СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Глава из книги "Суворовские, Нахимовские..."
Автор составитель Толокольников Гений Павлович (Тульское СВУ)

Б.П. Сыченков

«Красные кадеты» 20-х годов.

      В 1918 году численность Красной Армии достигла 1 миллиона человек, к концу 1919 года - 3 миллионов, а к осени 1920 года - 5,5 миллионов человек. Во второй половине Гражданской войны на командных должностях в ней находилось от 150 до 180 тысяч человек, в том числе 48,4 тысячи офицеров и 10,3 тысяч военных чиновников царской армии, которые обладали высокими профессиональными качествами. Наряду с этим в армии были командиры, окончившие краткосрочные военные училища и курсы красных командиров. Но около половины всех командиров вообще не имело военного образования, что отрицательно сказывалось на управлении подразделениями и частями, приводило к большим потерям личного состава армии.
      С окончанием в 1922 году Гражданской войны возникла необходимость перестройки системы подготовки кадров применительно к мирным условиям. Эта перестройка происходила в соответствии с Постановлением Совета Труда и Обороны от 19 января 1921 года и завершилась в 1925 году. За это время осуществился переход от системы краткосрочных командирских курсов к военным школам среднего комсостава. Выработался единый тип военно-учебных заведений по родам войск с трехгодичным сроком обучения. Работу по улучшению системы подготовки командных кадров возглавил И.Э.Якир, назначенный в апреле 1924 года начальником Управления военно-учебных заведений Красной Армии.
      В период перехода к новой системе военного образования возникли трудности с укомплектованием новых военно-учебных заведений, для которых требовались не только физически крепкие , но и грамотные люди, преимущественно из числа рабочей и крестьянской молодежи.
      Стали создаваться специальные военно-подготовительные школы для последующего комплектования их выпускниками военно-учебных заведений армии и флота. В 1921-1924 гг. такие школы были открыты в Петрограде, Баку, Фергане и Харькове.
      В октябре 1921 г. в Петрограде была образована подготовительная школа для моряков в составе 250 человек, имеющая целью дать военным морякам общеобразовательную и специальную подготовку в объеме, необходимом для поступления в военно-морские училища командного состава.
      Среди первых учеников этой школы оказался будущий Адмирал Флота, Герой Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов. Вот как он вспоминает об этом периоде:
      «В то время открылась подготовительная школа для поступающих в военно-морские училища. Меня зачислили на самый младший ее семестр. С моим образованием - три класса церковноприходской школы - на большее рассчитывать не приходилось. В конце 1922 года из подготовительной школы меня перевели в Военно-морское училище».
      В 1922 году эта школа была преобразована в Военно-морское подготовительное училище. Училище дает первоначальную подготовку по военно-морскому делу и общеобразовательную подготовку.
      Осенью 1923 года был произведен последний выпуск учащихся, окончивших обучение по программе подготовительной школы. Из этого выпуска без экзаменов было зачислено 100 человек - в Военно-морское училище, 44 - в морское инженерное и 8 человек - в Военно-морское гидрографическое.
      Осенью 1924 года подготовительное училище вошло в состав Военно-морского училища в качестве общеобразовательного отдела, на котором проходили общеобразовательную подготовку слушатели всех трех курсов, что давало возможность рабоче-крестьянской молодежи закончить среднее образование.
      В декабре 1921 г. в Баку была создана Первая Азербайджанская военная школа второй ступени. В нее зачислили 150 воспитанников в возрасте от 8 до 18 лет, родители которых погибли в Гражданскую войну. В конце 1922 года школа переименовывается в Красный кадетский корпус, а затем в Азербайджанскую Закавказскую пролетарскую военную школу. В 1924 году школа была преобразована в Закавказскую военно-подготовительную школу со сроком обучения 3 года. В нее принимались подростки от 14 до 17 лет.
