Александр Владимиров
Вице-президент Коллегии военных экспертов России,
Почетный Председатель Московского содружества
суворовцев, нахимовцев, кадет,
Председатель Национального совета политической партии "За нашу Родину!",
кандидат политических наук,
генерал-майор

Место, роль и значение кадетского, суворовского, нахимовского образования
Исторический аспект и современность

Уважаемые участники Всемирного
Русского Народного Собора!

     От имени суворовцев, нахимовцев и кадет России, позвольте мне поблагодарить Русскую Православную Церковь и устроителей Собора за внимание к теме патриотического воспитания подрастающих поколений наших граждан, понимание особой роли кадет в истории России и помощь нам - кадетскому движению России в нашей борьбе за существование национальной суворовской военной школы.

     Позволю себе ответить на основные вопросы темы доклада сразу и начать с вопроса его современности.

     Правда жизни такова, что сегодня в России - кадетского образования как системы нет - ни в системе образования страны, ни в национальном праве, притом, что сегодня есть все увеличивающееся число, самопроизвольно появляющихся образовательных учреждений, называющих себя - кадетскими.

     Сегодня в стране более 100 кадетских корпусов субъектов Федерации, более 1000 кадетских классов, более 20 суворовских военных училищ и кадетских корпусов силовых структур, планируется создание восьми Президентских кадетских училищ, по одному в каждом федеральном округе страны.

     Кадетское образование, особенно его национальная суворовская военная школа (компонента), является сегодня самой успешной и признанной системой образования и воспитания молодежи.

     Очевидно, что кадетское образование необходимо сегодня и это ежедневно подтверждается вниманием к нему российской общественности, которое видит в нем последнюю возможность дать своим детям хорошее бесплатное образование, и спасти их от похоти и разврата улицы.

     Явные практические успехи кадетского образования в России ставят вопрос о его признании в качестве самостоятельной ветви общего гражданского и начального профессионального образования в системе национального образования страны, а также закрепления этой потребности общества и практической деятельности государства в сфере образования, в самостоятельном пакете правовых и административных норм.

     Определяя - место, роль и значение кадетского образования в России, позволим себе несколько констатаций.

     Нам представляется, что кадетское образование в России должно:

     1. занять центральное место в системе подготовки национальных элит с детства и стать основой формирования нового служилого слоя России;

     2. быть примерной (эталонной) бесплатной системой образования, воспитания и государственно-патриотической социализации юношества, и играть основную роль в формировании общего патриотического фона всей системы национального образования;

     3. быть признанной преемницей исторических традиций России и ее кадет, воспитывать на них, а также исторических национальных ценностях и своем примере молодые поколения граждан России, определять и реализовывать все важнейшие направления государственно-патриотического воспитания;

     4. быть самой эффективной и престижной частью всей системы бесплатного среднего и начального профессионального образования России;

     5. стать самостоятельной ветвью (стволом) общего гражданского и начального профессионального образования в системе национального образования страны;

     6. значение кадетского образования в России определяется его уникальными историческими, идеологическими и организационными основами доказавшими свою эффективность и необходимость России в течение уже трех веков;

     7. кадетское образование в России, его учреждения и воспитанники должны формировать патриотическое ядро населения страны, как системообразующую часть российского общества и его национально патриотическую идентификацию.

НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ и ОПРЕДЕЛЕНИЯ

     "Кадетское воспитание" - воспитание, получаемое учащимися и в процессе обучения в учреждениях кадетского образования, основанное на исторических принципах кадетского воспитания и кадетской этике служения Отечеству, и призванное:

  • формировать ценностную и патриотическую национальную самоидентификацию своих воспитанников;
  • давать своим воспитанникам государственническую патриотическую социализацию;
  • вырабатывает устойчивую нравственную позицию и способность различения добра и зла;
  • ориентировать участников образовательного процесса на необходимость совершения нравственных выборов в их жизни, на работу и службу на благо своих сограждан и своего Отечества;
  • вырабатывать навыки жизни в коллективе и обществе, а также уважение к людям, труду, культуре и знаниям 1.

     "Кадетское образование" - государственное начальное профессиональное (профильное) образование, включающее компоненты основ военной и гражданской государственной службы, получаемое гражданами России в порядке развития общего среднего образования или совместно с началами профессионального образования государственной военной и/или гражданской службы, в ходе обучения и воспитания в учреждениях кадетского образования с детства2 .

