О суворовской школе, системе профессионального военного образования и государственной службе в России.

Глава из книги "Суворовские, Нахимовские..."
Автор составитель Толокольников Гений Павлович (Тульское СВУ)

А. Владимиров

      Я родился 17 апреля 1945 года в Москве, в семье офицера.
       В моей семье все мужчины всегда служили в Армии, от поручика 73 Тульского пехотного полка, погибшего в “битве народов” с Наполеоном под Лейпцигом в 1813 году и похороненного в пантеоне русской церкви в Лейпциге, до меня, генерала Советской Армии и моего старшего сына Ивана (названного так в честь деда), который дослужился лишь до старшего сержанта.
      Мой отец, Иван Владимирович Владимиров, в свое время, в 1916 году, окончил Алексеевское военное училище в Петербурге и прошел в “пехоте” Первую мировую, Финскую кампанию и Великую Отечественную войну, был неисчислимое количество раз ранен, но выжил. При Царе дослужился до поручика, при советской власти - до полковника. В 1943 году, обороняя Ленинград на Пулковских высотах в должности командира стрелковой бригады, был внезапно отозван с фронта в Москву, для “выполнения приказа Верховного Главнокомандующего об образовании Суворовских училищ”. Так мой отец, полковник Владимиров Иван Владимирович, стал идеологом, составителем программ и учебных планов, собирателем кадров офицеров воспитателей и куратором всех суворовских училищ, образованных в СССР с 1943 по 1957 годы.
      Далее служить он уже не мог и уволившись из Армии работал главным редактором журнала “Семья и школа”, вел кафедру дидактики в институте усовершенствования учителей имени Крупской, редактировал и издавал первую советскую Детскую энциклопедию.
      Когда стали сказываться старые раны и отец понял, что моя мама одна меня “не поднимет”, он в 1956 году отдал меня в Московское Суворовское военное училище. Это училище было переведено в Москву из Горького и размещалось тогда в Филях.
      Таким образом, в 11 лет я надел погоны и началась моя военная жизнь.
      Самое главное, что сделало успешной мою военную карьеру и что дало возможность мне состояться как личности, я получил в детстве, учась в течение семи лет в Московском Суворовском военном училище. Именно в суворовском училище, наши, тщательнейшим образом отобранные в войсках, офицеры - воспитатели дали нам, своим воспитанникам, ту суворовскую закалку, ту неистребимую жажду знаний, обостренное чувство справедливости и веру в мужское братство, которые сложились в нашу внутреннюю этику и дали мне “вкус к жизни и службе”.
      Система воспитания кадет была построена на лучших традициях Русской и Советской армии, на доверии к нам, на уважении нас как личностей.
      С нами “возились”: читали нам вслух книги; рассказывали фронтовые были; играли с нами в лапту и в волейбол; стреляли, плавали, решали задачи и выслушивали наши сердечные тайны.