      В декабре 1921 г. в городе Фергана открылась Бухарская военно-трудовая школа на 100 воспитанников, переименованная в 1925 году в Узбекскую военно-трудовую школу. В ноябре 1925 года она была преобразована в Узбекскую военно-подготовительную школу с 4-летним сроком обучения.
      В мае 1924 года в Харькове началось формирование Украинской военно-подготовительной школы с 3-годичным сроком обучения для подготовки будущих курсантов военно-учебных заведений. В школу принимались юноши 15-18 лет, как правило, воспитанники детских домов, дети военнослужащих и рабочих. К обычным школьным дисциплинам прибавилось изучение военных уставов, оружия, занятия по строевой и стрелковой подготовке. В 1925 году школа была переведена в Полтаву.
      15-летним пареньком поступил в эту школу и Павел Батицкий, ставший впоследствии Маршалом Советского Союза, Героем Советского Союза, главнокомандующим Войсками ПВО страны.
      В апреле 1925 года состоялся первый Всесоюзный съезд работников военно-учебных заведений. В приветственном слове М.В.Фрунзе обратил внимание участников съезда на то, что «Красная Армия должна получить единую, выдержанную линию военно-образовательной подготовки, начиная от подготовительной школы и заканчивая военными академиями и высшими курсами усовершенствования».
      Военно-подготовительные школы просуществовали до конца 20-х - начала 30-х годов, после чего начали упраздняться ввиду возросшего уровня общеобразовательной подготовки молодежи, годной к поступлению в военные училища.
      В 1929 году была закрыта Узбекская военно-подготовительная школа, а ее учащиеся переведены в Объединенную среднеазиатскую военную школу на подготовительное отделение.
      В этом же году Украинская военно-подготовительная школа была реорганизована в Полтавскую школу переподготовки командиров запаса имени М.В.Фрунзе.
      30 ноября 1930 года Закавказская военно-подготовительная школа была преобразована в Бакинскую пехотную школу имени С.Орджоникидзе.
      За время своего существования военно-подготовительные школы произвели несколько выпусков и направили в военно-учебные заведения около полутора тысяч своих воспитанников. Среди них, кроме вышеназванных военачальников, генералы: Г.Е.Стогний, Я.М.Табунченко, В.А.Рождественский, В.С.Кондратенко, Ф.П.Бойко, В.М.Добрянский, П.И.Дейнеховский; адмиралы: В.Д.Шандабылов, В.А.Ерещенко, В.А.Андреев, Б.В.Каратаев, Г.Ф.Боготов, В.Ф.Трибуц, Д.Вдовиченко.

Военные спецшколы 30-х годов

     Если с окончанием Гражданской войны Красная Армия сократила свою численность с 5,5 миллионов человек до 500 тысяч, то в тридцатых годах осложнения международной обстановки в Европе и на Дальнем Востоке вынудили советское правительство приступить к наращиванию численности Вооруженных Сил и оснащению их более современной военной техникой и вооружением. В 1938 году в составе Красной Армии было 1,5 миллиона человек, на 1 января 1941 года - 4,2 миллиона, а к началу Великой Отечественной войны - более 5 миллионов человек.
      Несмотря на быстрый рост численности армии, к лету 1937 года Вооруженные Силы на 98 процентов были укомплектованы военными кадрами. Этому способствовали быстро расширявшаяся сеть военно-учебных заведений, увеличение числа обучающихся в них и сокращение сроков учебы.
      Однако в связи со все возрастающими репрессивными акциями в среде командного состава, проводившимися под видом поиска «шпионов», «врагов народа», «изменников», со временем положение стало заметно изменяться в худшую сторону. 29 ноября 1938 года на заседании Военного совета К.Е.Ворошилов сообщил, что чистка РККА «проведена радикальная и всесторонняя». К этому времени было «вычищено» более 40 тысяч человек. Волна репрессий, не затухавшая и в последующие годы, привела к арестам и гибели к началу Великой Отечественной войны до 100 тысяч командиров Красной Армии от командиров полков до командующих войсками военных округов.