     Кадетское образование является первичным (начальным) профессиональным образованием государственной (гражданской и военной) службы в Российской Федерации

     "Учреждения кадетского образования" - учреждения среднего образования особого типа, в которых учащиеся получают полное среднее образование и начальное профессиональное образование государственной службы при полном государственном пансионе воспитанников, к ним относятся образовательные учреждения:

  • федерального уровня: Суворовские (нахимовские) военные училища и кадетские корпуса Министерства обороны, президентские кадетские корпуса, кадетские корпуса других федеральных министерств;
  • регионального уровня: кадетские корпуса и кадетские школы интернаты правительств субъектов Российской Федерации;
  • муниципального уровня: кадетские школы и кадетские классы муниципальных образований субъектов Российской Федерации

     Система кадетского образования России должна включать в себя:

  • суворовские, нахимовские военные училища и кадетские корпуса силовых структур, министерств, ведомств;
  • кадетские корпуса субъектов Российской Федерации;
  • органы управления кадетским образованием центра и в регионах;
  • систему подготовки (переподготовки) командного преподавательского, и воспитательного состава учреждений кадетского образования

     Кадетское образование в России должно быть обеспечено;

  • соответствующим правом (Закон "О кадетском образовании в России", или специальной главой "О кадетском образовании в России" в новом Законе РФ "Об образовании");
  • собственными Государственными образовательными и воспитательным стандартами;
  • государственным (региональным) заказом на подготовку специалистов необходимых специальностей государственной гражданской и военной службы, а значит наличием гарантированных рабочих мест для выпускников;
  • специальным финансированием деятельности всей системы кадетского образования;

ОБ ИСТОРИИ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Анализ истории возникновения и развития феномена кадетского образования позволяет сформулировать некоторые выводы о его истории, генезисе и диалектике его предназначения.

     Необходимость и общественная полезность воспитания молодых поколений своего социума (рода, племени, народа, государства и нации) понималась нашими предками всегда.

     Это воспитание первоначально носило характер подготовки "вскормленных с копья" 3 детей непосредственно к войне, как главному делу человеческого социума.

     В России появление учреждений кадетского образования прямо связано с царствующей фамилией Романовых, которые: образовали в1701 году Навигатскую Школу (Петр I), в 1732 году Сухопутный шляхетный кадетский корпус (Анна Иоановна); довели численность кадетских корпусов России до 32-х; обеспечили их Высочайшее покровительство, назначив Великого Князя Константина Константиновича Романова Попечителем всех кадетских корпусов, который ведал кадетским образованием как отдельной ветвью системы образования России.

     После революции 1917 года и с началом Гражданской войны в России были ликвидированы все кадетские корпуса. Часть корпусов удалось вывести вместе с Белой амией и продолжить их работу в Сербии (Белая церковь) и Франции (Версаль), последний русский кадетский корпус был закрыт в Версале в 1964 году.

     В 1943 году сразу после стратегической победы Красной армии над войсками немецкого вермахта под Курском, в Советском Союзе была создана система суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, созданных по "типу старых кадетских корпусов".

Особенности предназначения и диалектика направленности обучения в
учреждениях кадетского образования

     Анализ генезиса учреждений кадетского образования с точки зрения решения ими базовых задач своего предназначения, позволяет сделать следующие выводы.

     Базовыми социальными функциями и задачами учреждений кадетского образования исторически были:

  • "Поглощение" сирот войны или решение задач "военного сиротства", но никогда проблемы детской беспризорности;
  • Коррекция поведения и судеб воспитанников;
  • Ранняя профессионализация воспитанников в направлении их последующей обязательной государственной службы;
  • Государственно-национальная патриотическая идентификация и социализация воспитанников.

     Все эти социальные задачи и функции были характерны для всех типов учреждений и для всех исторических периодов кадетского образования, но каждое государство и даже каждый период его истории вносили свои коррективы в приоритетность тех или иных задач.

     Как показывает анализ, специфика предназначений учреждений кадетского образования, а значит и специфика образования получаемого их воспитанниками, в зависимости от исторического времени и задач, решаемых государствами - менялись.

     Так, например, во Франции XVI века кадетами становились дети погибших в войне офицеров и их учили "благородству".

     В Пруссии кадетами становились дети погибших офицеров и их готовили как будущих офицеров.

