ТБИЛИССКОЕ НАХИМОВСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Глава из книги "Суворовские, Нахимовские..."
Автор составитель Толокольников Гений Павлович (Тульское СВУ)

Ченчик Н.Ф.

     В соответствии с решением СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) “О неотложных мероприятиях по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации” по созданию девяти суворовских военных училищ и одобрением Правительства Народный Комиссар ВМФ адмирал Кузнецов Н.Г. по представлению начальника ВМУЗ ВМФ конр-адмирала РамишвилиС.С. решил организовать в системе военно-морских учебных заведений Военно-морское подготовительное училище, назвав его именем великого русского флотоводца, героя Синопа и Севастопольской оброны адмирала Нахимова П.С.
      Народный комиссар ВМФ своим приказом за от 16.10.1943 г. “Об организации НВМУ” установил следующие задачи и цели:
а) Сформировать к 10.01.1944г. в г.Тбилиси НВМУ численностью 600 воспитанников и сроком обучения 8 лет;
б) Цель училища - “Подготовка мальчиков к поступлению в высшие военно-морские училища и последующей военно-морской службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование”;
в) “В училище принимать мальчиков с 10-летнего возраста, с образованием не ниже 2-х классов средней школы”;
г) Разработать Положение и штат НВМУ;
д) Укомплектовать офицерским , старшинским и рядовым составом, полностью отвечающим требованиям, задачам и назначению данного училища;
е) Принять срочные меры к первоочер едному снабжению училища всеми видами довольствия, инвентарем, учебными пособиями и обеспечить неотложные работы по оборудованию и приспособлению училища для размещения и учебы воспитанников.
ж) Нахимовское училище подчинить Начальнику ВМУЗ ВМФ.
      13 декабря 1943 г. состоялось Постановление СНК и ЦК КП(б) Грузии о временной передаче Нахимовскому училищу помещений 2-й средней школы, освобождаемых военно-морским госпиталем №40 сроком на один год.
      1 января 1944 года училище приказом ВМУЗ ВМФ получило наименование Тбилисское Нахимовское военно-морское училище.
      1-го апреля 1945 г. помошник начальника ВМУЗ ВМФ Татаринов А.И. вручил училищу Красное знамя военно-морских частей военно-морского флота СССР.
      В качестве учебных предметов утверждены: русский язык и литература, арифметика, алгебра, геометрия, естествознание, иностранный язык. черчение, основы военно-морского дела, общевойсковая подготовка, физическая подготовка, рисование, пение, танцы, музыка.
      После выхода приказа Народного комиссара ВМФ СССР началась работа по формированию Тбилисского военно-морского училища. Подбирались преподаватели предметам, с флотов в Тбилиси и Кобулети направлялись офицеры-воспитатели, старшины, боцманы-сверхсрочники. Проводилась колоссальная работа военкоматами по отбору кандидатов-мальчиков. С флотов снимались корабельные юнги и направлялись в Кобулети, где в спортивном приморском корпусе, готовили их к учебе за партами. Воюющая страна при разрухе нашла возможность в короткий срок сшить флотское обмундирование, обувь мальчикам от 8 до 15 лет. Появились настоящие бескозырки, бушлаты, брюки из флотского сукна. Паек нахимовцам выдавался по нормам подводников. Назначили и начальника училища, потомственного моряка, окончившего в 1910 году Морской корпус контр-адмирала Рыбалтовского В.Ю. 13 декабря 1943 года он прибыл в Тбилиси и приступил к работе. Подобрав себе надежных помощников, Рыбалтовский В.Ю. дал ход всему организационному процессу, и с первого января 1944 года начался нормальный режим закрытого учебного заведения по четкому распорядку дня личного состава училища.
      5 мая 1944 года ломалась и моя судьба, когда я прибыл из военно-морского госпиталя с заключением врачебной комиссии, запрещающей плавать на торпедных катерах. Насколько это меня огорчило, настолько и обрадовало начальника штаба дивизиона торпедных катеров капитана II ранга Томашевского А.Д., ломающего голову, где и кого взять, чтобы выполнить приказ о выделении “достойного” моряка в только-что образованное по приказу тов. Сталина, Тбилисское Нахимовское военно-морское училище. Моя кандидатура решала как раз этот кадровый вопрос: плавать нельзя, боевая характеристика положительная, партийная тоже, и по здоровью, по мнению командования, подхожу. Только я не был согласен. Комиссар дивизиона Павлов И.П., сказал прямо: “Поедешь или положишь партбилет!”