      5 мая 1941 года начальник немецкого генерального штаба генерал Гальдер записал в своем дневнике: «Русский офицерский корпус исключительно плох, гораздо хуже, чем в 1933 году. России потребуется 20 лет, чтобы офицерский корпус достиг прежнего уровня».
      Советскому народу не потребовался столь длительный срок. Необходимые офицерские кадры были созданы уже в первой половине Великой Отечественной войны.
      С 1937 года военные школы начали преобразовываться в военные училища со сроком обучения вначале 3, а затем 2 года. Количество военных училищ быстро росло. К началу Великой Отечественной войны действовало 203 военных училища, в которых обучалось 240 тысяч курсантов. С началом войны срок обучения в них был установлен от 4 до 10 месяцев. Немалую роль в комплектации военных училищ отлично подготовленной молодежью сыграли вновь образованные подготовительные военно-учебные заведения - специальные военные школы.
      В 1938 году в СССР уже действовали 17 специальных артшкол, принявших более 8 тысяч юношей.
      В конце 1943 года в Красной Армии вместо знаков различия на петлицах («шпалы», «ромбы», «кубы» и т.д.) были вновь введены погоны, отмененные в 1918 году. Были введены погоны и для спецшкольников. Они были такого же типа, как у курсантов военных училищ, только меньших размеров (шириной 40 мм вместо 60). Каждая спецшкола имела свое знамя. Как воинское подразделение школа составляла учебный артиллерийский дивизион, в котором около 500 учащихся были разделены на три батареи. В каждой батарее было по 5-6 классов, называвшихся взводами. Каждый взвод (25-30 человек) состоял из трех отделений.
      Командирами взводов и батарей назначались классные руководители из преподавательского состава, которые были чисто гражданскими людьми. Кадровыми военными были только командир дивизиона (он же военрук) и политрук дивизиона. Директора школ были либо гражданскими, либо офицерами запаса. Спецшколы укомплектовывались лучшими педагогами.
      В период Великой Отечественной войны Ленинградские и Московские спецшколы перевели в Омскую и Кемеровскую области, Алтайский край, город Ижевск; Ростовскую САШ - в Красноярский край; Киевскую - в Оренбургскую область; Одесскую - в город Душанбе и т.д.
      При устройстве на новом месте спецшкольникам пришлось преодолевать немалые трудности: выполнять работы по оборудованию жилья и учебных классов, заготавливать топливо на зимний период, участвовать в уборке урожая, работать в угольных шахтах…
      К этому времени ученики первых выпусков уже закончили военные училища и сражались в Действующей армии.
      В ходе учебы курсантам военных училищ уже приходилось участвовать в боях.
      Тяжелые бои шли тогда под Москвой. «Русские эсэсовцы» (так в листовках называли курсантов немцы), хорошо обученные ребята, отчаянно, вдохновенно дрались на полях сражений.
      Закончив ускоренный курс подготовки в военных училищах, Москву защищали «спецы» и других артшкол.
      Свой первый бой принял под Москвой командир огневого взвода 1 Ударной армии Георгий Иванович Яковлев - выпускник 11 Ростовской САШ, ставший впоследствии командиром батареи Ростовского артиллерийского подготовительного училища. В боях под Москвой погиб, командуя батареей, 18-летний воспитанник Ростовской спецшколы Юрий Жуков.