      Наши воспитатели не стремились достичь нужного воспитательного эффекта немедленно, понимая, что мы все разные и к сердцу каждого из нас искали и находили свой ключ. Они знали о наших проделках, знали все наши клички и то, какие клички мы давали им самим, но со снисходительностью доброй и понимающей силы - прощали нам наши “тайны” и шалости (если они конечно не выходили из рамок приличия), так как точно знали, что воспитать хорошего человека и тем более воина и “отчетливого бойца” (то есть воина обладающего особым профессиональным шиком - способного всегда, везде и все - делать профессионально, четко, умно, с достоинством и “серьезно но весело”) можно только с детства и в Добре, Доблести и Красоте.
      У наших воспитателей была “идея” суворовской военной школы, они точно знали что они хотят из нас сделать.
      Другими словами, наши отношения с офицерами - воспитателями, преподавателями и с младшим командным составом рот складывались неспешно, долго и прочно, и именно поэтому столь долга и прочна наша любовь к ним.
      Таким образом наше Отечество воспитывало нас своими гражданами и верными сыновьями, и теперь мы можем сказать, что “кадет” “суворовец” - это состояние души и причастность к великому корпоративному “кадетскому братству”.
      К сожалению, в начале шестидесятых годов (уже прошлого века) политическим руководством страны было принято ошибочное решение о сокращении числа суворовских училищ и сроков обучения в них. Этим решением ликвидировалась блестяще себя проявившая Российская Суворовская военная школа, а ее трехгодичные паллиативы оказались бессмысленными.
      Мы считаем, что сейчас необходимо нашу Российскую Суворовскую школу воссоздать.
      Это нужно не только бывшим суворовцам и нахимовцам, но прежде всего самой России и ее детям, то есть ее будущему. Сегодня более трех миллионов беспризорных детей лишены не только нормального детства, но и разумного будущего. Если сегодня государство не найдет в себе силы и воли заняться их воспитанием, формируя из них своих достойных граждан, то скоро они займутся государством, но уже в криминальной сфере. Россия не должна отдавать свое будущее в руки преступников.
      Мы понимаем, что сегодня Россия переживает трудные дни своего воссоздания, но нам представляется, что в 1943 году обстановка была еще сложнее, так как шла Великая Отечественная война и до Победы было еще два года сражений, но тем не менее наше государство именно тогда решило создать суворовские и нахимовские училища и этим спасти своих детей.
      Мне представляется, что восстановление нормального (семилетнего ) курса обучения и воспитания в суворовских училищах, жизненно необходим нашему государству и нашей Армии.
      Поэтому Суворовские (нахимовские) училища и кадетские корпуса должны учитываться и развиваться в качестве Первоначальной ступени профессионального военного и государственного гражданского образования.
      В целом, это значит что надо изменять всю систему профессионального военного образования.

