Александр Владимиров
вице-президент Коллегии военных экспертов, член Совета по национальной стратегии, кандидат политических наук, генерал-майор Внутренние константы военной реформыВ эпоху перемен, кризисов, реформаций и неопределенности государство обязано обратить самое пристальное и доброжелательное внимание к Армии, как своему единственному институту, который является последним гарантом суверенности нации, и который вырабатывает такой уникальный продукт как "национальная безопасность", без которого не возможно никакое позитивное развитие ни государства, ни нации, и ни во внешней, ни во внутренней сферах национального бытия. Проводимая сегодня в России военная реформа носит характер фундаментальной организационной перестройки практически всей сферы вооруженной защиты страны, но, при этом, практически не затрагивает фундаментальных основ Армии как особой государственной профессиональной боевой корпорации. На наш взгляд это является серьезным упущением нашего политического и военного руководства, и это дело надо быстро, точно и профессионально поправлять, так как основа силы Армии именно в ее Духе, притом, что техническая составляющая ее возможностей также важна, но никогда и нигде не является определяющей. К внутренним константам Армии мы относим:
В настоящей статье мы будем касаться только части этих проблем. 1. О государственной идеологии воинской службыМожно с печалью констатировать - в настоящее время у России нет: ни официальной национальной идеи, без которой все остальное - бесцельно; ни государственной идеологии воинской службы, которая должна строиться на тех же константах, что и наша национальная идея и Стратегия развития (которой тоже пока еще нет) и без которой теряется ее смысл, а ее Армия не имеет собственной корпоративной этики, без которой она не может разумно существовать. Существенным недостатком в официальных сегодняшних подходах к государственному строительству, на наш взгляд, является - декларация "ненужности государственной идеологии как таковой". Нам представляется, что это серьезная ошибка и непонимание существа проблемы. Поэтому постараемся дать этому тезису свое обоснование. В современной оценке, идеология - одна из организационных, регулятивных и контрольных систем, направляющих жизнь общества и человека, непосредственно связанная функционально с политической системой общества, политическим режимом государства, политической этикой. Идеология ближайшим образом связана с процессом сопоставления идеалов и конкретных задач, целей и возможностей, которые занимают в политике центральное место. Именно идеология указывает политике систему идеалов и ценностей к которой та должна стремиться (процесс идеализации, то есть выбора целей, ориентации этого выбора). Политика идеологична по самой своей сути, как стремление управлять, направлять, контролировать во имя определенной идеи, замысла, тех или иных интересов и целей. Армия безусловно инструмент политики и ее субъект, но при рассмотрении ее в этом качестве, на наш взгляд, представляется важным выявить ее суммарную функцию. Что делает Армия? При всей очевидной массе ответов на этот вопрос, системный ответ выглядит так, - Армия, обеспечивая безопасность, оказывает услугу, так как ее основная защитная функция может, на наш взгляд, категорироваться и в это понятие. При этом основной философский аспект вопроса заключается в том, "кому Армия оказывает эту услугу?". Это представляется нам особенно важным в связи с тем, что Армия является абсолютным монополистом в области возможностей по применению насилия и безусловным монополистом, в области возможностей по осуществлению вооруженных защитных функций. В то время, как российская политология и философия государственного строительства обходит эту проблему стороной, наши западные коллеги уделяют ей большое внимание. И вот почему. Если Армия оказывает услугу Государству, которое и является ее "клиентом", то есть служит ему, а значит и ответственна только перед ним, то ее роль и функции носят принципиально другой оттенок и смысл, чем в том случае, если Армия оказывает услугу Обществу, то есть служит ему и несет перед ним ответственность. Понятно, что существует огромное диалектическое взаимопроникновение в этих двух смыслах, но по нашему мнению, их все равно необходимо различать не только с точки зрения методологии подхода к проблеме, сколько с точки зрения выводов из нее в области этики. Другими словами, как определяют законы логики, разные посылки дают разные выводы. В целом, все это имеет вполне конкретные значения. Если