      Со временем рос боевой опыт и мастерство «спецов». Красноречивым свидетельством тому служит высокое звание Героя Советского Союза, которого были удостоены спецшкольники в годы войны. Вот имена, 23 Героев, которые удалось установить:
      Шесть из них - воспитанники 2 Московской САШ: лейтенант Т.М.Фрунзе, капитан Н.С.Прохоренко, майор М.А.Либман, генерал армии В.Л.Говоров, генерал-лейтенант С.Л.Новичков, генерал-лейтенант С.А.Микоян; троих Героев воспитала 15 Харьковская САШ: майор Р.С.Павловский, капитан П.Г.Стрижак, капитан Б.Т.Тасуй; еще двоих - 14 Харьковская: капитан В.А.Поярков, капитан А.Д.Барвинский; троих - 11 Ростовская САШ: генерал-лейтенант арт. С.Ф.Штанько, полковник В.В.Мыльников, капитан С.Я.Орехов; два Героя - воспитанники 13 Киевской САШ: полковник В.В.Субботин и капитан И.Е.Чайковский. Покрыты неувядаемой славой имена и других спецшкольников: полковника Н.А.Шмелева (3 Московская САШ), полковника А.И.Барданова (4 Московская САШ), генерал-майора В.В.Бутылкина (5 Московская САШ), генерал-майора В.С.Зикеева (9 Ленинградская САШ), лейтенанта П.Д.Вернидуба (16-я Одесская САШ). Пока не установлена принадлежность к определенной артспецшколе капитана В.В.Богаткина и младшего лейтенанта В.А.Ермолаева.
      Спецшкольниками были генерал-полковники: В.Я.Лебедев (1 САШ), М.Д.Машков (1 САШ), Ю.Потапов (2 САШ), В.Кончиц (2 САШ), В.С.Неделин (3 САШ), Герой соц.Труда А.А.Максимов (4 САШ), Ю.Н.Андрианов (5 САШ), Герой соц.Труда Г.Н.Малиновский (7 САШ), Ю.П.Забегайлов (8 САШ) и другие видные военачальники.
      «Спецы» пополнили и ряды работников культуры. Среди них артисты: С.В.Мишулин (1 САШ), народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии В.М.Котеночкин (3 САШ), артист эстрады Е.Нейд (3 САШ), композитор Б.С.Фиготин (4 САШ), заслуженный артист РСФСР Х.М.Шпекторов (10 САШ); писатели: В.Б.Кассис, В.Н.Комаров, В.М.Чичков (все - 1 САШ), генерал-майор Ф.Н.Халтурин (2 САШ), А.Е.Рекемчук (4 САШ), В.В.Матвеев (4 САШ), Б.А.Егоров (5 САШ), Е.Я.Райгородецкий (14 САШ).
      «Спецы» первых наборов громили фашистов, а в это время их младшие товарищи, рвавшиеся в бой, должны были учиться. В 1942-1944 гг. новые наборы учащихся спецшкол были проведены как на новых местах дислокации спецшкол, так и в других городах. В 1944 году спецшколы возвратились из эвакуации.
      Кроме артиллерийских спецшкол в предвоенные годы были сформированы спецшколы, осуществлявшие подготовку будущих офицеров для таких технически сложных видов Вооруженных Сил, как Военно-Морской Флот и Военно-Воздушные Силы.
      В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров от 22 июля 1940года «Об организации специальных средних школ Военно-Морского Флота» в этом же году было открыто 7 таких спецшкол: в Москве, Ленинграде, Киеве, Горьком, Одессе, Владивостоке и Баку.
      По постановлению Совнаркома от 6 ноября 1940 года № 2276 «Об организации специальных средних школ Военно- Воздушных Сил» было открыто 20 спецшкол ВВС: в Москве, Ленинграде, Иваново, Курске, Горьком, Липецке (Воронежская), Сталинграде, Саратове, Казани, Ростове-на-Дону, Днепропетровске, Ворошиловграде, Свердловске, Краснодаре, Киеве, Одессе, Минске, Ереване, Тбилиси и Фергане.
      С окончанием войны артиллерийские спецшколы, выполнив свое предназначение, послужили базой для создания военно-учебных заведений нового типа - артиллерийских подготовительных училищ Министерства Вооруженных Сил СССР. Это произошло в июле 1946 года.
      Такие же преобразования претерпели и спецшколы ВМФ - было создано 5 подготовительных училищ ВМФ: Ленинградское, Калининградское, Рижское, Саратовское и Бакинское. Спецшколы ВВС просуществовали без изменений до 1955 года.