***

     Кадетские корпуса Императорской России являлись государственными учреждениями, комплектовались детьми погибших в войне и на воинской службе офицеров и гражданских государственных чиновников, а так же тех из них, которые имели заслуги перед Россией, но не имели средств на образование своих детей.

     Их воспитанники готовились к государственной службе на военном и гражданском поприще, притом, что эта служба была обязательной. Этот период истории кадетского образования дал России замечательную когорту великих военачальников и государственных деятелей, поэтов, писателей, композиторов, инженеров и ученых 4 .

     Анализ причин высокой эффективности учреждений кадетского образования Императорской России выявил несколько их родовых черт, признаков и условий функционирования.

     Во-первых, эти учреждения относились к определенному, особому и специальному типу образовательного учреждения - кадетскому корпусу.

     Во-вторых, они готовили не только просто образованных людей, но будущих государственных служащих.

     В-третьих, они имели собственный образовательный стандарт и систему учебы и воспитания.

     В-четвертых, они имели собственную систему подготовки (переподготовки) преподавателей и воспитателей.

     В-пятых, они имели собственную систему оплаты труда учителей и командования корпусов.

     В-шестых, они подчинялись только Царю, своим министерствам и губернаторам.

     В-седьмых, они имели собственную вертикаль управления деятельностью.

     В-восьмых, они обеспечивали своим воспитанникам продолжение учебы в профильных учреждениях высшего образования и являлись начальным этапом служебной карьеры на гражданском или военном поприще.

     Русские кадетские корпуса за рубежом комплектовались из сирот и детей русских эмигрантов и из них воспитывали патриотов России и честных людей.

     В целом, кадетские корпуса Императорской России:

  • изначально и до военной реформы Д. А. Милютина (1861 г.) решали проблему профессиональной подготовки корпуса офицеров армии и флота, и чиновников государственной службы с детства, при этом проблемы "военного сиротства" решались как сопутствующие;
  • в результате военной реформы Д. А. Милютина кадетские корпуса были свернуты и превращены в военные гимназии, которые решали задачу исключительно общего образования воспитанников, при обязательном решении задач "военного сиротства" и коррекции поведения и судеб своих учащихся;
  • после гибели Александра II и восшествия на Престол Российской Империи Александра III, кадетские корпуса были восстановлены, и до революции 1917 года их численность росла, а работа совершенствовалась, при этом они решали в качестве главной, задачу профессиональной подготовки служилого сословия России;
  • русские кадетские корпуса за рубежом решали исключительно проблему "русского сиротства" и коррекции поведения и судеб детей русских эмигрантов, с опорой на военно-патриотические традиции воспитания кадет в Императорских кадетских корпусах.

***

О суворовских военных училищах СССР и современной России

     Суворовские военные и нахимовские военно-морские училища Советского Союза изначально и до 1963 года, предназначались: "Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов… организовать девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов…. Установить, что суворовские военные училища имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование 5 ".

     Суворовские военные училища являлись государственными военными учебными учреждениями и входили в ствол профессионального военного образования, подчинялись непосредственно Министерству обороны СССР и выполняли задачи и его разнарядку на подготовку воспитанников для продолжения профессиональной военной службы в составе офицерского корпуса.

     В целом. В СССР с момента образования национальной суворовской военной школы в 1943 году и до 1963 года, училища комплектовались детьми погибших офицеров и работников государственной службы, в течение семи-девяти лет им давалось широкое гуманитарное образование, государственно-патриотическое воинское воспитание и прекрасная физическая и военно-профессиональная подготовка. В аттестате зрелости выпускника указывалось, что выпускник получил среднее общее образование и "прошел производственное обучение по специальности военная подготовка", которое, к примеру, давало ему право, в случае службы в Советской армии на рядовых должностях, занимать должности младшего командного состава - сержантов.

     Их выпускники имели четко направленное военное предназначение и, по окончанию училища они, по старшинству баллов, распределялись для поступления в высшие военные учебные заведения, выполняя таким образом сформированный государственный заказ Вооруженных Сил СССР.

     Обучение и воспитание в училищах осуществлялось специально подобранным контингентом преподавателей и офицеров-воспитателей, каждый из которых отвечал высоким требованиям (например, обязательное высшее образование, знание иностранного языка, способность и желание работать с детьми, собственная благополучная семья, любовь к детям) и периодически обучался в специальном институте усовершенствования учителей.

     Этот период дал наиболее впечатляющие результаты по воспитанию для страны и армии огромного количества выдающихся генералов и офицеров, государственных чиновников, ученых и спортсменов.