      Указания тов. Сталина обсуждению не подлежит. Меня направили помощником офицера-воспитателя к капитан-лейтенанту Мизонову.
      В роте началось обоюдное знакомство. Класс состоял из 12-13-летних мальчиков, почти все без отцов, а некоторые были круглые сироты, у которых самые близкие родственники - бабушки. Многие никогда не ходили в театр, а приехавшие из далекой глубинки Ваня Колбин и Сережа Сырчин вообще не видели больших городов, были несколько ограничены в общем развитии, но, по-крестъянски, трудолюбивы; а были и «баловники», как Хлебников, Петровский. Каждый нуждался в индивидуальном подходе. С учебой за партой начались и строевые занятия, которыми руководили, в основном, помощники офицеров-воспитателей. Это были мичманы: Сидоренко И.П., Салунин М.А., Багров Д.М., Спиридонов М.А., т.е. непосредственные и ближайшие командиры. Они прививали элементарные правила ношения морской формы, учили красоте начищенных блях и пуговиц, начищенных до блеска ботинок. Когда наши нахимовцы прошли «курс молодого краснофлотца», научились приветствовать старших, начались увольнения в город по всем корабельным правилам.
      Нашим нахимовцам повезло, что начало училищу дали такие влюбленные в морскую службу люди, как адмиралы Исаков И.С., Рыбалтовский В.Ю., и капитан первого ранга Алексеев И.И., сумевшие создать сплоченный коллектив преподавателей и воспитателей. О любом из можно сказать, что он был на своем месте. Вот, например, преподаватель черчения, Потапов Леонид Иванович, один из любимых нахимовцами учителей, эрудит, трудоголик. Он мог часами рассказывать удивительные истории о Мцхети, о горах или о далекой старинной крепости.
      Лагерь в фальшивом Геленджике был не только местом отдыха с морскими купаниями, тут наши нахимовцы обучались основам морского дела, гребле и управлению шлюпками под парусами, приобретали необходимую физическую закалку, дисциплинированность, мужество и умение быстро и смело принимать правильные решения в опасной и сложной обстановке. Именно здесь наши питомцы, впервые шагнув на качающуюся на волне шлюпку, начинали свою морскую службу. Первые занятия на яликах, четверках, а потом на шестивесельных ялах и баркасах. Многие увлеклись швертботами. Занятия на шестивесельных ялах входили в программу ежедневного обучения гребле и лавированию под парусами. Каждый нахимовец осваивал секреты хождения под парусами не только в тихую погоду, но и при свежем ветре, а кончалось обучение соревнованием между классами и ротами - «парусные гонки с рулями и без рулей». Вот тут и приобретались первые навыки будущих командиров атомных лодок и крейсеров: Жени Горожина, Геннадия Никитина, Юрия Филипьева, Алексея Полетаева, Сережи Порахина. Вот где начиналась любовь к морю.
      Очень хорошо помнят наши нахимовцы военные парады в г. Тбилиси, когда нашему морскому батальону доверялась честь закрытия парада, уходить последними с площади В.И. Ленина. Духовой оркестр играл марши, войска Тбилисского гарнизона покидали площадь В.И. Ленина и, когда наше училище подходило, оркестр с маленькой паузой вдруг звонко и громко играл «Варяг», как будто слова песни вливались в души наших нахимовцев. Четкий печатный шаг, равнение по струнке, взмах рук в белых перчатках от бляхи на поясе и назад до отказа, вскинутые вверх головы с вьющимися на ветру лентами бескозырок, раскрасневшимися от волнения красивыми мальчишескими лицами, гордыми за свою принадлежность к морскому флоту, лихо шли мимо правителъственных трибун под бурные аплодисменты всех присутствующих. Выходили на проспект Шота Руставели и так шли, пока не затухали звуки оркестра, и весь путь до училища сопровождался стоявшими на тротуарах. А в 1951 году наше училище прошло торжественным маршем в составе войск Московского гарнизона на первомайском параде в г. Москве.