      В 1943 году возникли Суворовские военные училища, а подготовительные училища ВМФ были преобразованы в Нахимовские военно-морские училища: Ленинградское, Рижское и Тбилисское. Но о них речь впереди.

Подготовительные военные училища

     В 1946 году в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10 июля 1946 года «Об организации артиллерийских подготовительных училищ в системе Министерства Вооруженных Сил СССР» на базе артспецшкол были созданы 10 артподготовительных училищ. При этом постоянный и переменный состав 1-й и 2-й Московских САШ был передан 1 Московскому артподготовительному училищу (1 МАПУ), 3-й и 5-й Московских САШ - 2-му МАПУ, 4-й Московской САШ - Минскому АПУ (МиАПУ), 8-й Ижевской (бывш. Ленинградской) и 13-й Бузулукской (бывш.Киевской) - Сталинскому АПУ (САПУ), 9-й Ленинградской САШ - Ленинградскому АПУ (ЛАПУ), 11-й Ростовской САШ - Ростовскому АПУ (РАПУ), 14-й и 15-й Харьковских САШ - Харьковскому АПУ (ХАПУ), 16-й Одесской САШ - Одесскому АПУ (ОАПУ), 17-й Ереванской САШ - Ереванскому АПУ (ЕрАПУ). Киевское АПУ (КАПУ) было создано без участия спецшкол.
      Артподготовительные училища явили собой новый вариант подготовительных средних военно-учебных заведений, имеющий больше общих черт с кадетскими корпусами, чем спецшколы, которые более соответствовали военным гимназиям царских времен, хотя спецшкольники и носили погоны.
      Важным новшеством в подготовительных училищах явилось введение интернатов для всех воспитанников, как стали называться бывшие ученики спецшкол. Перевод учащихся на казарменное положение сразу резко «военизировал» режим жизни и учебы в училище. Кроме того, руководящий состав училища теперь формировался из кадровых офицеров. Были введены должности командиров батарей (штатная категория - подполковник), офицеров-воспитателей вместо командиров взводов (штатная категория - майор), штатная категория начальника училища - генерал-майор артиллерии.
      Небезынтересно отметить при этом, что начальник Ленинградского подготовительного училища генерал-лейтенант артиллерии Р.И.Бриченок и начальник Киевского училища генерал-майор артиллерии А.А.Свиридов - бывшие кадеты царских времен.
      Штат воспитанников училища составлял 500 человек, сведенных в 6 батарей - по 2 батареи на каждом курсе. Номера батарей сохранялись за ними от начала формирования до выпуска. Батарея состояла из 3-4 взводов.
      Учебная программа по сравнению со спецшколами не изменилась, как и большая часть преподавательского состава.
      Распорядок дня позволял воспитанникам систематически заниматься различными видами спорта не только на спортивной базе училища, но пользоваться спортивными базами города. И они с увлечением использовали эти возможности.
      От всех воспитанников требовалось получение значка ГТО, который был трех ступеней: первой, второй и «Отличник». Во время зимней учебы сдавались «зимние» нормы (лыжные кроссы), основная же часть нормативов принималась во время летних лагерных сборов: плавание, прыжки в воду, бег, метание гранаты, преодоление «полосы препятствий» и т.д.. При этом, для получения значка ГТО необходимо было иметь спортивный разряд не ниже третьего, хотя бы по одному из видов спорта.
      В 1949, 1951 и 1953 гг., соответственно - в Москве, Киеве и Воронеже, проходили Спартакиады Суворовских, Нахимовских и подготовительных училищ, на которых воспитанники-артиллеристы продемонстрировали свое возросшее спортивное мастерство.
      Как и спецшколам, подготовительным училищам были вручены знамена, они были постоянными участниками всех военных парадов.
      К большому сожалению, история артиллерийских подготовительных училищ оставила без ответов много вопросов.