     Ни одна другая национальная система обучения и воспитания граждан России не дала таких выдающихся результатов в чистом виде6 .

     Обучение в Суворовских военных училищах Российской Федерации и их предназначение, начиная с 1963 года по настоящее время, существенно менялись.

     После 1963 года, решением Н. С. Хрущева было сокращено количество суворовских и нахимовских военных училищ, в училища могли поступать любые, сдавшие вступительные экзамены, абитуриенты (при преимуществе в поступлении круглых сирот, и детей военнослужащих прослуживших в Вооруженных Силах не менее 20 лет) срок обучения в них был сокращен сначала с семи до трех, а потом до двух лет, но система распределения выпускников в высшие учебные военные заведения еще оставалась.

В настоящее время

     Правда жизни заключается в том, что в настоящее время все суворовские военные училища, нахимовское военно-морское училище и кадетские корпуса Министерства обороны Российской Федерации уже не являются военными.

     Из них удалена вся профессиональная военная составляющая, офицерский состав уволен, предметы военной подготовки из учебных планов удалены, строевая подготовка запрещена, распорядок дня имеет обычное гражданское расписание, вводится гражданская форма одежды, свободный выход с территории училищ и система самоуправления учащихся.

     Можно констатировать сам факт уничтожения суворовской военной школы как именно военной школы и ее перепрофилирование в систему социального пакета военных детских домов.

     Этот факт реально подтвержден тем, что сегодня, решением Министра обороны РФ А. Сердюкова суворовцам и нахимовцам официально запрещено участвовать в парадах Победы.

     Это значит, что уже с весны 2009 года наши Вооруженные Силы перестали получать выпускников суворовской военной школы, обучение и воспитание которых специально предназначалось для подготовки юношей с детства к службе на военном и гражданском поприще.

***

О кадетских корпусах современной России

     Начиная с 1993 года, по инициативе Московского суворовско-нахимовского содружества и русских зарубежных кадет в России, на базе школ-интернатов, стала формироваться система кадетских корпусов общегражданской образовательной и патриотической воспитательной ориентации.

     В эти корпуса могут поступать дети любых родителей и способностей, отбор в корпуса практически отсутствует, специальная подготовка преподавателей и самого корпуса воспитателей не ведется. Выпускники этих учреждений получают обычное общее среднее образование, а качество их образования и воспитания прямо зависит от района их дислокации и требовательности директоров этих учреждений.

     Массовое и самодеятельное появление сегодня сотен кадетских классов, хотя и выражает доверие российского общества к кадетскому образованию, но, те не менее, размывает само предназначение кадет и нивелирует всю систему кадетского образования, придавая ей, хоть и, несомненно, патриотический, но все-таки декоративный характер.

     В тоже время, кадетские корпуса субъектов Российской Федерации сегодня все более и более формируют основу кадетского образования в России, что требует нового осмысления и правового обеспечения этого процесса.

ЧЕМ ПРОДИКТОВАНА ПОТРЕБНОСТЬ В СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

О проблемах в области воспитания российской молодежи

     Анализ современного состояния дел в сфере воспитания граждан России сегодня позволяют сделать ряд неутешительных констатаций.

  1. Национальной системы воспитания граждан страны не существует, государство абстрагировалось от руководства этой важнейшей сферой национального развития.
  2. Система образования оторвана от процессов воспитания.
  3. Воспитание не имеет своей официальной идеологической основы, а в национальной информационной сфере преобладает порочная, безнравственная идеология.
  4. Приоритеты рыночных отношений, внедряемые в бытие нации как следствие новой экономической модели государства, крайне негативно сказываются на воспитании граждан России, их нравственности и общей культуре населения.
  5. Государство, испытывая "кадровый голод" пытается возместить недостаток управленческих кадров за счет усиления своего внимания к выпускникам экономических ВУЗов (Высшая школа экономики, ряд других элитарных экономических колледжей) и участникам специально созданных молодежных движений, что в итоге так и не решает задачи воспитания, поскольку одна часть этих институтов не дает необходимого уровня государственно-патриотической социализации и оторвана от реальной практики и жизни населения страны (иными славами, являются частью системы образования без воспитания и патриотической социализации), другая часть не дает даже нужного качественного образования, выращивая молодежь в духе уличных манифестаций и нигилизма.