в стране понятия Государство, Общество и Народ не совпадают в принципе, то Армия и солдат, есть только (как говорят, сказал однажды царь Павел I), " механизм, артикулом предусмотренный", как было не раз в мировой, да и в отечественной истории. Если Общество доросло до уровня "гражданского", то есть оно само формирует собственное государство под свои заявленные требования, то там солдат - "гражданин в форме", как например, сейчас в Германии. Это значит, что и вся система, и дух военно-гражданских отношений в странах этих типов, имеют принципиально другие значения. Но, Армия это не часть общества, это государственно организованная сила и особая профессиональная государственная корпорация, призванная, в том числе и для того, чтобы, в случае необходимости, осуществлять насилие и над частью общества, но ее бытие протекает в системе военно-гражданских отношений. Тем не менее, в плане общего взаимодействия, Армия и демократия в демократическом государстве сочетаются и связаны тем, что Армия должна выполнять приказы только легитимно и демократично сформированной государственной власти. Понимание сказанного выше имеет огромное значение для нас именно сейчас, когда мы энергично проводим радикальную военную реформу, не вполне понимая еще, что мы хотим сделать и что иметь в ее результате. Кроме того, существует жесткая логика и "правда жизни" обосновывающая необходимость государственной идеологии воинской службы. Во - первых: такой базовый институт государства как Армия, просто не может разумно функционировать, оставаясь вне рамок национальной политики и идеологии, так как не будет иметь ответа на вопрос "во имя чего служить, что защищать и во имя чего умирать?", что и есть вопросы государственной идеологии. Кроме того, нам представляется очевидным, что только разделяемая обществом государственная идеология может создать одинаково ориентированную (государственно, патриотично и национально) армейскую и народную массы. К этому вопросу хочу добавить еще один, на мой взгляд очевидный, тезис: если плюрализм мнений и идей в обществе, это явный признак демократии, то плюрализм идей и мнений внутри государственных, особенно силовых, институтов, это явный признак государственной шизофрении. Мы это тоже уже проходили в период нашей "дикой демократизации" и продолжаем расхлебывать ее остатки по сей день. Во-вторых: нам представляется очевидным тезис, что альтернативы воспитанию государством и обществом своего народа и своей Армии - нет, а если это так, тогда законен вопрос: на чем и как их воспитывать? Ответ однозначен - воспитывать (в том числе) на национальной идее и через национальную идеологию, формируя новое мировоззрение россиян. В-третьих: реальность такова, что сейчас практически не существует государств не имеющих, в той или иной форме государственных идеологий, будь это "Америка превыше всего" или "Американская мечта", или "глобальная ответственность за судьбу мира", или "борьба за демократию и права человека" и так далее. В-четвертых: нам представляется абсолютно очевидным, что в нашу "информационную" эпоху, расширение знания и информации требует возрастания духа каждого человека. Это значит, что мы обязаны иметь государственную идеологию и только такую, которая бы обеспечила нам реализацию наших национальных интересов, возможность неантагонистического позитивного развития и покоилась бы на наших национальных ценностях и святынях. Но Армия в принципе не может быть успешной и престижной, если ценности государства и общества не совпадают. В свою очередь, ценности Общества только тогда становятся действенными, когда они сформулированы, заявлены и навязаны Государству в качестве его приоритетов и основ его функционирования. Очевидно, что создание такой официальной государственной идеи и идеологии является одной из основных и насущных задач нашего Общества и Государства. Кроме того, мы считаем, что Армия, как инструмент политики государства, не может быть вне политики. Но как говорил А. Волконский, "У Армии может быть только одна политическая программа - ее присяга". Добавим от себя, что эта присяга должна исчерпывающе обязывать Армию быть гарантом безопасности Отечества от всяких врагов, то есть от внешних и внутренних опасностей его стабильного развития и быть гарантом его конституционного строя. Хочу добавить еще несколько методологических соображений. На наш взгляд, эффективная государственная идеология воинской службы не может быть разработана внутри военного ведомства. Ее необходимо разрабатывать силами экспертного сообщества по заказу