О профессиональном военном образовании.

     Я уверен, что главными заботами государства должны стать и быть: Семья; Школа и Армия, так как на них оно (государство) стоит и чьей крепостью сильно, благополучно и успешно, и что это самые устойчивые и консервативные части социума, и в этом (и в них) спасение и надежда нации.
      В этом разделе мы рассмотрим проблему профессионального военного образования, как базовой основы военного профессионализма и успешности армии как профессиональной государственной корпорации и важнейшего механизма ее качества. При этом, в интересах темы мы сознательно объединим категории “школа” и “профессиональное военное образование”, и далее будем употреблять термин “военная школа” или “профессиональная военная школа”, понимая под ними собственно “школьно-образовательную” часть системы воинской службы.

Состояние профессионального военного образование в России сегодня.

     Анализ и точное знание современного состояния профессионального военного образования как системы обучения, и воспитания командного состава Армии всех уровней, позволяет нам с горечью констатировать следующее.
      1. На сегодняшний день в России нет военно-научных школ как направлений национальной военной теоретической мысли и современной военной практики.
     Нет научных школ связанных с именем признанного национального военного философа, стратега, ученого или военачальника, как, к примеру, эти школы исторически связывались с великими именами - Петра I, Петра Румянцева-Задунайского, Александра Суворова, Федора Ушакова, Михаила Драгомирова, Дмитрия Милютина, Михаила Скобелева, Николая Юденича, Александра Свечина, Константина Жукова и так далее.
      Нет научных школ в большом смысле, то есть в смысле военно-научной школы как основного течения военно-научной мысли государства отражающего смысл, задачи и философию предназначения его военной компоненты.
      2. Сегодня российская Армия не имеет своей собственной национальной военно-научной школы, что означает отсутствие у нас и своего собственного современного национального Российского военного стиля.
      Нам представляется очевидным, что сам факт отсутствия интереса государства (да и самой Армии) к поиску национального Большого военного Смысла, своим итогом имеет отсутствие национального военного Стиля.
      Национальный военный стиль - есть, та самая главная родовая военная особенность государства, которая была так блестяще выражена в победоносном Большом русском военном стиле и в Большом советском военном стиле, и который, как нам кажется, еще до сих пор сохраняется под развалинами Советской армии, и, в принципе, может быть восстановлен, если, конечно, будет востребован государством.
      Это значит, что у нашей современной военной мысли нет своих собственных представлений о направлениях развития военного дела, а значит, и нет своих представлений о задачах и идее профессионального военного образования.
      Без полной определенности в этих важнейших вопросах, невозможно качественно готовить современный руководящий состав Армии и Государства.
      3. Некоторые причины такого положения дел.
      Конечно, главной причиной такой ситуации, является - отсутствие у России официально принятой национальной государственной идеи и, адекватной ей, национальной военной доктрины.
      Но имеются причины меньшего масштаба, к которым мы относим следующие.
      а) Анализ отечественной военной истории позволяет нам сделать вывод о том, что - военное образование в России и СССР было удовлетворительным потому (и до тех пор), потому что им лично занимались первые лица государства - Цари и Генеральные секретари.
      Мы хорошо знаем, что сегодня этим вопросом не занимается практически никто из руководителей такого уровня. Все те, которым положено заниматься этой проблемой по должности - не имеют ни соответствующего уровня знаний, ни опыта, ни авторитета в Армии, ни своих собственных взглядов на существо проблем, ни, что самое печальное, даже желания вникнуть в суть дела, а тем более осмелиться принять самостоятельное решение и нести за него ответственность.
      Дальнейшее отсутствие руководства этим вопросом со стороны высших должностных лиц государства и Армии, неизбежно приведет к разрушению остатков военных научно-образовательных структур и учреждений профессионального военного образования, к вырождению национальной военной мысли, а так же к утрате необходимого качества всем высшим командным составом Армии и Государства.
      Этот процесс в России стал уже наблюдаемым, в виде открытого заимствования чужих (и чуждых нам) взглядов, подходов и методик военно-научного анализа и профессиональной подготовки, и попыток их внедрения в национальную образовательную (и не только) ткань.
      К сожалению, этот процесс идет одновременно с полным пренебрежением к нашему национальному историческому военному опыту, и при игнорировании современного боевого опыта Армии.
      б) В Армии практически отсутствует собственная современная информационная военно-научная база и сеть военно-научных изданий.
      Ужас положения усиливается тем, что военно-научные структуры и учреждения профессионального военного образования страны, не только не связаны в современную единую информационную сеть, но и в течение уже более десятка лет, не имеют доступа (по бедности) (и не только) даже к открытым зарубежным военно-научным источникам.
      в) Профессорско-преподавательский состав учреждений военного профессионального образования не имеет возможности вести свою работу последовательно и качественно.
      Он комплектуется случайными людьми (по принципу наличия квартиры в городе), экономически обеспечен безобразно, стимулов к совершенствованию своего труда не имеет.
      Но самым печальным, на наш взгляд, является тот факт, что современное профессиональное военное образование, до сих пор не имеет своей национальной «идеи» профессиональной военной школы.

“Идея” профессиональной военной школы.