     Очевидно, что обе эти ветви пополнения кадрового резерва страны ущербны и не способны эффективно решить проблему формирования национальных элит России.

     В итоге, сегодня мы наблюдаем "кадровый голод" и нравственную деградацию практически на всех социальных уровнях и во всех сферах функционирования государства, что уже негативно сказалось на темпах и качестве развития Державы.

     Практически единственным институтом российского общества, который прямо и непосредственно занимается воспитанием народной нравственности является Русская Православная Церковь.

     Представляется важным осознание государством и обществом, что подготовка профессиональной управленческой элиты государства, равно как и воссоздание системы воспитания молодежи, имеет ключевое значение для судьбы страны, и должна иметь не менее высокие приоритеты, чем подготовка младших специалистов народного хозяйства и промышленности.

     Парадокс современной педагогики заключается в том, что современное российское общество и все родители России хотят видеть своих детей не только (и даже не столько) образованными, сколько здоровыми и просто хорошими, воспитанными людьми. Иными словами, общество хочет то, чем современная российская система образования просто не занимается, как бы не замечая нарастающей проблемы.

     Сегодня часть родителей удовлетворена уже самим фактом существования спасительных для их детей учреждений кадетского типа. Однако очень скоро общественность России будет ставить вопрос о том, что государство, взявшее на себя ответственность за кадетское образование их детей, должно давать им шанс и возможность обретения ими специальности, востребованной самим государством. Именно государство должно регулярно и планово формировать свой государственный (региональный, ведомственный) заказ на подготовку специалистов государственной службы среди воспитанников кадетских корпусов, обеспечивая тем самым потребности государства и конкурентоспособность выпускников кадетских учреждений на национальном рынке труда.

О подготовке профессиональных государственных служащих:

     1. Подготовка профессиональных служащих государственной гражданской службы

     Насущная потребность подготовки, государственно-патриотической социализации и необходимость их деятельности в соответствии с этическими нравственными мотивами и принципами их службы - вошла в противоречие с тем, что гражданские государственные служащие, особенно низших рангов, практически нигде не готовятся и появляются на государственной службе случайно. При этом, их профессиональный и нравственных уровень, и мера личной ответственности за исполнение службы, как правило, не высоки.

     Государственные служащие не образуют устойчивый служилый слой, объединенный единой корпоративной этикой и контролируемый корпорации государственных служащих.

     Эта категория служащих практически лишена возможности сделать карьеру на государственной гражданской службе.

     Кадетские корпуса субъектов Российской Федерации изначально не призваны к начальной профессиональной подготовке государственной гражданской службы и осуществляют свое предназначение в направлении коррекции поведения своих воспитанников.

     Парадоксальность ситуации заключается в том, что сегодня в России обращается особое внимание на профессиональную подготовку специалистов промышленности и сельского хозяйства (интенсивно готовятся специалисты слесари, электрики, строители и так далее), которые, по замыслу Правительства Российской Федерации, должны восполнить катастрофическую нехватку младших специалистов в этих областях, но ни кто не готовит профессиональных государственных служащих нижних звеньев.

     В то же время, потребности в государственных служащих государственной гражданской службы настолько велико, что практически все учреждения кадетского образования гражданской направленности могут и должны стать кузницей их начальной профессиональной подготовки.

     Максимальная социальная задача, которую сегодня выполняют современные учреждения кадетского образования (кадетские корпуса и кадетские школы интернаты), является задача корректировки поведения своих воспитанников, что уже недостаточно для современных условий и не окупает огромных средств, вкладываемых государством в них.

О подготовке профессиональных служащих государственной военной службы

     Анализ военной истории России говорит о том, что в периоды, когда ее военная элита воспитывалась в системе кадетских корпусов, государство имело больше военных побед.

     Этот вывод связан как с победами и безусловными военными талантами кадет-полководцев Румянцева П. А., Кутузова М. И., Брусилова А. А., Дорохов И. С., Корнилова Л. Г., Каледина А. М., Нестерова П. Н.; и кадет-адмиралов: Ушакова Ф. Ф., Сенявина Д. Н., Нахимова П. С., Макарова С. О., Колчака А. В., тысяч других генералов и офицеров России, так и с анализом войн XX века и войн последнего времени, огромную роль в победоносности которых сыграли выпускники кадетских корпусов и суворовских военных училищ.

     Современное состояние военного профессионального образования в России характеризуется тем, что оно включает в себя: среднее военное образование (военный училища и институты, дающие своим выпускникам общее высшее образование и среднее специальное профессиональное военное образование); и высшее профессиональное военное образование (военные академии).