Президента России, а силовые структуры должны только участвовать в этой работе. Государственная идеология воинской службы должна строится на признании и учете внешней и внутренней функций Армии и нового класса ее задач. Государственная идеология воинской службы может появиться только в результате диалога между Обществом и Государством. Сама совместная работа над ней может стать новым стимулом взаимного доверия и согласия, а в ее результате должны улучшиться и военно-гражданские отношения в стране в целом. Государственная идеология воинской службы может быть эффективной только тогда, когда Государство всегда, при любых обстоятельствах, будет точно выполнять свой долг по обеспечению Армии всем необходимым и никогда не будет "подставлять" ее в результате собственной безответственности и политической близорукости. Государственная идеология воинской службы должна строиться с тем, чтобы жизнь солдат и офицеров стала государственной ценностью, их личные свободы - неприкосновенными, а их неизбежные ограничения компенсировались условиями жизни, экономическими условиями и престижностью службы, а риск службы и ее условия были бы понимаемы и одобрены Обществом. Поэтому, в этом плане, Армия может рассматриваться и как часть Общества, и как часть демократического процесса, а не как орудие какой-либо властной структуры. Кроме того, государственная идеология воинской службы должна стать фундаментом новой российской воинской этики, основой внутреннего руководства всех силовых структур государства, и полем не позволяющим проникнуть в их ряды миазмам внутреннего разложения. Это особенно актуально сейчас, так как Армия становится угрозой Обществу и Государству не только тогда, когда начинает играть самостоятельную политическую роль, а главным образом тогда, когда она теряет управляемость и монолитность, как единая боевая сила, то есть когда она разлагается. Армия разлагается тогда, когда ее разлагают специально извне и изнутри, но этот процесс может быть успешен только потому и тогда, когда она становится "лишней", "бесцельной" и "бесхозной", то есть теряет цель и смысл своего существования. Когда, как сейчас, резко меняются "идеалы и идолы" и в ее существо вносятся извне принципы ей чуждые, а Государство и Общество не способны сформулировать ответ на вопрос "кому и во имя чего служить?". В этих условиях, пока еще очевидная политическая пассивность Армии должна расцениваться нашими политиками, как "подвиг ее внутреннего миротворчества", хотя испытывать ее терпения не надо. В этом плане, нам представляются точными мысли выдающихся русских военных мыслителей времен эмиграции Н. Головина и А. Керсновского 1 что "только моральный дух, как "моральная упругость", то есть реализованное состояние превосходства в духе, не даст Армии и обществу впасть в "моральное оскудение" и разложение, в связи с их "перенапряжением" войной. Поэтому, поддержание "моральной упругости" армии и общества, является одной из главных задач государства, а это во многом есть задача идеологии. Кроме того, совершенно очевидно, что государственная идеология воинской службы может быть построена только на готовности Общества поддержать, а личного состава Армии вести справедливую войну с понятными всем, и офицерам, и личному составу, и Обществу целями и задачами. Высшей формой справедливой войны явились войны России в защиту своего Отечества, поэтому они и назывались Отечественными. Интересно, что Отечественная война 1812 года, была первой и единственной войной, к которой Россия была готова и потому так блестяще ее выиграла. Но самое главное заключалось в том, что к этой войне прежде всего готовилось Общество, которое и заставило готовиться к ней Государство и Армию. Именно поэтому война стала Отечественной, то есть - всенародной. Великая Отечественная война стала всенародной не потому, что так сказало неготовое к ней Государство, а потому, что Общество осознало, что надвигающаяся "неметчина" по масштабам угрозы более опасна чем даже татаро-монгольское иго и это вопрос цивилизационного выживания Отечества. Таким образом, безусловно справедливая война, это война народа за свое выживание. Быть войне просто очередной "войной на наших рубежах", или Отечественной - решает Общество, а не Государство. Это зависит не от готовности Государства к войне, а от осознания справедливости и важности войны, и готовности ее поддержать - населением страны. Исторический опыт России убедительно доказывает, что войны на выживание не могут осуществляться и быть победоносными без огромных мобилизационных