовании подразделениями и частями Красной Армии. При наличии всех этих качеств преимущество отдавать офицерам, имеющим боевой опыт".
      Именно такие офицеры и прибыли в Курское СВУ. Его начальником был назначен боевой командир генерал-майор В.М.Козырев, выпускник одного из российских кадетских корпусов, принимавший в составе 60-й армии генерала И.Д.Черняховского участие в освобождении г. Курска от немецких оккупантов в феврале 1943 года.
      Политический отдел училища возглавил подполковник С.Г.Щербаков. На должность начальника учебного отдела прибыл майор С. Н. Мясоедов. Помощником начальника училища по административно-хозяйственной части был назначен майор Л. С. Стецюк.
      Прибыв в Курск, они сразу же приступили совместно с представителями Наркомата Обороны и городских властей к определению места дислокации училища. Однако, это оказалось труднейшей задачей. В городе-крепости, еще в июне этого года подвергавшейся массированным бомбардировкам немецкой авиации, к которой в июле рвались лучшие части вражеской армии, не осталось ни одного целого многоэтажного здания: они были разрушены при бомбардировках, в уличных боях или взорваны отступающими фашистами.
      По согласованию с первым секретарем обкома ВКП/б/ П.И.Дорониным и c председателем горсовета депутатом Верховного Совета СССР Н.А.Масленниковой, для суворовского училища выделили три разрушенных здания. Дом № 65 по улице Гоголя был наиболее крупным из них... Наиболее крупной развалиной. Во время оккупации Курска этот дом, бывшее общежитие Педагогического института, гитлеровцы превратили в тюрьму. Уходя из города, чтобы скрыть следы своих преступлений, они взорвали тюрьму. Как писала 24 ноября 1943 года газета "Красная звезда", "Дом представлял собой одни лишь стены, пропитанные кровью и слезами матерей и отцов многих из тех детей, которым теперь предстояло жить в этом доме".
      Несмотря на острейший дефицит строительных материалов и недостаток рабочей силы, это и два других здания в кратчайший срок были отремонтированы, подготовлены под жилье. Одновременно специальная комиссия под председательством второго секретаря Курского обкома ВКП/б/ вела работу по отбору кандидатов в СВУ.
      В октябре-ноябре в Курск прибыли сотни мальчишек разных возрастов - от 8 до 14 лет. Ребят собирали на специальном пункте приема, где удостоверяли их личность, уровень образования, семейное положение. Затем они под контролем работников военкомата и суворовского училища проходили медицинскую комиссию.
      Более 30 поступавших в СВУ мальчишек с оружием в руках защищали Родину от фашистов, подобно Ване Солнцеву из повести Валентина Катаева "Сын полка", - прибыли в училище из воинских частей и партизанских отрядов. Среди них Сергей Меркулов, награжденный тремя медалями и орденом Красной Звезды. Иван Здобников, Николай Руженцев, Илья Рубцов и еще несколько ребят за личные подвиги были награждены медалью "За боевые заслуги" и другими.
      Принятые в училище воспитанники в соответствии с их возрастом и образованием были распределены по ротам, составляющим один класс. Роты делились на учебные отделения. 1-я рота приравнивалась к 5 классу школ Наркомпроса, остальные роты соответственно на класс ниже. Ребята, которые из-за войны вообще не поступали в школу, были зачислены в старший или младший приготовительные классы.
      А в это время в Курск продолжали прибывать в одиночку и группами помощники офицеров-воспитателей из числа армейских старшин и сержантов, преподаватели с высшим образованием. Прибывали отовсюду: с фронта, прямо с передовой, из военных училищ, курсов и институтов. По согласованию с городскими властями и органами народного образования, ряды преподавателей училища пополнили лучшие учителя Курска и области. Некоторым из них было присвоено воинское звание офицера.