     В то же время, в национальной системе профессионального военного образования нет его начальной компоненты, которая существует во всех остальных системах профессионального образования в России.

     Именно этот пробел и свободную нишу в профессиональном военном образовании и призваны занять суворовские военные, нахимовское военно-морское училища и кадетские корпуса Министерства обороны и других силовых ведомств Российской Федерации, которые в своей образовательной деятельности должны руководствоваться собственным государственным образовательным стандартом.

     Сегодня, ситуация осложняется тем, что, в связи с радикальным изменением философии предназначения, идеологических и организационных основ суворовской военной школы - от "служения Отечеству с детства", на "концепцию бесплатного социального пакета", наши Вооруженные силы практически прекратили получать для пополнения офицерского корпуса профессионально подготовленное молодое поколение суворовцев.

     Конечно, мы верим, что наша власть "одумается", но мы неуверенны в быстроте и качестве этого процесса.

В целом

     1. К настоящему времени единой федеральной системы кадетского образования в России не сложилось, несмотря на то, что в стране фактически существуют все элементы такой системы, кроме официального признания и правовых основ ее функционирования.

К элементам системы кадетского образования, в полном объеме, могут быть отнесены:

  • Суворовские военные, нахимовское военно-морское училища и кадетские корпуса Минобороны и других силовых структур Российской Федерации (Минобороны, ФСБ, МВД, МЧС);
  • Кадетские корпуса министерств и ведомств не силового блока (МИД, ФТС, Генеральная прокуратура, Минюст);
  • Кадетские корпуса субъектов Российской Федерации (сегодня их в стране около ста).

     Кадетские классы и кадетские школы муниципального уровня могут быть отнесены только к системе кадетского государственно-патриотического воспитания.

     2. Официально и в федеральном праве не существует понятий "кадетское образование", "кадетский корпус", "учреждения кадетского образования", и так далее

     Действующее законодательство не содержит прямых законодательных норм, регулирующих правоотношения, которые способствовали бы созданию и обеспечению благоприятных условий для развития кадетского образования и военно-патриотического воспитания.

     Также необходимо отметить, что в законодательстве отсутствуют нормы, обеспечивающие участие органов и институтов государства (кроме МО РФ7 ), а также субъектов Российской Федерации в указанной деятельности. Этот процесс, как правило, обеспечивается законодательством заинтересованных субъектов Российской Федерации, исходя из их представлений и потребностей.

     3. Такая важнейшая область воспитания подрастающего поколения как кадетское образование и гражданско-патриотическое воспитание лишь фрагментарно отражается в государственных программах, многие мероприятия в этой сфере не имеют правового фундамента, носят формальный или самодеятельный характер.

     4. Сегодня мы наблюдаем "кадровый голод" практически на всех уровнях и во всех сферах функционирования государства, что уже негативно сказывается на состоянии национальной безопасности, темпах и качестве развития России. Общественные ожидания не оправдываются, правовое поле и организационные основы кадетского образования не создаются

     5. На сегодняшний день ни государство, ни регионы не получают от этой системы должной отдачи.

     Несмотря на численное увеличение числа учреждений кадетского образования, на усиление внимания государства и общества к этой системе воспитания молодых поколений граждан России, на выделение значительных средств государства и регионов на создание и поддержание достойного уровня учреждений кадетского образования - огромные затраты на содержания учреждений кадетского образования не окупаются, так как предпринимаемые усилия не приводят к появлению нового слоя профессиональных государственных служащих, способного стать кадровой основой нового управления государством.

     6. Существующая система и уровень образования и воспитания в учреждениях кадетского типа должны быть пересмотрены и сформированы заново на основе Концепции кадетского образования и в соответствии с новым Государственном стандартом кадетского образования.

     Поскольку этих документов еще нет, то их разработка, апробирование, введение в современное российское право и в практику, станет требованием российской общественности, а значит, должно и будет реализовано.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ВЕТЕРАНОВ СУВОРОВЦЕВ К ТЕМЕ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

     Эти подходы изложены в принятой на Втором Общекадетском съезде в Санкт-Петербурге Концепции Кадетского образования.

Об Архитектуре Системы Кадетского образования

     Согласно направлениям выполнения задач своего предназначения, учреждения кадетского образования могут быть отнесены к следующим основным типам.