напряжений всей страны, а анализ развития современных внешнеполитических тенденций прямо говорит о том, что они (большие мобилизационные напряжения) могут России еще предстоять. Чтобы и Армии и Обществу было понятно, что есть справедливая война сейчас, необходимо в первую очередь - государственно определиться с нашими Ценностями, Идеалами и Национальными Интересами, то есть с тем, что должно быть начертано на знаменах России, что мы должны защищать, отстаивать и продвигать, во имя чего граждане платят налоги и содержат Государство, а солдаты должны быть готовы пролить свою кровь и даже отдать свою жизнь. Кроме того, только идеология и развернутая на ее основе серьезная воспитательная работа в обществе и армии, даст гражданам России и солдатам ее Армии, способность успешно противостоять "несмотря ни на что" информационному воздействию наших недругов. Таким образом, Армия, как базовая государственная сила, не может не иметь своей идеологии. Так в чем собственно говоря, должна заключаться идеология Армии? На наш взгляд, государственная идеология воинской службы должна базироваться на тех же смыслах и константах, что и национальная идея государства. Это значит, что в основных подходах к ее определению мы должны иметь эти константы, но уже в виде тех функций и задач армии, которые вытекают из них. Это значит, что Армия, как социальная структура состоящая из Граждан членов Общества и как особый силовой институт Государства, в качестве основ идеологии воинской службы, то есть, отвечая себе, Обществу и Государству на вопрос "во имя чего служить?", должна ответить, что Армия существует, а ее солдаты служат (и погибают), для того чтобы: 1. дать Человеку, людям (россиянам), Семье и Обществу - состояние реальной безопасности и внутренней стабильности, как основные условия их существования, развития и возможностей собственной реализации; 2. обеспечить Государству (России) - реальный суверенитет, внешнюю и внутреннюю безопасность, и уверенность в своей государственной силе, как основы ее государственного бытия; 3. формировать возможности не антагонистического развития Человеческой Цивилизации, в качестве части ее силовой компоненты. К сожалению, состояние нашей государственности сейчас действительно таково, что в России понятия Государство, Общество и Народ не совпадают в принципе. В обиходе, понятия Россия и Российская Федерация, вопреки конституции, не тождественны. Если слово "Россия" еще может (не у многих) вызывать ассоциацию с понятиями "Родина" и "Отечество", то словосочетание "Российская Федерация", вызывает в народе, в основном, лишь раздражение, так как Государство, у нас, потеряло моральное право быть их олицетворением и их символом. Тем не менее, традиционные заветы наших предков "За Веру, Царя и Отечество!" - дали нам нашу великую Родину. Как их выполнять сейчас, когда нет Веры и нет Царя? Поэтому, если есть хотя бы одна базовая константа, то она и должна стать стержнем новой государственной идеологии воинской службы. Такими базовыми константами в России остались - сама Россия и ее Армия. Значит есть только один завет - "За Отечество!" и он должен вместить в себя и Веру в достоинство народа и его исторический путь, и Веру в его великое предначертание, которое можем сложить только мы, и в гаранта этого - его Армию, а так же - Веру в себя и ответственность за Россию, и "За Други своя", своих братьев по долгу, службе и битве. Другими словами, нам нужна Вера, но не как религия только, а как уверование в Предназначение России и свою судьбу, как их неразделенность и взаимозависимость. Формирование этого верования как Веры - это и есть задача нашей идеологии. На наш взгляд, создание новой Армии, как результат государственной военной реформы, должно начинаться с создания государственной идеологии воинской службы и создания на ее базе ее собственной профессиональной корпоративной этики, а так же профессиональных подходов к ее профессионализму. 