     Изучение нашей военной истории не может не привести к достаточно печальному выводу: в России всегда было немало прекрасно образованных людей, в том числе и военных, но в нашем государстве никогда не было хорошего военного образования.
      Поэтому, считаю необходимым сформулировать несколько важных общеметодологических тезисов о существе “военной школы”, притом, что ее основой, как нам представляется, должна стать “идея школы”.
      Этот тезис родился у меня в связи с тем, что по нашему мнению, чтобы отвечать своему прямому предназначению, любая школа любого уровня (в том числе конечно и военная), в основе своего функционирования, должна содержать некую идеальную модель желаемого эталона своего выпускника, в качестве идеальной цели процесса (конкретного для каждого вида и уровня школ) воспитания, образования и социализации своих учащихся.
      Мой личный служебный и образовательный опыт (я сам прошел все ступени военного образования от Суворовского училища, до Военной академии Генерального штаба) привел меня к следующему выводу: в России “идея школы” изначально закладывалась и реально осуществлялась только при организации системы суворовских военных училищ в 1943 году, так как и подбор учебных программ, и подбор офицеров воспитателей, и общая атмосфера “кадетского братства” в СВУ были сформированы нашим государством специально для того, чтобы дать ему (государству) идеально взрощенных (в идеале, в принципе, в плане) государственно социализированных будущих государственных (военных) руководителей.
      Все остальные военные учебные учреждения (МВОКУ, Военная академия им. М.В. Фрунзе и Военная академия Генерального Штаба) таких идеальных моделей, то есть “идеи школы” не имели. Они имели своей главной задачей заниматься не душами, широким образованием и индивидуальным воспитанием своих слушателей, а насытить их головы определенным и минимально необходимым количеством программных (согласно образовательному стандарту) и специальных знаний и навыков.
      Это происходило, может быть и потому, что считалось, в эти учреждения высшей военной школы слушатели должны поступать уже по определению достаточно образованными и воспитанными людьми, что конечно было (и есть) глубочайшим заблуждением.
      Может быть, именно по этому существующая система профессионального военного образования не способна воспитать и дать основы настоящего профессионализма своим учащимся, и заложить в них истинную воинскую этику, а попытка перестроить его исключительно на так называемых “общеобразовательных стандартах” привело только к тому, что военные училища и академии стали наименоваться (как бы в отместку армии) военными институтами и университетами.
      И дело здесь не в том, что наши государственные общеобразовательные стандарты плохи, а в том, что наша национальная система профессионального военного образования должна базироваться в первую очередь - на серьезной и глубокой гуманитарной (либеральной) составляющей учебных программ, а также на своих собственных профессиональных военных стандартах.
      Наше видение “идеи” национальной военной профессиональной школы (ВПШ) таково.
      Профессиональная военная школа - должна готовить военных профессионалов способных воевать (в терминах С. Хантингтона - “управлять насилием”) и в буквальном смысле этого слова, пригодных к этому.
      Это значит, что ВПШ должна готовить своих питомцев как:
- военных профессионалов способных и умеющих воевать успешно, то есть “установленных на победу”, то есть как победителей;
- высокого уровня, государственно социализированных и ответственных, системных управленцев (менеджеров);
- безусловных и просвещенных патриотов России;
- духовно - нравственных и во всех отношениях здоровых людей.
      Такая базовая “идея” ВПШ подразумевает, что ее выпускники (кроме необходимого набора прикладных и специальных дисциплин) должны:
- получать широкое гуманитарное образование (в том числе общие курсы мировой и национальной истории, культуры, религии, права, геополитики и так далее);
- обучаться кодексам поведения (житейским правилам службы и воинского общежития) в их идеальной этической трактовке, в том числе и “правилам и обычаям войны” как собственно вооруженной борьбы, другими словами они должны обучаться умению жить и служить как подобает российскому офицеру;
- ВПШ должна воспитывать и них “критическое нравственное чутье”, то есть умение отличать плохое от хорошего и рефлекторно следовать добру;