      Несмотря на предельно короткий срок, отведенный на формирование СВУ, неимоверные трудности военного времени, командование училища, постоянный офицерский состав и педагогический коллектив в тесном взаимодействии с городскими партийными и советскими органами с честью справились с порученным делом. 1 декабря 1943 года в Курском СВУ, как и в остальных восьми, прозвенел первый звонок и начался учебный год. Гостеприимно распахнулись двери всех классов, и ребята встали у своих парт. "Здравствуйте, товарищи воспитанники!" - приветствовали их учителя. "Здравия желаю, товарищ преподаватель!" - звонкими голосами, но еще не слаженно отвечали суворовцы.
      В этот день в газете "Комсомольская правда" сообщалось: "Сегодня первый день занятий в суворовских военных училищах. Дети воинов, дети патриотов, отдавших жизнь за Родину, приступают к учебе, чтобы подготовить себя к военной службе. Юным суворовцам - комсомольский привет!"

      А на следующий день газета "Красная звезда" опубликовала целую подборку материалов. В заметке "Будущие офицеры" говорилось: "Начались занятия в Курском суворовском военном училище. Большинство питомцев училища - дети фронтовиков, родители которых погибли от рук немецких оккупантов.
      Среди учащихся есть непосредственные участники Отечественной войны. Николай Михайлов больше года был разведчиком в одном из Ленинградских партизанских отрядов. Илья Рубцов, награжденный медалью "За боевые заслуги", в боях за Киев под огнем противника перевязывал раны бойцам и офицерам. Среди воспитанников - Валентин Горбунов, мать которого немцы казнили за связь с партизанами. Будущие офицеры отлично обмундированы, размещены в хорошо оборудованном светлом интернате".
      А интернат, действительно, был хорош. Большое четырехэтажное здание. Высокие светлые окна. Красивый парадный подъезд с двумя противотанковыми орудиями у дверей, с широкой мраморной лестницей. С большим портретом великого полководца А.В.Суворова в вестибюле на первом этаже. Сверкающие чистотой классы с пахнущими свежей краской партами. В спальных помещениях - новые тумбочки с набором ароматных туалетных принадлежностей, которые подарила супруга британского премьер-министра У.Черчилля, посетившая в те дни г. Курск.
      Старт большому походу суворовцев за знаниями был взят ими с огромным прилежанием. А вскоре, 19 декабря того же года, в Курском СВУ, как и в остальных, состоялся большой праздник, который вошел в историю как День рождения суворовских училищ, день их официального открытия. На плацу перед главным корпусом на Гоголевской улице впервые в полном составе построилось в каре все училище. Генерал-майор Козырев поздравил суворовцев с этим знаменательным в их жизни событием, пожелал им больших успехов в овладении знаниями.
      Затем воспитанники под оркестр промаршировали через город в областной драматический театр имени А.С. Пушкина. Там состоялось торжественное собрание по случаю открытия училища. В торжествах приняли участие представители Орловского военного округа, в который входил Курск, партийные и советские работники города. Наказ суворовцам был один - настойчиво готовить себя к трудной и почетной профессии советского офицера, упорно овладевать знаниями, закалять себя морально и физически. Здесь же от имени всего состава училища было оглашено приветственное письмо товарищу И.В.Сталину, дано обещание суворовцев оправдать возлагаемые на них надежды.
      А ровно через месяц, уже в январе 1944 года, произошло еще одно знаменательное событие в жизни курских кадет: училищу было вручено Боевое Знамя, как символ воинской чести, доблести и славы, и грамота Президиума Верховного Совета СССР. Суворовцы, построенные перед трибуной, на котором трепетало на ветру алое, цвета их погон, Знамя, вслед за начальником своего училища генералом Козыревым повторяли чеканные слова военной присяги, клялись верно служить Отчизне, быть достойными имени великого полководца земли русской.
      Повседневная жизнь воспитанников училища строилась по воинскому образцу. Форма одежды с погонами, служебное подчинение младших старшим, распорядок дня, регламентирующий все мероприятия от подъема до отбоя, частые построения с необходимостью выполнять различные команды и приказы, отвечать "Слушаюсь!" при получении любого распоряжения, точно и своевременно исполнять их - все это приучало ребят к исполнительности, дисциплине, порядку.