      Если, например, подготовительные учебные заведения ВМФ со временем видоизменялись (спецшколы - подготовительные училища - Нахимовские училища), то артиллерийские, готовившие кадры для технически сложного вида вооружения - артиллерии, а затем - для Ракетных войск и Войск ПВО, вскоре после их создания начали расформировываться, и через 9 лет (в 1955 году) были закрыты последние из них. Если об артспецшколах имеется множество газетных публикаций, несколько интересных повестей, то артподготовительные училища были как бы окружены завесой молчания. Это было не только в пятидесятые годы, но и до последнего времени, пока за перо не взялись их поседевшие воспитанники.
      Поэтому неудивительно, что нынешнее поколение молодежи, в том числе и учащиеся Суворовских училищ, Нахимовского, новых кадетских корпусов практически ничего не знает об этой, имевшей место в 1946-1955 годах форме военно-учебных заведений кадетского типа, которая, несмотря на короткий срок, показала свою высокую эффективность в воспитании и обучении артиллеристов и ракетчиков.
      Да, среди них нет Героев Советского Союза. Это звание в условиях мирного времени присваивалось крайне редко. Но в эти годы шла скрытая, невидимая война, и называлась она «Холодной». Не рвались над мирными городами снаряды, не шли в атаку батальоны, не неслись навстречу кораблям торпеды…
      Но снаряды, неизмеримо более мощные, чем в прошедшей Мировой войне, рвались на полигонах. Батальоны бойцов заменили тысячи ученых противоборствующих государств, соревнующихся в создании самых изощренных и сложных способов поражения своего противника. Под толщей вод Мирового океана, в подземных бункерах круглосуточно несли боевое дежурство солдаты, матросы, офицеры, генералы, о которых нельзя было говорить открыто. И тем более - писать. Значительную часть этих офицеров и генералов, наряду с бывшими суворовцами и нахимовцами, составляли воспитанники артиллерийских подготовительных училищ.
      Даже сейчас многие из них не торопятся поведать, за какие заслуги им присвоили высокие воинские и ученые звания, наградили орденами и медалями. Это было поколение офицеров-ученых, высокообразованных инженеров-испытателей, самоотверженных и преданных своему делу командиров. Назовем некоторых из них, хотя жизненный путь каждого офицера «Холодной» войны при кажущейся одинаковости судеб - ярок и неповторим.
      Один из выпускников Ленинградского артиллерийского подготовительного училища 1948 года, Юрий Алексеевич Яшин, за 38 лет службы в Ракетных войсках стратегического назначения успешно прошел все основные должности от техника до заместителя Министра обороны РФ, стал видным военачальником, государственным деятелем, генералом армии, академиком, лауреатом Государственной премии СССР.
      Из выпускников ЛАПУ 1949 года генерал-лейтенантом стал Э.Г.Муратов, генерал-майорами - П.А.Леонов, С.А.Швыркунов. Многие воспитанники ЛАПУ стали военными учеными. Только из выпуска 1952 года 11 человек стали кандидатами наук. Полковник В.А.Курашов стал доктором наук, лауреатом Государственной премии СССР за изобретения в области ядерного оружия. Полковник И.А.Кондратенко получил ученое звание профессора. Полковник Ю.А.Сочивко стал командиром ракетной бригады, затем командующим артиллерией корпуса.
      Харьковское артподготовительное училище окончил доктор технических наук, лауреат премии М.В.Ломоносова Р.О.Исаенко, лауреат Государственной премии полковник М.А.Воскобойник, лауреат Ленинградской премии полковник Ю.В.Рубаненко, доктор технических наук, профессор, полковник А.С.Кучеров.