- воспитание собственно воли, организаторских и лидерских качеств, и овладение технологиями управления коллективами и так далее; давать (на примере нашей национальной истории) полное представление о месте и роли армии в государстве и обществе, и о роли России в прошлом, настоящем и будущем мире;
- получить достаточно полное представление об общецивилизационных процессах, геополитике, геоэкономике, современных процессах глобализации и так далее, а так же о самых современных взглядах на нас (Россию) и мировое бытие ведущих национальных и зарубежных мыслителей (современных и прошлого) и конечно, иметь самое полное представление о боевом опыте и современном состоянии зарубежной и национальной военной мысли.
     В “Наказе” Екатерины II-й, относительно системы образования в России была и такая мысль: “При специальном обучении, должно быть общее воспитание, подготовляющее к гражданскому общежитию; это воспитание должно быть сосредоточено на разработке нравственного чувства; это дело должно взять в свои руки само государство”.
      Это значит, если обучение должно идти в соответствии с учебными планами (образовательными, предметными), то практика (обучение как часть) воспитания, то есть “вкоренения норм и кодексов” в умы и сердца воспитанников - это дело исключительно всего персонала учреждений профессионального военного образования и конечно института офицеров - воспитателей, руководителей учебных подразделений. Главным в этом деле должен стать их живой повседневный и личный пример, создающий ту нравственную атмосферу самого учебного заведения, которая сама и ежеминутно воспитывает в слушателях “идеальный тип бойца”.
      В.О. Ключевский отмечал: «Гражданская школа (в том числе и современная), выпускает людей “рыхлых”, без какой - либо внутренней оси.
      Наша военная школа - давала людей точных, подобранных, знающих, что можно и чего нельзя, а главное - с верным, никогда не мутившимся чувством Родины. Это чувство было сознанием постоянного ее служения».
      Безусловно, что все сказанное выше должно присутствовать на каждой ступени ВПШ, но по степени сложности должно быть разнесено по ее уровням.
      Таким образом, профессиональное военное образование должно иметь конкретную (деловую) цель, а каждая его ступень (уровень) должна приводить нормального воспитанника (офицера) к следующему (очередному) уровню его служебной (государственной) карьеры.
      К сожалению, наша современная система подбора и подготовки (назначения) кадров учитывает это положение только отчасти. Для примера: для того чтобы стать командиром дивизии, то есть получить право на первичное генеральское звание, необходимо закончить ВАГШ, но так как у нас “генералом становится любой”, то образованным быть не обязательно, надо просто быть “в нужном месте, в решающий момент” (что тоже является одним из законов военного искусства), например в Государственной Думе. Именно в этой связи мне вспоминается, что в начале шестидесятых годов прошлого века, поэт суворовец Валентин Лаптев, написал следующие строки: “ Уж сколько раз твердили миру, об уважении к мундиру. Но честь мундира есть пока … в него не всунут - дурака ”, к нашей общей беде, это еще до сих пор наша “правда жизни”.
      Это как бы само собою предполагает, что государственный стандарт (и заказ) для ВПШ должен распространяться не только на уровень знаний выпускников, но и на уровень их воспитанности, при однозначной государственной социализации и корпоративной пригодности. С этой целью должны формироваться программы обучения и воспитания; с этой целью должны подбираться учителя и воспитатели; с этой целью должен организовываться весь учебный процесс.
      Кроме того, Военная профессиональная школа и сама система прохождения воинской службы должны способствовать непрерывности образовательного процесса и вырабатывать у офицеров внутреннюю потребность и привычку к совершенствованию собственного профессионального уровня путем самообразования (привить вкус к самообразованию).
      Знания, всегда - сила, поэтому, военные знания должны стать нашим профессиональным культом.
      К сожалению, отсутствие государственной кадровой политики (и системы) способной оценивать личный уровень образованности кандидатов на выдвижение, уничтожает и само побуждение офицеров к самообразованию. Нам представляется, что эту ситуацию надо менять.
      В целом это значит, что интересы государственной военной реформы требуют радикального изменения как самих учебных планов учреждений профессионального военного образования и выработки новых профессиональных стандартов, так и реформы всей системы профессионального военного образования.