      Однако командиры рот, офицеры-воспитатели и преподаватели постоянно заботились, чтобы училище стало родным домом для подранков лихолетья, чтобы ребята, лишившиеся родителей и близких, повседневно чувствовали отцовскую и материнскую ласку своих наставников. Они часто беседовали с ребятами по душам, стремились узнать, что волнует их, к чему они стремятся. Откровенный разговор на равных, товарищеское сопереживание, моральная поддержка, положенная на плечо или погладившая по стриженной голове суворовца теплая рука офицера или учителя в минуту откровения - это и многое другое являлось подчас более эффективным, чем длинные и строгие нотации.
      Программы обучения суворовцев были более сложными и насыщенными по сравнению с программами школ Наркомпроса, а учебный год короче на три месяца. Воспитанники более углубленно изучали общеобразовательные предметы, а осваивать иностранные языки начинали уже в младших классах. В программу обучения суворовцев входили также музыка, пение, танцы, верховая езда.
      Естественно, что в системе обучения будущих офицеров строевая и физическая подготовка занимали особое место. Строй воспитывал у ребят исполнительность, подтянутость, опрятность, любовь к военной форме. Все передвижения из корпуса в корпус, к местам занятий совершались в строю, чаще - строевым шагом, с бодрой песней: "Учил Суворов в лихих боях".
      Закаливанию и физическому развитию суворовцев способствовали утренняя зарядка и пробежки в любую погоду на плацу училища под оркестр, умывание холодной водой и обтирание тела полотенцем под контролем офицеров-воспитателей. Плановые занятия по физической подготовке проводились в двух хорошо оборудованных спортзалах, а чаще - на открытом воздухе. Ребята с азартом играли в спортивные игры, бегали кроссы по сильно пересеченной местности, простиравшейся сразу за зданием училища, катались на лыжах и коньках. Это позволяло мальчишкам быстрее устранять негативные последствия от пережитых страданий и лишений, помогало им успешнее осваивать программный материал.
      Поначалу не всем суворовцам давалась учеба так, как хотелось бы. Ребята, которые до поступления в училище бродяжничали, долгое время были оторваны от школы или перенесли большие психические травмы, испытывали серьезные трудности в учебе, не успевали по двум и более предметам. Да и не всем мальчишкам по душе пришелся напряженный ритм повседневной жизни училища с военным укладом, со множеством обязанностей. Некоторые, не выдерживая учебных нагрузок, "крепости гранита наук" или жесткого внутреннего порядка, пускались в "бега". Иных приходилось отчислять из училища за грубые нарушения дисциплины, нежелание учиться.
      Но большинство воспитанников настойчиво преодолевали все трудности, постепенно втягивались в учебу, воспринимали требования внутреннего порядка и воинских уставов как норму поведения личной жизни. Каждый день учебы для них становился светлым и радостным праздником приобретения знаний, свершения открытий. В итоге первый учебный год, укороченный и крайне насыщенный учебным материалом и поэтому самый трудный, был завершен удовлетворительно. Конечно, не обошлось без переэкзаменовок и второгодников, но основная масса суворовцев всех рот и обоих приготовительных классов овладела положенными знаниями и перешла в следующий класс.
      В этом исключительно большая заслуга преподавателей училища. Они добросовестно выполняли свои обязанности, проявляли в обучении и воспитании суворовцев выдержку, терпение, образцы педагогического мастерства. Кадеты-куряне с особой теплотой вспоминают своих учителей: В.Н.Барышникову, Е.А.Михайлову, О.М.Терновцеву, К.А.Кузнецову, П.В. и Ю.А.Липкинг, И.М.Мурзова, Н.Г.Левицкого, Г.О.Тимощук, М.Н.Пожидаеву, М.Р.Фролова, А.А.Кузнецова, Н.В.Воробьеву, В.В.Троицкую, В.А.Вишневского, Б.А.Скрипкина, В.А.Малыгина, А.М.Сибиркина, И.Е.Азарова, О.В.Рудневу, Н.Н.Соловьеву и многих других.