      Когда меня спрашивали, чем отличается нахимовское училище от обычной средней школы, я отвечал “Дисциплиной, физкультурой и спортом”. Преподаватели по физкультуре были сами спортсменами, могли работать с нахимовцами, показывая «Делай как я!». Вызывалось подражание, любовь к физкультуре. Даже убеленные сединами адмиралы, капитаны первого ранга с удовольствием вспоминают сейчас своих преподавателей по физкультуре: Венкова, Понтака, Макарова. Нахимовец Илларионов, будучи отличным гимнастом, даже в жены выбрал себе рекордсменку СССР по гимнастике. А пловец Юрий Филипьев, Герой Советского Союза - участник многих соревнований по водному спорту, занимал неоднократно призовые места. Наше училище участвовало в четырех летних спартакиадах нахимовских и подготовительных училищ. Одна проходила в г. Москве в 1950 году. В г. Риге на второй летней спартакиаде нахимовских и подготовительных училищ Военно-морских сил 1951 года, посвященных Дню Военно-морского флота, наши спортсмены по гимнастике, по легкой атлетике, по плаванию и прыжкам в воду, баскетболу, парусу и гребле заняли первые места и почти все призы увезли в Тбилиси. Нахимовцы Филипьев, Жежель, Бахметъев, Щегула, Сердюк, Балахнин, Гетман далеко превосходили своих соперников. Также получилось и на двух спартакиадах, проходивших в г. Ленинграде в 1952-1953 гг. В этих трех спартакиадах мне пришлось быть командиром этой спортроты, а по совместительству и командиром шлюпки, которая в гонках на веслах, под парусами «с рулями» и под парусами «без рулей», - во всех трех соревнованиях заняла первое место, а шлюпочники Барянов, Бакуров, Важинский, Титоренко, Тушурашвили, Быстров остались до седых волос любителями парусного спорта.
      Демобилизовавшись, я оказался в Хосте, работая рядом с санаторием Северного Военно-морского флота, куда начали приезжать со всех морей к океанов наши воспитанники десяти выпусков. У нас были питомцы Ивановы, Сидоровы, Илларионов, Шавин, Бакин, Никитенко, Григорян, Мирзоян, Шайдаев Энвер-Оглы, Газиев Рахмед. Вот несколько примеров их достижений: контр-адмирал Петров плавал на Тихом океане, бывал на всех «горячих точках» от Красного моря Баб-Эль-Мандебского пролива до Манагуа в Никарагуа, объездил и облетел все земные континенты от Канады и Новой Зеландии и до Виргинских островов, кавалер многих правительственных наград; контр-адмирал Горожин П.П., командир атомной подводной лодки, командир Военно-морской базы Новая Земля, - самое страшное место на всем Земном шаре не только по климату, но и по тем делам, что творили советские люди - возводя атомный щит Родины; Филипьев Ю.П. за освоение новой техники и проявленное при этом мужество получил звание Героя Советского Союза; капитан первого ранга Полетаев А.И. за поход к Северному полюсу на атомоходе награжден орденом Красного Знамени; Ашчьян Л.С. - к.т.н., окончил МАИ, академию Внешней торговли, сотрудник внешней торговли, объездил все Социалистические страны, а также ФРГ, США, Мексику, Иран, Афганистан; Баркалая А.И., биофизик, ст. научный сотрудник Министерства здравоохранения России; Зубченко Г.В. - к.т.н.; Сулико Чутксрошвили - к.т.н. и многие - многие другие.
      Директивой Главнокомандующего ВМФ от 10 сентября 1955 г. Тбилисское Нахимовское училище расформировано. Знамя училища сдано в Центральный военно-морской музей г. Ленинграда.
      Перечисляю командование нашего нахимовского училища.

Начальники училища:
Зам. начальника училища по политчасти:
Начальники учебной части:
Контр-адмирал Рыбалтовский Владимир Юльевич, дек. 1943 - июнь 1944 гг.
Капитан 1-ого ранга Алексеев Игорь Иванович, июнь 1944 - апрель 1950 гг.
Капитан 1-ого ранга Гаврилин Георгий Иванович, апрель 1950 - август 1952 гг.
Контр-адмирал Новиков Николай Дмитриевич, янв. 1953 - 1955 гг.
Капитан 3-его ранга Кулешов Алексей Ильич, 1943 - 1946 гг.
Капитан 1-ого ранга Аверлюков Федор Иванович, 1946 - 1950 гг.
Капитан 1-ого ранга Кочетов Леонид Яковлевич, 1950 - 1953 гг.
Капитан 1-ого ранга Стенин Артемий Артемьевич, 1954 - 1955 гг.
Капитан 2-ого ранга Поляков Дмитрий Иванович, 1944 - 1946 гг.
Капитан 2-ого ранга Таршин Сергей Григорьевич, 1946 - 1951 гг.
Подполковник Бойко Дионисий Парамонович, 1951 - 1953 гг.
Капитан 1-ого ранга Гришанов Михаил Артемьевич 1953 - 1955 гг.

НАХИМОВСКИЕ ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧИЛИЩА

Шевченко В.Н.

     Приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота Н.Кузнецова от 16 октября 1943 г., было создано Тбилисское Нахимовское военно-морское училище. Затем были созданы Ленинградское Нахимовское военно-морское училище (постановление СНК СССР от 21 июня 1944 г.) и Рижское Нахимовское военно-морское училище (Приказ Народного комиссара Военно-морского Флота от 21 июля 1945 г.).
      Славная история и славная традиция у этих училищ. Каждое из них уникально, но они были объединены одной целью - готовить патриотов своей Родины и ее Военно-морского Флота. И они успешно, как показало время, справлялись с этой задачей. Наименование “Нахимовские” эти училища получили в честь великого русского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова, Героя Крымской войны 1853-1856 г.г. Он особенно дорог нашему народу тем, что максимум своих интеллектуальных и моральных сил отдал служению России в наиболее тяжелый промежуток времени от кровавого подавления восстания декабристов до Крымской войны. П.С.Нахимов был прогрессивным военным деятелем, признанным авторитетом в различных областях военно-морского дела, талантливым воспитателем моряков. “Из трех способов, - говорил он, - действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером - последнее есть вернейший”.
      Вера в высокие моральные качества русского матроса, забота о нем, протест против крепостнических порядков на флоте, умение найти наиболее рациональные формы и методы боевой подготовки принесли ему большую популярность. Адмирал М.П.Лазарев так характеризовал своего ученика: “Чист душою и любит море”. П.С.Нахимов прожил 53 года, из которых 35 провел в морских походах. С большой гордостью каждый воспитанник Нахимовских училищ носит имя этого человека.
      Первоначально в Нахимовские училища как правило брали “детей воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота, партизан, советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны”. В них принимались мальчики в возрасте от 10 до 14 лет с общеобразовательной подготовкой соответствующей возрасту в объеме 2-6 классов начальной школы. Воспитанники училищ находились на полном государственном обеспечении. Им была установлена военно-морская форма одежды.
      Еще шла жестокая, кровопролитная война с фашизмом, еще стояли в руинах тысячи наших городов и сел, и требовались колоссальные усилия и средства на полный разгром врага и восстановление разрушенного народного хозяйства, но страна в этих условиях нашла возможность и окружила детей войны заботой и вниманием.
      Для этого были отозваны с действующих флотов и фронтов опытные педагоги и воспитатели, найдены удобные помещения для жилья и учебы, отобраны первые воспитанники.
      В состав первых воспитанников Тбилисского Нахимовского военно-морского училища в возрасте 8 лет приняли и меня. Первых нахимовцев одели, обули, накормили и отогрели их детские души, ожесточенные войной. С этого момента мы стали жить на полном государственном обеспечении. Флотская одежда, в которую нас переодели, преобразила всех мальчишек и внешне и внутренне. Еще бы, облачиться в полосатую тельняшку, темно-синюю форменку с голубым форменным воротничком, с тремя белыми полосками, символизирующими первые победы Российского Флота, приодеть форменные брюки, которые старались расклешить, подражая бывалым мореманам, затянуться широким ремнем со сверкающей бляхой, надеть легендарную бескозырку, получить бушлат, - не это ли мечта каждого пацана! Жизнь наша преобразилась, мы начали нелегкий путь к морям.
      Боевые офицеры, прибывшие с флотов и фронтов, приступили к самым мирным и благородным профессиям - учителя и воспитателя. В училищах были созданы коллективы из лучших преподавателей и воспитателей, рабочих и служащих.
      К детям военного лихолетья пришли люди любящие детей и преданные детям. Эти добрые, мудрые люди передавали нам свой богатый жизненный опыт и опыт службы в частях и на кораблях.
      Нам, воспитанникам, глубоко вошли в память те первые (пусть и тяжелые) дни становления училища. Мы постоянно ощущали на себе, как умело, сочетая функции преподавателя и воспитателя, эти люди овладевали нашими умами, душами и сердцами.
      Нас учили не искать путей легких, а искать пути славные. Каждодневно внимая их слову, мы понимали, что нелегкая флотская служба всегда была суровым испытанием всех физических и духовных возможностей моряка. И тем крепче становилась убежденность всех нас, что посвятить свою жизнь службе на море всегда было, есть и будет делом сложным, но почетным и ответственным.
      Из первых воспитателей и преподавателей моего училища, хотелось бы назвать по-отцовски добрых, мудрых в отношениях с детьми Брусникина Евгения Васильевича, Ченчика Николая Филипповича, Мишина, Панина, Шайхетова Бориса Владимировича, Потапова Леонида Николаевича, Делюкину Татьяну Валентиновну, Грицак Ольгу Федоровну, Кельс и многих, и многих других, чьи имена в каждом сердце их воспитанников. Они смогли найти нужные слова и подход к детям, не по возрасту ставших взрослыми.