Система профессионального военного образования.

     Мы считаем, что наша национальная Военная профессиональная школа должна основываться, кроме всего прочего, на понимании нескольких базовых аксиом:
1. Профессиональное военное образование должно быть непрерывным.
2. Фундаментальное профессиональное военное образование необходимо для (при) перехода военнослужащего на качественно новый (другой) уровень военного профессионализма. К примеру:
- стать и считаться профессиональным военным (то есть офицером) возможно только при получении Базового военного профессионального образования;
- переход к профессиональному оперативно-стратегическому уровню - возможен только по получению высшего военного профессионального образования, то есть после окончания Военной академии;
- переходу на государственный уровень - должно предшествовать получение образования в Государственной академии (о чем см. ниже);
- стать военным специалистом с потенцией большой профессиональной карьеры - можно, как правило, при обучении (с детства) в СВУ и равных им образовательных учреждениях начального военного образования.
3. Все остальные служебные промежуточные ступени профессиональной военной карьеры - должны сопровождаться соответствующей курсовой подготовкой, которая должна максимально гибко реагировать на новые геополитические и военно-технологические изменения.
4. Самостоятельное профессиональное военное образование должно считаться и являться неотъемлемой частью профессионального военного образования (в том числе и высшего), и должно быть соответствующим образом вписано в систему командирской и оперативной подготовки.
      В целом, на наш взгляд, система профессионального военного образования должна состоять из:
первичного военного образования, это - Суворовские (Нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса; базового военного образования, это - высшие военные училища Видов Вооруженных Сил РФ;
специального военного образования, это - система курсов по подготовке военных кадров по конкретной военной и родственным специальностям, существующих при Видах Вооруженных Сил и Родах войск;
высшего профессионального военного образования, это - военные академии Видов Вооруженных Сил РФ, по одной на вид;
высшего государственного образования, это
- Государственная академия (сейчас это Военная академия Генерального Штаба и Академия государственной службы).
      Попробуем определить некоторые базовые требования к каждому уровню военного профессионального образования.
      Суворовские (нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса, комплектуемые, в основном их детей военных и государственных служащих (а так же из сирот, “сыновей полков” и бездомных детей), должны прививать своим воспитанникам высокие нравственные качества (любовь к Родине, коллективизм, готовность к самопожертвованию и так далее…) и понятия чести и долга, и давать им: полное сертифицированное общее гуманитарное среднее образование; отличные знания иностранных языков; прочные навыки владение компьютером на уровне хорошего пользователя; базовые навыки в управлении автомобильной и гусеничной техникой; высокий уровень физической и психологической подготовки; общие навыки владения стрелковым и холодным оружием, а также боевыми единоборствами; навыки действий в чрезвычайных обстоятельствах и в условиях выживания; общие навыки управления коллективами.
      Обучение в этих учреждениях должно начинаться с 10-11 лет и продолжаться в течении 7-8 лет. Должен быть предусмотрен ежегодный выезд в оздоровительные летние лагеря, а на последних двух курсах должна проводиться войсковая стажировка.
      В течение двух последних лет обучения, на основании предрасположенности, личных предпочтений и возможностей, а также по результатам тестирования, должны определяться будущая профессиональная специализация каждого воспитанника. Войсковая стажировка на последнем курсе должна носить характер экзамена и учитывать выбранную воспитанником специализацию.
      Выпускники суворовских (нахимовских) военных училищ, военных лицеев и кадетских корпусов должны иметь право первоочередного (без экзаменов) поступления на вторые курсы учреждений базового военного образования.
      Эти учебные заведения должны размещаться в областных центрах и находиться под личным попечительством Президента России, Палат Федерального Собрания РФ, Министров силовых структур, Главкомов Видов Вооруженных Сил РФ, Губернаторов провинций и серьезных финансовых, и коммерческих структур, затраты которых на создание соответствующей базы и на поддержание достойного уровня “своих” учреждений безусловно не должны облагаться налогами.
      Особое значение должно уделяться конкурсному подбору кадров офицеров-воспитателей в эти учреждения, при этом главным критерием их отбора, кроме безусловного высокого уровня общей культуры и профессионализма, должна стать любовь к детям.

Базовое военное образование (высшие военные училища видов Вооруженных Сил РФ).