      В повышении успеваемости суворовцев трудно переоценить роль офицеров-воспитателей и командиров рот. Особенно заметный вклад в это дело внесли офицеры Ф.А.Асмолов, А.Ф.Коломенский, А.Ф.Хачков, Е.Н.Шаповаленко, И.А.Койков, И.П.Лапаев, В.Ф.Кривенко, А.А.Жаркин, А.Г.Обиход, Н.М.Пелешин, М.А.Пятковский, Н.И.Обойшев, Ф.А.Комаревцев, Н.В.Костюкевич, П.П.Ивасенко, И.И.Яночкин, А.М.Демин, П.Ф.Волков, А.В.Будников, П.Я.Кузьменко, В.Н.Некрасов. А.Я.Миронов, А.А.Кузнецов. Работая в тесном контакте с преподавателями, проводя с воспитанниками большую часть суток, от подъема до отбоя, а то и оставаясь ночевать вместе с ними, они присутствовали на занятиях своих питомцев, отлично знали, кто и какие испытывает трудности в учебе по каждому предмету, в часы самоподготовки помогали им усваивать программный материал, проводили консультации и дополнительные занятия, давали индивидуальные задания, проверяли качество их выполнения, приглашали, если требовалось, на самоподготовку преподавателей.
      Помощниками офицеров-воспитателей не только по должности, но прежде всего по отношению к порученному делу, стремлению внести в обучение и воспитание суворовцев достойный вклад, были старшины и сержанты: А.Л.Яковлев, И.К.Григорьев, К.П.Морозов, И.М.Баженов, Н.Н. Мазурин, П.М.Кравчук, И.Г.Литвинов и другие. Они терпеливо учили нас самостоятельно решать бытовые проблемы, добивались от нас точного выполнения распорядка дня, требований уставов, а в часы отдыха были просто нашими товарищами и друзьями.
      После напряженной учебы суворовцев ожидал заслуженный отдых. Училище в полном составе выехало в летний лагерь, оборудованный в живописном местечке Моква на берегу Сейма. Ребята загорали, купались, учились плавать, играли в спортивные игры, занимались строевой подготовкой, изучали материальную часть стрелкового оружия, стреляли из малокалиберной винтовки, участвовали в кроссах. Старшеклассники несли службу во внутреннем наряде, занимались верховой ездой, вольтижировкой.
      По выходным дням в училище устраивались спортивные соревнования, военизированные игры, выполнение вольных упражнений с гимнастическими палками на стадионе под музыку оркестра.
      Второй учебный год в училище начался более организованно, на более совершенной учебно-материальной базе.
      Работа постоянного состава стала целеустремленней, продуктивней.
      Выступая в 1944 году перед начальниками политических отделов суворовских военных училищ, М.И. Калинин сказал: "Задача не ограничивается созданием просто советского гражданина. Вы ведь обязаны создать нового советского военного человека." .
      Такую задачу наставники курских суворовцев решали, в первую очередь, привычными формами армейской жизни - уставной внутренний порядок в ротах, строгая субординация, сочетающаяся с тактом и выдержкой, занятия по предметам военной подготовки.
      Наряду с этим была разработана целая система военно-патриотического воспитания суворовцев. На уроках истории, в ходе групповых и индивидуальных бесед ребятам подробно рассказывали об Александре Васильевиче Суворове, как выдающейся личности, всесторонне образованном человеке, так и гениальном полководце, о его славных походах. Знакомили суворовцев и с другими выдающимися русскими и советскими полководцами, советовали, какие книги следует прочесть, проводили с ребятами их обсуждение.