2. О военном профессионализмеНа наш взгляд, кроме "идеологии", в понятие "генетика" Армии входит и внутренний корпоративный контроль, как, прежде всего, - контроль профессионалов самих себя и как новая этика их внутреннего руководства. Что же такое - военный профессионал? Это вопрос крайне важный и отнюдь не праздный. Дело в том, что подавляющее большинство членов активной общественности России, депутатов всех уровней (включая военных депутатов), большинство государственных чиновников Администрации Президента РФ, Совета безопасности и Правительства РФ, и даже политологов занимающихся военной тематикой - не вполне понимают, что такое "военный профессионал", понимая под этим словом всех "кто все делает хорошо и за хорошие деньги". Именно поэтому сейчас уже все, от Президента РФ и Комитета солдатских матерей, до некоторых "безвременно ушедших в политику" генералов и всех либералов страны, хотят иметь в России - профессиональную Армию. На наш взгляд, иметь в России профессиональную Армию - не возможно в принципе. Полностью профессиональную армию не имеет ни одно государство мира. Армии США, Англии и еще очень небольшого числа государств, являются не профессиональными, а добровольческими. То есть, они комплектуются путем добровольного набора (найма по контракту) всего военного контингента проходящего действительную (активную) военную службу, включая категории рядовых солдат и служащих. И дело здесь не в экономических возможностях государства, а в природе военного дела. Попытаюсь дать свое видение и трактовку основным категориям проблемы. Военный профессионал - это человек, который видит свою судьбу в служении избранному делу, получил соответствующее высшее профессиональное образование, прошел соответствующую всестороннюю практическую подготовку, имеет опыт и готов к управлению процессами в рамках избранной профессии, в соответствии с достигнутым уровнем компетентности и ответственности. Другими словами - военный профессионал, это специалист по управлению насилием и им может быть только офицер. Высокооплачиваемая контрактная добровольная работа или только государственная военная служба - это не признак профессионализма. Это только поле и форма применения (использования) его возможностей и самореализации на пути служения избранному делу, Отечеству. Работа военного профессионала, как государственная военная служба, регламентируется не только уставами, но статусом и Положением о прохождении воинской службы офицерским составом, которое должно иметь статус не ведомственного документа, а федерального закона. Военный специалист - это человек, который в совершенстве овладел знаниями и опытом, всеми тонкостями полученной специальности в рамках профессии и всегда готов к их качественному применению. Другими словами - военный специалист, это специалист по применению насилия, и им должен стать младший командир (сержант, прапорщик, "сержант-контрактник " и т.д.). Формы привлечения военных специалистов к работе и службе могут быть разными, но как правило их работа регламентируется не только уставами но и контрактами. Профессионал может быть хорошим военным специалистом, специалист не может быть хорошим военным профессионалом. Это разные уровни и разные стволы военной службы. В России есть только одно боевое подразделение состоящее целиком из одних офицеров. Это подразделение по борьбе с терроризмом "Альфа". При этом, его офицеры выполняют как собственно офицерские, так и функции младших командиров и солдат. Если это сейчас и необходимо, то безусловно дорого. Армию, состоящую из одних офицеров иметь невозможно, нецелесообразно и не нужно. Совершенно очевидно, что для Армии необходимы, как профессионалы - офицеры, так и специалисты - младшие командиры. Эти две категории составляют костяк и основу Армии и только уровень их подготовки и обеспеченности в основном определяет уровень боеспособности Армии, а значит и силовой компоненты национальной безопасности государства. Создание этих двух базовых основ Армии является приоритетной задачей военной реформы в России. Необходимо понять, что из большой, но плохой армии сделать не большую, но хорошую, путем ее радикального сокращения - невозможно, а из маленькой качественной армии сделать неплохую большую - возможно вполне, если будет существовать ее качественная профессиональная основа. Это значит, что, несмотря на глубокие сокращения армии, приоритетом военной реформы и основной насущной задачей государства, должно стать спасение ее профессиональной основы - офицеров. Этого можно достичь, в том числе и путем создания чисто офицерских подразделений и частей, в качестве Организованного резерва видов ВС РФ. Нам представляется, что работа в этом направлении поможет решить задачи:
Нам представляется, что эту работу необходимо проводить не откладывая, и независимо от существующего или будущего типа комплектования Армии. Кроме того, необходимо принять срочные меры по созданию экономических условий престижности воинской службы, главным образом в направлении предупреждения дальнейшей люмпенизации профессиональной основы армии - офицеров и сержантов. Это значит, что нужно срочно решить проблемы собственности этого "служивого слоя" путем обязательного бесплатного выделения им в собственность участков земли (по их желанию) и строительства жилья строящегося за время их службы и в выбранных ими местностях, частично за счет льготных государственных ссуд, частично за счет средств самих офицеров и прапорщиков, аккумулируемых на специальных счетах ежемесячно с момента получения первого денежного содержания после подписания соответствующего служебного контракта, или начала службы. Эти и другие подобные меры в решении проблем собственности, позволят не только "привязать" офицеров к службе, но и создать крепкую основу столь необходимого России национально и государственно ориентированного среднего класса. Настоящий профессионализм дается только опытом, то есть долгой службой и образованием. В настоящее время, профессионализм нынешнего российского офицерского корпуса во многом утрачен, а его уровень продолжает снижаться 2. Сейчас положение становится еще хуже, так как; наша блестящая национальная суворовская военная школа уничтожена нашим государственным и военным руководством; принято решение, не осуществлять набора в высшие военные учебные заведения Минобороны "в связи с избытком офицерских кадров"; военная мысль практически мертва; а собственными военными, профессиональными и фундаментальными основами формирования армии просто не занимается никто. Мы считаем, что этот порочный круг должен быть прорван, иначе у Армии России не будет будущего. На наш взгляд, новая генетика Армии может быть создана только в результате новых подходов к проблеме ее этики и профессионального военного образования. 3. О корпоративной профессиональной этике АрмииНеобходимо отметить, что в истории российской армии было несколько реформ, в ходе которых мы пытались копировать иностранный военный опыт, но все они, к сожалению, в конечном счете, не давали ей того послереформенного нового качества, которым отличались, например, реформы немецкой армии времен Мольтке - старшего. Это мы можем объяснить тем, что наши национальные военные реформы не были цельными и комплексными, то есть не обнимали собою всю совокупность сфер реформирования армии. Реформы не проводились с должной настойчивостью, имели половинчатый характер и, поэтому, практически никогда не доводились до конца. При этом, и государство, и армия почти всегда не "приобретали" от них, а даже "теряли" многое. К примеру, русская армия довольно успешно взяла на вооружение немецкую идею Большого штаба (это сегодня наш Генеральный штаб) и принципы мобилизационного развертывания, но абсолютно ничего не сделала для того, чтобы сформировать корпоративный дух армии и создать ее самые важные и базовые компоненты, а именно - профессионально-кастовый офицерский и унтер-офицерский состав, как единственных носителей традиций, духа и этики армии. Позволю себе следующее категорическое заявление, если и сегодня Россия и ее Вооруженные Силы, не найдут в себе сил и возможностей решить наконец эти проблемы, то есть, повторю еще раз - сформировать корпоративный дух армии и создать ее самые важные и базовые компоненты, а именно - профессионально-кастовый офицерский и добровольно - контрактный младший командный состав, как единственных носителей традиций, духа и этики армии - наша военная реформа будет так же неуспешной, независимо от того, каких средств и жертв потребует от государства и всех нас сам процесс реформ. Профессиональная военная этика должна стать частью государственной идеологии военной службы. Она должна разрабатываться на основе глубокого изучения мирового опыта, отечественной истории, иметь точную национальную тональность и быть одобренной обществом. Профессиональная этика должна определять стиль руководства командований всех уровней и формировать как кадровую внутреннюю политику самих силовых структур, так и коллективистский, ответственный, и основанный на взаимном доверии и профессиональных традициях, благожелательный моральный климат в них. По нашему мнению, профессиональная военная этика должна базироваться на глубоком понимания всем личным составом силовых структур государства своей личной ответственности за судьбу Родины, вере в собственную избранность и исключительную необходимость для Отечества выбора своего пути, как судьбы- службы, вере в то, что его личная порядочность, честность, профессионализм и ответственность, является частью личного и корпоративного долга и ответственности Армии перед собственным народом. Обретение высокой патриотической гражданственности, атмосферы чести и достоинства, получаемой в