     Первый тип, это - учреждения кадетского образования, которые дают своим воспитанникам основы подготовки государственной службы, формируют основы служилого слоя государственной службы России, и могут быть отнесены к сфере начального профессионального образования государственной службы.

     К первому типу учреждений кадетского образования относятся:

  • суворовские военные училища, нахимовское военно-морское училище, военно-музыкальные училища, кадетские корпуса видов Вооруженных сил Министерства обороны РФ, которые, кроме решения остальных социальных и воспитательных задач своего предназначения, в качестве главной задачи - дают своим воспитанникам раннюю профессионализацию, в направлении их последующей обязательной государственной военной службы.
  • президентские кадетские корпуса в Федеральных округах РФ - дают своим воспитанникам раннюю профессионализацию по основным экономическим, гуманитарным, культурологическим и другим направлениям, определяющих их дальнейшую обязательную гражданскую или военную государственную службу, в том числе в составе государственных профильных корпораций.
  • кадетские корпуса МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, МИД, ФТС и так далее - дающие своим воспитанникам раннюю профессионализацию и определяющие их дальнейшую обязательную государственную службу согласно профилю своих ведомств-учредителей.
  • часть кадетских корпусов субъектов Российской Федерации избранных для подготовки специалистов государственной (муниципальной) службы в интересах своих регионов.

     Второй тип, это - учреждения кадетского образования, которые предназначаются для решения социальных задач кадетского воспитания, коррекции поведения и судеб воспитанников, их государственно-национальной патриотической и социализации, и могут быть целиком отнесены к национальному "социальному пакету".

     Ко второму типу учреждений кадетского образования относятся:

  • кадетские корпуса Министерства обороны РФ общего профиля;
  • основная масса кадетских корпусов (школ-интернатов) субъектов Российской Федерации.

     Представляется, что учреждения кадетского образования гражданской сферы могут быть отнесены к следующим основным направлениям выполнения ими задач своего предназначения.

     Общее направления - государственно-национальная патриотическая идентификация и социализация воспитанников - для всех видов учреждений кадетского образования.

     Первое направление - коррекция поведения и судеб воспитанников - для учреждений кадетского образования субъектов Российской Федерации.

     Второе направление - ранняя профессионализация воспитанников в направлении их последующей обязательной государственной службы - для учреждений кадетского образование федеральных министерств и ведомств, учреждений кадетского образования субъектов Российской Федерации по их решению

     При этом учреждения кадетского образования федерального и регионального уровней дают своим воспитанникам сертифицированное кадетское образование, а учреждения муниципального уровня предназначены для получения воспитанниками углубленных основ патриотического (кадетского) воспитания.

"Идея" кадетского образования как основа ее Государственного
образовательного стандарта

     Основой "кадетской школы" должна стать идея "кадетского образования".

     Чтобы отвечать своему прямому предназначению, любая школа любого уровня, в основе своего функционирования, должна содержать некую идеальную модель желаемого эталона своего выпускника, в качестве идеальной цели процесса (конкретного для каждого вида и уровня школ) воспитания, образования и социализации своих учащихся.

     Система кадетского образования - должна готовить хорошо образованных и просвещенных граждан-патриотов России, способных правильно, нравственно и эффективно выстраивать собственную жизнь, активно участвовать в общественной жизни и государственном строительстве, и, в буквальном смысле, пригодных к этому.

     Базовая "идея" кадетского образования подразумевает наличие реестра собственных требований к процессу и качеству образовательного процесса, который неразрывно связан с особым процессом воспитания в учреждениях кадетского типа.