      А первыми, кого им пришлось воспитывать и учить, были юные фронтовики - сыновья полков и юнги, имевшие правительственные боевые награды.
      Конечно, были трудности и сложности, конечно, не все ладилось в те уже далекие годы. Но был все побеждающий подъем у всех от мала до велика. И это помогало незаметно для каждого справляться со всеми невзгодами того сложного, но светлого времени.
      Нам преподавали иностранные языки, прививали правила хорошего тона, знания этикета.
      Каждый из нас, выбрав дорогу к морю, мог найти себя в искусстве и в литературе, в музыке и в живописи. Для этого были созданы все условия. Посеянные в благодатную почву семена, дают, как известно, хорошие всходы. Среди воспитанников училищ были достаточно талантливые музыканты, певцы, поэты и живописцы.
      Шли годы, напряженные учебные будни сменялись праздничными днями и торжественными событиями, которые в памяти каждого из нас отставляли неизгладимые впечатления.
      И, конечно, одним из волнующих воспоминаний первых тбилисских воспитанников стало вручение училищу 1 апреля 1945 года легендарным генерал-майором А.Татариновым Знамени, под которым проходил потом большой, полный романтики путь всех поколений училища. Под этим Знаменем 1 мая 1951 года Тбилисское Нахимовское училище впервые прошло на параде по Красной площади - главной площади страны. Первым знаменосцем стал один из первых нахимовцев, будущий акванавт нашего флота Юра Филипьев. В последующем нахимовцев стали традиционно приглашать в Москву на парады.
      За годы существования нахимовских училищ не одно поколение юношей прошло школу флотской дружбы и настоящего братства. Все выпускники этих училищ воспитаны в духе верности флоту, преданности Отечеству, готовности к самопожертвованию, верности славным традициям Родины и ее Военно-Морского Флота. И есть уверенность в том, что как бы ни сложилась в дальнейшем наша жизнь, мы останемся до конца своих дней верны флотскому братству.
      История, по своему, распорядилась судьбой нахимовских военно-морских училищ. Шли годы, сокращался контингент подростков, ради которых были созданы эти три морских училища. Поэтому в пятидесятых годах сначала Рижское, а затем Тбилисское Нахимовские военно-морские училища были упразднены. Их воспитанников передали в Ленинградское Нахимовское военно-морское училище. С тех пор оно стало единственным в стране и в мире.
      Гордостью всего нахимовского братства стали Герой Советского Союза Ю. Филипьев, адмиралы С. Петров, Р. Зубков, В. Лободенко. В. Наумов, А. Шауров, А. Берзин, О. Чефонов, Л. Жданов, Ю. Кайсин. На флотах знают имена и многих других выпускников нахимовских военно-морских училищ. Они командовали и ныне командуют соединениями, современными подводными и надводными кораблями, управляют реакторами и ракетными комплексами, служили или служат минерами, штурманами, морскими летчиками, успешно занимались или занимаются научной и преподавательской деятельностью, например, командир ракетной подводной лодки И. Шелютто, доктор наук, профессор И.Шишкин, офицер Центральною управления ВМФ Р. Кристесашвили, преподаватель В. Осадчий (ныне покойный), штурман атомной подводной лодки, “Ленинский комсомол” О. Певцов, генерал-майор грузинской армии В.Чиковани, первый морской летчик, взлетевший с палубы тяжелого авианосного крейсера Т. Апакидзе, а также А. Гальперин, Ф. Гетман, М. Казаров, В. Кузьмин и многие, многие другие, чьи имена и сегодня пишет история...
      Мы, первые воспитанники, которые проучились в НВМУ 10 лет и отслужили на флоте по 40 и более лет, с большой любовью вспоминаем эти годы и говорим: не зря были созданы эти училища. Не зря! Ибо большое видится на расстоянии. Сегодня с полным основанием можно утверждать, что таких или подобных им военно-морских училищ, морских Кадетских корпусов, военных гимназий должно быть больше.
      В наше время сотни ребят желают стать нахимовцами, как и мы мечтают о романтике флотской службы. Для решения этой важной государственной проблемы одного Ленинградского военно-морского училища, конечно, мало. Думается, что перед каждым гражданином, любящим свое Отечество, есть долг не позволить ни при каких обстоятельствах загасить надежды российских мальчишек!
Читать другие главы книги "Суворовские, нахимовские..."