том числе и через профессиональную корпоративную этику, создаст такие условия и моральный климат во всех военных организмах, когда станет просто невозможным проявление карьеризма любым путем, стяжательства или плохого отношения к младшему по званию, должности и к солдату, а мнение и моральный суд коллег, суд строгий и справедливый, но всегда беспристрастный, благожелательный, не оскорбительный и однозначный, станет высшим мерилом справедливости и будет всегда восприниматься как должное. В военной истории России есть точно установленный факт, когда рукоприкладство в Армии было ликвидировано как социальное явление не по Высочайшему Указу Царя, а только тогда, когда бить солдата стало сначала неприличным, а потом и невозможным, так как офицерский коллектив полка, офицерское собрание внутренне этически отторгало от себя хама в офицерских погонах. Часто это было хуже тюрьмы или смерти. Так и сегодня, казарменное хулиганство и дедовщина, эти жуткие бичи нынешних внутривоенных отношений, могут быть навсегда исключены из армейского быта не тогда, когда резко улучшится его материальный уровень, а только тогда, когда эти явления станут этически невозможным в каждом армейском коллективе, для каждого его члена, ибо в Армии почти все определяет личный пример и мораль командира. На наш взгляд, профессиональная воинская этика, это есть: осознание смысла своей жизни и службы как собственного выбора достойной судьбы; это - осознание и ощущение личной избранности, элитности, принадлежности к особому клубу, к Армии, как к корпорации; это - государственная направленность самореализации каждого ее члена; это - уверенность в обеспеченности своей семьи и старости; это - уважение общества, семьи, коллег и потомков; это - осознание бремени ответственности; это - ощущение славы и самоуважения от до конца исполненного долга. Это осознание и реально достигнутое превосходство в образовании, общей культуре, воспитании и ощущение собственной государственной необходимости и ответственности "за судьбу всех". Это постоянное присутствие нравственного профессионального самоконтроля и ощущение некоего собственного "внутреннего голоса профессиональной гордости" В самом первом приближении этот "внутренний голос" может звучать так: "Я и есть Армия. Я и есть Государство. Я - основа, на которой держится все в нашей стране. Я - та самая сила, которая позволяет всем Вам спокойно жить и трудиться, стать профессором и сенатором, юристом и врачом, рожать и воспитывать детей. Я это знаю. Я для этого создан. Мы - Армия, это можем. Но не Я, а Вы управляете этой силой. Вы все обязаны это знать, принимать как должное, уважать нас и платить за вашу безопасность. Пока есть Я - у Вас есть будущее". Все это возможно при официальном восстановлении дееспособности и государственной поддержке таких институтов внутренней профессиональной демократии, как офицерские собрания, суды чести, научные, методические и профессиональные советы, творческие союзы, товарищеские кассы взаимопомощи, и других самодеятельных органов и структур корпоративного общественного самоуправления. При этом представляется очень важным, придание этим структурам официальных статусов и полномочий, дающих им право оказывать непосредственное влияние на осуществление образовательной, кадровой и социальной политики командованием частей, определенных, в свою очередь, высшим военным командованием и Президентом России. Колоссальное значение в формировании профессиональной корпоративной военной этики играют исторические и боевые традиции, воинские ритуалы. История нашей армии, особенно история российских армейских и гвардейских полков, составлявших основу Русской армии, удивительно богата ими. Многие из них теперь незаслуженно забыты. Сегодня в Армии существуют ритуалы Военных парадов, принятия Военной Присяги, Общеполковых вечерних проверок, Строевых смотров, Разводов на занятия (караулы, боевое дежурство), ритуалы Выпуска из военных учебных заведений и так далее. По нашему мнению, сегодня в Российской армии существует большая потребность в разработке и официальном введении Кодекса Российского Офицера и Клятвы Офицера, а так же таких новых ритуалов, как - ритуал Посвящения в Офицеры, Принятия в Полковую семью (в члены Офицерского собрания части), Производства в Генералы, ритуалов по случаю присвоения воинских званий, получения государственных наград и назначения на высшую должность. Конечно, в той или иной форме все эти ритуалы существуют, но носят полуофициальный характер и ничем не регламентированы, в то время как они должны