     На наш взгляд, базовое военное образование должно вестись в течение четырех - пяти лет и обеспечивать: в течение первых трех - четырех лет - получение выпускниками общего гуманитарного высшего образования, имеющего в целом гуманистическую направленность, достигаемую за счет углубленного изучения мировой и отечественной истории, исторического мирового и национального военного наследия, основ литературы и искусств, этики и эстетики, педагогики, основ менеджмента, философии, дипломатии, мирового и национального права, иностранных языков, углубление навыков во владении компьютером, стрелковым и холодным оружием, техникой вождения автомобилей и так далее.
      Особое внимание должно уделяться формированию физической и морально-психологической готовности учащихся к управлению коллективами людей.
      В течение последних двух лет обучения, должен осуществляться курс собственно военных наук.
      Он должен включать изучение всех видов боевого и тылового обеспечения, вплоть до практических навыков в их осуществлении, а также прохождение теоретического курса общей тактики, дающего возможность выпускникам ориентироваться во всех видах общевойскового боя тактического уровня.
      Обучение на двух последних курсах должно сопровождаться проведением войсковых стажировок в должностях командиров взводов, командиров рот и им равных, с учетом возможной (выбранной) выпускником будущей специальности.
      Выпускник учреждения базового военного образования должен иметь диплом о получении сертифицированного общего высшего гуманитарного образования по специальности “менеджер по управлению коллективами” общегражданского государственного образца, и диплом о получении базового (среднего) военного образования, дающего ему право и возможность служебной карьеры до командира полка включительно.
      На наш взгляд, очень важной особенностью учащихся в учреждениях базового военного профессионального образования, является то, что они осознанно выбрав свой жизненный путь, как служение Родине в рядах ее Вооруженных Сил, автоматически становятся военными профессионалами и не нуждаются в служебных контрактах.
      Тем не менее, появление выпускника в войсках, то есть собственно “служба” в частях действующей Армии, может состояться только после того, как он пройдет -
      Курс специального военного образования, то есть первый из системы курсов по подготовке военных кадров по конкретной военной и родственным специальностям, существующих при Видах Вооруженных Сил, Родах войск и Военных округах;
      Эти курсы должны готовить офицеров и специалистов непосредственно к работе по выбранной специальности, в конкретной должности, в конкретном военном округе (флоте).
     Они могут быть непродолжительными, но обучение на них должно стать необходимым условием получения следующей, очередной в служебной карьере офицера, должности, вплоть до уровня командира отдельной части.

Высшее профессиональное военное образование.

     Офицер или специалист может получить высшее военное профессиональное образование только успешно окончив одну из военных академий Видов Вооруженных Сил РФ, (по одной на Вид, в том числе и на Тыл ВС РФ ).
      Главной особенностью этих академий должно явиться то, что они должны готовить профессиональную военную элиту, способную командовать дивизиями, армиями и флотами, на уровне общевойсковых операций, то есть в них необходимо совместить уровни знаний существующих военных академий и существующей Академии Генерального Штаба.

Высшее государственное образование.