      Первое Московское артподготовительное училище окончили: профессор, академик двух академий, генерал-полковник И.К.Макаренко, генерал-лейтенанты: В.В.Воронцов, И.Б.Урлин, В.А.Лагутенков, Ю.А.Бабаянц; генерал-майоры: Н.А.Жуков, Ю.А.Сечкин, А.А.Кокин, Г.М.Луданный, В.С.Бирюков, В.М.Ткаченко, А.Я.Сипкин, доктора технических наук: И.В.Акимов, Г.И.Тузов, А.С.Кателкин, Г.Н.Охотников, А.П.Белоусов, Л.А.Мартыщенко, Л.Е.Мерзляк, Я.А.Суханов, В.А.Иванов, 17 кандидатов технических наук, лауреаты Государственной премии СССР полковник И.В.Акимов и генерал-майор Г.М.Луданный.
      Вот часть генералов, окончивших другие артподготовительные училища - генерал-полковники А.А.Ряжских, Ю.И.Плотников, генерал-лейтенанты: В.Г.Костев, Б.И.Крупенин, генерал-майоры: А.В.Поцелуев, В.А.Желтаков, Г.С.Ивонинский, В.В.Гвоздев, Ю.М.Донченко, В.М.Савчук, Г.М.Тамкович, Е.М.Бородунов, Ю.Р.Проклов, М.М.Тимошенко, В.Е.Балихин, В.Г.Петров, И.А.Лепеха, Л.К.Цуканов.
      Непросто отыскать и перечислить всех генералов, ученых, которые взяли хороший старт в подготовительных училищах. Но невозможно дать ответ на вопрос: сколько их недосчиталась наша Армия в связи с расформированием подготовительных училищ?
      Чтобы охватить все типы подготовительных средних военно-учебных заведений, возникших в годы Советской власти в довоенный период, следует также рассказать и о подготовке военных музыкантов.
      У Московской военно-музыкальной школы оказалась сложная, но зато и самая долгая жизнь.
В 1937 году были созданы три военно-музыкальных школы. Впоследствии осталась только одна - 2-я Московская - реорганизованная в Суворовское военно-музыкальное училище.
      В настоящее время это - Московское военно-музыкальное училище с 4-х-летней программой обучения: 2 курса - общеобразовательной подготовки, 2 курса - специальной (как в старых кадетских корпусах первой половины XIX века). После окончания этого училища, его воспитанники продолжают образование в консерватории.
      Таким образом, это училище на своем опыте испытало особенности различных видов учебных заведений кадетского типа. В советское время действовали и другие военно-учебные заведения для юношей, не достигших призывного возраста.
     В 1942-1945 гг. на Соловецких островах при Учебном отряде Северного флота действовала школа юнг ВМФ, в которую принимали юношей 15-16 лет с образованием 6-7 классов. Однако эту школу нельзя причислить к подготовительным средним военно-учебным заведениям, которым посвящена настоящая книга, по следующим причинам:
1. Курс подготовки был рассчитан на 11 месяцев, по окончании которого выпускникам выдавалось свидетельство об окончании школы и получения флотской специальности (рулевой, сигнальщик, моторист, радист и т.п.), то есть школа не повышала общего образования.
2. Школа не готовила молодежь специально к поступлению в военные училища и продолжению военного образования. Ее выпускники (за 3 выпуска она подготовила свыше 4000 квалифицированных специалистов) направлялись служить на флоты и флотилии.
      При этом нельзя не отметить, что выпускники школы не уронили ее чести - среди них шесть Героев Советского Союза (из них три адмирала), два лауреата Государственной премии, народный артист СССР Б.Штоколов, писатель с мировым именем В.Пикуль, писатель В.Гузанов, заслуженный художник России Д.Арсенин.
      Таким образом, вместе с общеизвестными суворовскими и нахимовскими военными училищами в нашей стране создавались и развивались и иные формы военных заведений по образу и подобию кадетских корпусов Российской Империи.
      Можно предположить, что происходящие в Российской Армии изменения вызовут к жизни новые модификации кадетских училищ, максимально соответствующие современным требованиям.
      Но пусть при этом останется главное - незримая связь всех кадет, чтобы как и прежде, «кадет кадету был и оставался друг и брат».

Читать другие главы книги "Суворовские, нахимовские..."