      И, безусловно, повседневно шел разговор с суворовцами о Великой Отечественной войне. Воспитанников постоянно информировали о положении дел на фронте, рассказывали о героических подвигах бойцов и командиров Красной Армии. В ротах имелись карты, на которых отражалась фронтовая обстановка; по утрам и в часы самоподготовки суворовцы слушали программы радио "В последний час", "Сводки Совинформбюро", "Письма с фронта и на фронт".
      И не удивительно, что все суворовцы жили одними помыслами со своим народом, с Красной Армией, громившей ненавистного врага. Когда в начале 1944 года проводился сбор пожертвований в фонд победы, каждый отдавал все, что мог. А вскоре в училище пришла правительственная телеграмма: "Начальнику училища т. Козыреву, заместителю начальника училища по политической части т. Щербакову, парторгу т. Суромкину. Передайте офицерам, сержантам, красноармейцам, вольнонаемному составу, воспитанникам и женам офицеров Курского суворовского военного училища, собравшим 29 тыс. рублей на постройку самолета "Юный суворовец" и 11 тыс. рублей в фонд помощи детям фронтовиков, мой боевой привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин, 10 мая 1944 г."
      Прошло совсем немного времени, и роты, учебные отделения стали дружными, сплоченными воинскими коллективами. Об этом красноречиво говорит такой факт. Наше училище было создано в числе первых девяти в 1943 году. Его воспитанниками стали дети из четырех областей, смежных с Курской, в том числе из Тамбовской. А в 1944 году было создано Тамбовское СВУ. Родственники курских суворовцев родом из тамбовской области возбуждали ходатайство о переводе их в тамбовское СВУ. Удивительно, но факт - ни один суворовец родом из Тамбовской области не захотел покинуть Курское СВУ. И это понятно: у них уже были добрые и заботливые командиры и преподаватели, верные и надежные товарищи и друзья, а в целом училище стало для них родным домом.







      Однако в таком трудном деле, как обучение и воспитание детей войны, допускались в училище и серьезные недостатки. Кое-кто из учителей, да и офицеров-воспитателей, кропотливую работу с воспитанниками подменял грубым окриком, а то и зуботычиной, оставаясь с ними в укромном уголке один на один.
      Проведенная управлением военно-учебных заведений Красной Армии инспекция Курского СВУ вскрыла этот и другие недостатки. Было решено усилить командование училища, постоянный и преподавательский состав кадрами, имеющими высшее педагогическое образование.
      И вскоре они появились в училище, и среди них капитан Владимир Константинович Лотарев, высокий, стройный, подтянутый. Но главным достоинством его был внутренний облик. Капитана отличала любовь к детям, отличное знание их индивидуальных особенностей, умение найти к каждому свой подход. Уроки литературы и русского языка, которые он вел, были для суворовцев не только источниками познания предмета, а прежде всего духовного обогащения.

      Слава заслуженного учителя к Лотареву пришла гораздо раньше, чем официально это звание было ему присвоено.
      Любимцами курских суворовцев стали также преподаватели математики Борис Павлович Молчанов и Давид Моисеевич Соловьев. Краткость, но убедительность и доказательность при изложении материала, умение дать высокую нагрузку и отстающим и отличникам - это и многое другое характеризовало их педагогическое мастерство.
      Из года в год учебно-воспитательный процесс в Курском суворовском военном училище совершенствовался. По ряду показателей оно выглядело лучше, чем остальные. Например, по физическому воспитанию суворовцев.
      В прошлом выдающиеся спортсмены, чемпионы Советского Союза, России, Москвы и Ленинграда, офицеры Е.А.Субботин, А.Г.Кваша, А.П.Пуртов, П.М.Щумилин и другие умело развивали у ребят на уроках физкультуры и в спортивных секциях силу, ловкость, выносливость, бойцовские качества. Многие суворовцы достаточно быстро стали выполнять нормативы спортивных разрядов. Долгое время у них не было соперников из городских школ по гимнастике, лыжам, боксу, борьбе, бегу, футболу.