     Высшее государственное образование, это образование получаемое генералами и гражданскими государственными служащими, отобранными или избранными, для назначения на высшие посты государственного управления на федеральном уровне, а также представители региональных элит, избранных населением на высшие управленческие должности в своих регионах.
      Это Президент России, высшие чиновники его Администрации, председатели и руководители Палат и комитетов Федерального Собрания РФ, члены Кабинета министров Правительства РФ и его аппарата, губернаторы и руководители региональных дум и так далее.
      В собственно военной сфере, это уровень Министров и их заместителей, стратегических и территориальных командований, Управлений Центрального аппарата Минобороны и Генерального (Объединенного) штаба и так далее.
      Для этого должна предназначаться - Государственная академия России (сейчас это Военная академия Генерального Штаба и Академия государственной службы).
      Эта академия должна готовить государственную управленческую элиту и вырабатывать Государственную стратегию развития России
      Главными предметами обучения в ней должны стать - философия и практика государственного строительства и управления государством.
      Таким образом, на наш взгляд, должна быть выстроена система профессионального военного образования, способная дать нашему Отечеству и нашей Армии необходимый им профессионализм и выковывать их новую этику.
      Кроме этого, только в системе профессионального военного образования можно по настоящему развивать и фундаментальную военную науку.
      Построение предлагаемой системы непрерывного профессионального военного образования не предполагает больших дополнительных расходов и ее строительство возможно начать уже сегодня, например с создания на базе Московского Суворовского военного училища Государственного кадетского корпуса (военного лицея по типу Царскосельского), под попечительством Президента России.
      Как видим, фундаментом военного профессионального образования должна явиться национальная суворовская школа.
      Но, как мы думаем, суворовская школа должна лежать и в основе системы государственной гражданской службы.
      Нам представляется, что подходы к несению государственной (гражданской и воинской) службы гражданами (населением) страны в целом, должны основываться на принятии обществом, и закреплении государством в праве, следующих аксиом:
1. Государство только тогда прочно, успешно и безопасно (точнее - гарантированно «обезопашено» от разрушения извне и изнутри), когда оно достойно и ответственно выполняет свою социальную и оборонную функции.
2. Государство только тогда достойно выполняет свою социальную и оборонную функции, когда все его институты, институты гражданского общества и структуры национальной экономики - осознают важность социальной и оборонной ориентации собственной деятельности, имеют соответствующую политику и практику, и руководимы разделяющими эту тезу кадрами, которые, в свою очередь, способны, желают и умеют (каждый на своем уровне) эти социальные и оборонные проблемы (проблемы безопасности) решать.
3. Проведение подобной политики всеми субъектами национального социума предполагает: во-первых, введение в программы обучения, образования и профессиональной подготовки соответствующих социализирующих программ и курсов обучения, дающих адекватную гражданскую социализацию своим слушателям (студентам, ученикам и т.д.), а так же предметов обучения, закладывающих в основу их профессионального предназначения базовые аспекты личной и корпоративной социальной государственнической ориентации ; во-вторых, получение ими (то есть всеми обучающимися, выдвигающимися и назначаемыми на ведущие государственные и главные корпоративные должности) - соответствующей практики личного участия в осуществлении гражданской государственной или несения воинской государственной службы.
4. Это значит, что необходимо закрепить в Конституции и точно выполнять пункт - «об обязательном исполнении всеми гражданами России своего конституционного долга служению России в составе органов (структур) государственной гражданской службы или государственной военной службы», конечно, что такой пункт надо еще внести в Конституцию и принять его конституционным большинством.
5. Это так же означает, что термин «альтернативная служба» должен быть законодательно (в том числе и в Конституции РФ) изменен на термин - «гражданская государственная служба», с одновременным изменением содержания этого понятия.
      Введение обязательной гражданской («альтернативной») государственной службы должно привести к тому, что служба государству станет обязательной для всех граждан России.
6. Таким образом, реальное единство прав и обязанностей граждан будет конституировано, а значит, восторжествует принцип - государству обязаны служить все его граждане.
7. Важным должно являться то обстоятельство, что только государственная (военная или гражданская) служба станет обязательной основой любой карьеры в любой отрасли деятельности, а «герои откосов» станут изгоями общества.
8. Сам призыв на государственную военную, и (или) альтернативную (гражданскую государственную) службы должен носить перманентный (непрерывный) характер, так как он должен охватывать практически все население страны, достигшее девятнадцати лет и старше (до тридцати лет), притом, что все частности должны будут оговариваться специальным федеральным законом.
      Все это значит, что существующая система суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов и других учреждений общего образования, построенная на национальных исторических ценностях служения Отечеству, должна стать основой государственной патриотической социализации всего нашего общества, и дать России новые поколения ее защитников, управленцев и просто достойных граждан.
      Я убежден, что несмотря на все трудности своего нового государственного становления, Россия создаст свою основу-Армию достойную ее величия.
      Я уверен, что суворовские училища и впредь будут давать нашему великому Отечеству лучших представителей офицерского корпуса и формировать нашу политическую элиту.
      А это значит, что Кадеты, Армия и Россия будут непобедимы, успешны и вечны.
Читать другие главы книги "Суворовские, нахимовские..."