стать и частью профессионального этоса, и официальной процедурой, и, одновременно, мощным стимулом к беспорочной службе Отечеству, обеспечивающего преемственность лучших традиций и позитивного общего трена службы, а так же благожелательного морального климата в Армии. Кроме того, поскольку все в мире есть информация и энергия, то Армия, как воплощенная латентная энергия (скрытая энергия), может быть приведена в действие только информацией. Если программа приказа - бросает ее в бой, программа ее идеологии дает армии понимание - "во имя чего", то программа ее профессиональной этики - делает ее усилия (ее энергию) устойчивой и стабильной по отношению к другим, ослабляющим ее, информационным программам. Поэтому, можно считать, что дух Армии, ее этика, это информационная программа, делающая ее энергию устойчивой и победительной. Если этот победительный дух имманентно не присущ Армии, то есть, не составляет суть ее существа, то Армия (как и любой материальный, тем более живой организм), воспринимает извне другие, как правило, ослабляющие ее программы. На наш взгляд, присутствующие сейчас в армии России миазмы аморализма, стяжательства, коррупции, протекционизма и неверия в собственное государство, обусловлены не столько недееспособностью государственной власти, сколько тем, что Армия информационно, то есть программно не защищена государством, а в ней самой не существует духа - программы, основанного на ее профессиональной этике. Как профессионал, я считаю, что при формировании идеологических и этических основ новой Российской Армии, мы должны опираться на ее новую формируемую константу, на ее профессионализм и им формируемый - корпоративный дух. В Армии есть одна абсолютная аксиома - все может решить, исправить и привести в норму только личный пример и разум командира, профессионала, офицера, который знает "что и как надо делать". Веру, фанатизм, энтузиазм, патриотизм и другие моральные стимулы, в своем большинстве заменить нельзя, но их может развить и аккумулировать только - долг и ответственность профессионала, спокойно и профессионально оценивающего свои возможности и перспективу, и сознающего необходимость исполнения своего долга даже ценой собственной гибели, но уверенного в том , что его решение и жертва будет понята, и с гордостью принята его товарищами, и, безусловно, будет достойно оценена его Государством, которое, также безусловно, сделает все необходимое для воздаяния и сохранения его чести, и обеспечения достойного уровня жизни его семьи. Таким образом, основу новой этики новой армии России, должен составлять - профессионализм, а это значит, что этика Армии практически совпадает с этикой ее профессионального ядра, ее офицерского корпуса. На наш взгляд, только таким образом сформированная корпоративная профессиональная военная этика, может и должна стать сутью новой генетики Российской Армии. Профессиональная этика вырабатывается самой корпоративной системой, но не возникает сама собой. Она может, должна быть и стать следствием целенаправленного воспитания, направленности и качества воинской службы, а также той кадровой политики, которую обязано проводить государство в Армии. 1(назад) Российский военный сборник. Выпуск 16, с. 499-500 2(назад) По нашему мнению, начало этому процессу было положено не сейчас, и нев связи с нехваткой средств на боевую подготовку, а в результате "тихих" решений уже послевоенных министров обороны СССР. Сначала было принято решение об обучении в суворовских училищах не после третьего класса, как раньше, а с восьмого, чем была разрушена целая суворовская школа, готовившая настоящих воинов-патриотов. Затем, маршал Д. Язов, сам хорошо понимающий, что в Армии действительно "кадры решают все", издал (тем не менее) приказ, по которому запрещалось принимать преподавателей в военные учебные заведения и офицеров в центральный аппарат Министерства обороны и Генеральный Штаб из войск, если у них нет квартир в Москве. Начался почти необратимый процесс "застоя крови" и появились тысячи начальников, которые никогда в жизни не видели "живого солдата", то есть никогда не служившие в войсках. Мало помалу начался жизненный цикл "арбатского округа", плодивший себе подобных и приведший к тому, что в училищах сейчас преподают только что окончившие их курсанты, в академиях - бывшие слушатели, а "мозг Армии" - Генеральный Штаб, уже не может не только генерировать идеи, но даже грамотно оформить их, так как начальники его управлений пришли на свои высокие государственные должности не из войск, а "из порученцев". |