      В 1948 году состоялся первый выпуск Курского СВУ. Из 38 воспитанников выпускного класса 20 выдержали экзамены только на отлично, 10 награждены золотой медалью. В их числе Н.Поляков, Л.Широкий, Г.Барышев, Ю. Дедаев.
      А через два года в войсках Красной Армии встречали молодую офицерскую поросль - лейтенантов, которые в детстве и юности носили алые погоны с вензелем КСВУ. Они достойно выполняли свой воинский долг перед Родиной, своими успехами в службе славили альма-матер в соловьином краю.
      Так же поступали, став офицерами, кадеты-куряне второго, третьего и последующих выпусков.
      Курское СВУ приобрело широкую известность в стране. Его последующие начальники генерал-майор З.Н. Алексеев и генерал-майор инженерных войск Н.И.Алексеев, видный военный писатель, стремились создать в училище сплоченный творческий педагогический коллектив, придать учебно-воспитательному процессу высокую эффективность, целеустремленность. И это им вполне удавалось. Питомцы училища получали глубокие, разносторонние знания, высокую идейную закалку.
      Воспитанники Курского СВУ живут в разных уголках России и за ее рубежами. Но они всегда с благодарностью вспоминают Курск, родное гнездо - суворовское училище, переписываются со своими учителями и командирами. Хотя ряды курских суворовцев уменьшаются по многим причинам, выпускники приезжают на традиционную встречу в Курск, которая проводится каждую первую субботу июня. Есть и такие, которые проезжая по делам мимо Курска, обязательно сделают в городе остановку, пройдутся по заповедным местам, навестят бывших своих наставников, побывают на могилах ушедших из жизни. Ряд питомцев Курского СВУ стали известными писателями, поэтами, журналистами, и они ищут любой повод, чтобы сказать в печати благодарное слово своему училищу. Так, писатель Олег Михайлов написал роман об А.В.Суворове и посвятил его Курскому СВУ. Выпускник 1954 года Вячеслав Шишков и бывший воспитанник музвзвода трубач Евгений Елинский написали "Гимн суворовцев" и немало стихотворений, посвященных преподавателям, офицерам-воспитателям, собратьям.
      В 1957 году училище было перебазировано из Курска на Дальний Восток - в город Уссурийск. До 1964 года оно именовалось Дальневосточным, а позже (и по сей день) - Уссурийским. Менялись командование училища, командиры рот, офицеры-воспитатели, преподаватели. Менялись сроки обучения суворовцев, программы их подготовки, но неизменным оставалось одно: Вооруженные Силы получали и получают грамотных, хорошо подготовленных, идейно-убежденных офицеров.
      Автору этих строк посчастливилось учиться в Курском СВУ с 1943 по 1951 годы. Вместе с большой группой мальчишек 9 и 10-летнего возраста я был зачислен в 4-ю роту, которая впоследствии и составила 4-й выпуск.
      Состав роты оказался чрезвычайно пестрым. Ребята прибыли сюда из разных городов, и даже Москвы, другие - из "глухих медвежьих углов". У большинства мальчишек, и у меня в том числе, отцы погибли на фронте. Были среди нас и круглые сироты.
      Некоторые ребята принимали непосредственное участие в боях с фашистами. Среди них - Николай Кубасов, сын стрелковой дивизии, юные партизаны с Брянщины и Белоруссии Александры Горбунов и Хмелевский. Иван Сергиенко, удостоенный трех боевых наград, был направлен в училище по личному указанию Маршала Советского Союза Г.К.Жукова.
      Первое время рота размещалась в одном из корпусов областной больницы на Садовой улице, отведенном под наше общежитие. Хотя ремонт корпуса проводился в спешном порядке, но многим ребятам после перенесенных лишений и невзгод обычное двухэтажное кирпичное здание казалось царскими палатами. Здесь было просторно, светло, уютно.
      Командир роты капитан Е.Н.Шеповаленко, офицеры-воспитатели капитаны П.Ф.Волков и Ф.А.Комаревцев, лейтенанты Н.А. Чиненков и И.И.Яночкин окружили нас заботой и вниманием, по-отцовски относились ко всем воспитанникам, и 4-я рота стала для нас второй семьей.
      Учеба многим из нас давалась с огромными трудностями. Значительная часть ребят, как и я, год-два находились в фашистской неволе на оккупированной территории, успели окончить всего один класс, а в училище мы стартовали с программы 3-го класса средней школы. Поэтому нашим преподавателям Н.Г.Левицкому, В.А.Малыгину, Е.П.Семякиной, Н.В.Воробьевой, О.В.Рудневой, Т.М.Мельниченко, Е.А.Михаиловой, А.Н.Макарову и другим приходилось проявлять максимум настойчивости, терпения и изобретательности, чтобы вовлечь нас в активный процесс учебы. Они старались предельно доходчиво разъяснять нам материал, учитывали уровень нашей подготовки, индивидуальные качества, держали в поле своего зрения каждого воспитанника. Учители, не считаясь с личным временем, проводили дополнительные занятия, консультации, приходили на самоподготовку, помогали нам качественно выполнять домашние задания, персонально шефствовали над отстающими.
      Примечательной личностью в этом плане был наш преподаватель английского языка капитан Андрей Николаевич Макаров. Чемпион Москвы по бегу на средние дистанции, он был и незаурядным педагогом. Чтобы привить нам интерес к своему предмету, Макаров разучил с нами песню на английском языке из недавно показанного нам фильма "Дети капитана Гранта", и во время передвижения отделения строем из корпуса в корпус и на прогулке мы лихо пели ее. 200 часов - вот время, которое потратил Макаров на дополнительные занятия с нами. Когда после войны московское "Динамо" поехало в Англию сразиться с родоначальниками футбола, переводчиком в команду взяли нашего капитана. Мы недоумевали: "Разве в Москве мало людей, владеющих английским языком?!" Много! А вот взяли нашего преподавателя! И, если позже нам приходилось слышать слова популярной песни: "И к британцам, и к шотландцам прямо в сетку много раз залетали мячи", мы с гордостью говорили о весомом вкладе армейца Макарова в успех динамовцев.
      По мере усложнения программного материала, к нашему обучению подключались другие преподаватели: О.М.Терновцева, Г.О. Тимощук, В.К.Лотарев, И.М.Мурзов, Б.П.Молчанов, М.Р.Фролов, A.M.Сибиркин и другие. Добросовестное отношение к делу, лаконичность и доходчивость изложения материала, стремление побудить всех воспитанников заниматься с полным напряжением сил, ставить перед собой более высокие задачи - это и многое другое определяло педагогическое мастерство наших преподавателей.
      Из года в год в роте повышалось качество и воспитательной работы. Командир роты майор И.А.Койков, а затем сменивший его подполковник П.П.Ивасенко, офицеры-воспитатели капитаны П.Я. Кузьменко, майоры В.М.Ленин, А.Я.Миронов, Д.А.Тимофеев старались избежать в роте казарменного духа, повседневно проявляли о нас заботу, часто беседовали с нами на любые темы, вникали в наши нужды и запросы, близко к сердцу принимали наши неудачи и радовались успехам.
      Суворовцы 3-го учебного отделения навсегда сохранят в памяти светлый образ своего первого "взводного" Ивана Иосифовича Яночкина. Суровый на вид, с орлиным носом на римском лице, он был добрейшим человеком. Всегда с нами был вежлив, тактичен, никогда не повышал голоса. Когда зимними вечерами в училище не было электричества, а так бывало часто, мы собирались в темном классе и завороженно слушали его рассказ не только о русских, но и о Гомеровских героях из "Илиады" и "Одиссеи", путешествовали на "Машине времени" Уэллса в прошлое и будущее нашей страны, воображали себя ее героями.
      И вот результат целеустремленной и кропотливой работы наших наставников. По итогам учебы и дисциплины 4-й выпуск стал одним из лучших из всех десяти выпусков Курского СВУ. И хотя суворовец любого выпуска вправе считать, что именно его выпуск является лучшим, существуют объективные данные: из 72 выпускников 1951 года 23 сдали экзамены только на отлично. 11 из них получили золотые медали, остальные - серебряные. "Золота" удостоились Николай Гвоздев, Рудольф Дремлюга, Виктор Леонов, Вячеслав Миляховский, Василий Репин, Иван Сергиенко, Валерий Кузнецов, Юрий Мирошников, Юрий Митин, Геннадий Прокошин и Николай Чевычалов.
      Абсолютное большинство суворовцев нашего выпуска были признаны медицинской комиссией годными для поступления в нормальные военные училища без ограничений, в том числе и летные. Более половины из нас были распределены в пехотные училища.
      По разному сложились судьбы суворовцев 4-го выпуска.
      ...В первом отделении за одной партой сидели два друга - Юрий Шилин и Григорий Яковлев. Оба окончили училище с золотой медалью. И только они из всего выпуска стали впоследствии генералами.
      У других выпускников военная карьера менее громкая, но не менее замечательная. Многие стали старшими офицерами, служили в частях всех видов и родов Вооруженных Сил, были мастерами армейских специальностей. Сергей Хлопков был старшим инженером военного НИИ, занимался вопросами освоения космоса. Ныне он является Нестором-летописцем нашего училища. Причастен к освоению космоса и Олег Новиков, работавший на Байконуре многие годы. Виктор Лебедев был испытателем авиационной техники.
      Николай Гвоздев стал специалистом высокого класса в КГБ. Игорю Глушкову, Юрию Торбину, Геннадию Прокошину, Олегу Гаю, Юрию Шилину и другим пришлось в мирное время с оружием в руках отстаивать интересы Родины в Венгрии, Вьетнаме, Афганистане.
      Иные попали под молох головотяпского хрущевского сокращения армии, когда на слом шли и первоклассные самолеты, и корабли, и людские судьбы. Несмотря на это, они не дрогнули перед трудностями, смогли и на "гражданке" стать учеными, ведущими специалистами НИИ, конструкторских бюро и просто рядовыми добросовестными тружениками в разных областях народного хозяйства. Так, после увольнении в запас кандидатские диссертации защитили Феликс Некрасов, Игорь Глушков, Юрий Мирошников, Юрий Шахрай, Валерий Кузнецов и другие. Виталий Толмачев удостоился премии и медали Совета Министров за разработку новшеств коммунального хозяйства Москвы. Новаторами производства, специалистами высокого класса являются Юрий Митин и Алексей Еремеев, который к тому же стал и замечательным художником. На ответственной работе находятся Вячеслав Миляховский и Юрий Сидоров.
      Судьба разбросала наш выпуск по разным уголкам России и за ее пределы. Но есть и такие, которые, завершив службу в армии, вернулись на Курскую землю. Среди них - Михаил Барков, Виктор Сорокин, Павел Бочаров, Павел Евглевский, ведущий армейский гимнаст, призер многих крупных соревнований, а также Вадим Алексеев (сын начальника нашего училища генерала З.Н.Алексеева), который много лет подряд возглавляет наш клуб в Курске, является неувядающим спортсменом-ориентировщиком, неоднократным победителем всероссийских и международных соревнований.

* * *

     Время летит стремительно! 60 лет прошло с той поры, как в разгар жестокой войны воспитанники первого набора переступили в прифронтовом Курске порог суворовского училища. Отзвенели соловьиными зорями наши детские и юношеские годы. Но зародившееся в стенах училища кадетское братство живет и поныне в нас.
      Мы помним и чтим своих командиров и преподавателей!
      Мы помним и чтим своих товарищей и друзей!
      Встречаясь, мы часто говорим: да, нам повезло. В лихую годину мы учились в Курском суворовском военном училище!

Читать другие главы книги "Суворовские, нахимовские..."