Особенности воспитания в учреждениях кадетского образования РФ

  1. Учреждения кадетского образования являются статусными закрытыми образовательными учреждениями специального (собственного) интернатного типа с содержанием воспитанников на полном государственном пансионе.
  2. Воспитанники проходят специальный отбор, который диктуется требованиями, предъявляемыми к выпускникам учреждений и их особым назначением.
  3. У выпускников учреждений изначально есть целевое назначение (наиболее близкое к духовно-нравственному идеалу) - служение своему Отечеству на гражданском и военном поприще. Распределение происходит применительно к этому назначению, а также согласно распределения в профильные учреждения высшей школы, согласно желания выпускника и качества его успеваемости.
  4. Система воспитания кадет носит специальный характер, центральной и главной фигурой этой системы является офицер-воспитатель.
  5. Система воспитания строится на исторических традициях многовековой давности: идеалы чести, благородства, товарищества, патриотизма, долга и другие нравственные основы.
  6. Воспитание направлено на формирование осознания каждым выпускником своей государственной и патриотической идентификации, и кадетской корпоративной принадлежности.
  7. Система воспитания предполагает совместное проживание воспитанников, по гендерному признаку раздельно, с детства и в условиях общежития.
  8. Условия жизни воспитанников в учреждениях кадетского образования определяются:
  • полным государственным пансионом их содержания и специальным военизированным образом жизни кадет;
  • строго регламентируются практически военными уставными взаимоотношениями старших и младших;
  • имеет место жесткая иерархическая вертикаль, в состав которой входят сами воспитанники;
  • предусмотрено обязательное ношение специальной (военной) формы одежды и знаков различия;
  • распорядок обучения включает систему обязательных ежедневных и специальных торжественных ритуалов и Церемоний;
  • предусматривается периодическое исполнение воспитанниками обязанностей по внутренней службе, таких, как несение народов по расположению, уборку территории, столовой и кухни.
  1. В образовательный процесс введены некоторые специальные предметы военного образования, а также проведение летних и зимних лагерей с особым вниманием к физической, строевой и военной подготовке, формированию навыков выживания и так далее.
  2. Меры поощрений и взысканий применяемые к воспитанникам в ходе процесса воспитания носят специфический военный характер.
  3. Регламенты жизни и распорядок дня воспитанников основаны на Общевоинских Уставах, жестко регламентированы и находятся под постоянным (круглосуточным) контролем воспитателей и администрации учреждения.

     Непосредственный контроль и управление процессом воспитания суворовцев и кадет лежит на освобожденных ответственных лицах: "офицерах-воспитателях", проходящих специальную методическую подготовку и в большинстве случаев - прошедших подобную школу воспитания в суворовских училищах.

     Важность воспитания в учреждениях кадетского типа предполагает выделение ее как отдельной воспитательной компоненты образовательного стандарта, наряду с общеобразовательной и профессиональной компонентами.

  1. Воспитательная компонента кадетского образования должна обеспечивать подготовку и воспитание своих питомцев как:
  • граждан России, чье основанное на исторических национальных ценностях мировоззрение (целостный взгляд на мир и свое место в нем) и укорененные в сознание принципы жизни, делают их способными и умеющими успешно и нравственно жить, и "установленными на добро" людьми;
  • государственно социализированных и ответственных граждан России, сознающих свою ответственность за судьбу и будущее страны;
  • безусловных и просвещенных патриотов России, способных и готовых служить ей на гражданском и военном поприще;
  • духовно-нравственных, честных, сострадающих, способных успешно жить и работать в коллективе, и во всех отношениях здоровых и хороших людей;
  • свободных личностей, способных к саморазвитию, к принятию решений, к реализации собственных способностей, планов и проектов, но при этом - не любой ценой;
  • активных членов общества желающих и способных создать свою семью и воспитать детей, а также имеющих свою жизненную позицию и собственное мнение, и способных отстаивать его перед государством;
  • людей способных к созидательному и творческому труду, понимающих его необходимость и гордящихся своими трудовыми (творческими) достижениями, и так далее;
  • личностей, с раннего возраста приученных к четкой организации своей деятельности, с дисциплинированным и организованным складом ума и характера.

Воспитание в учреждениях кадетского образования должно:

  • строится на исторических традициях русской армии, кадетских ценностях и этике служения Отечеству; на традициях дружбы, уважения и подчинения во взаимоотношениях равных, старших и младших; способности к формированию выражения собственного мнения и учете мнений товарищей; а также личной ответственности и сознательной дисциплины;
  • учащиеся должны обучаться кодексам поведения (житейским правилам общественного общежития) в их идеальной этической трактовке, другими словами они должны обучаться умению жить в обществе и служить Отечеству, как подобает гражданину России;
  • обеспечивать воспитание в них "критического нравственного чутья", то есть, основанного на усвоенных на генетическом уровне национальных исторических ценностях, умения отличать плохое от хорошего и рефлекторно следовать добру;
  • обеспечивать воспитание собственно воли, организаторских и лидерских качеств, и овладение технологиями управления коллективами и так далее;
  • обеспечивать воспитание уважение к личности, ее правам и обязательном понимании важности собственных обязанностей перед коллективом и государством, и необходимости их выполнения;
  • обеспечить привитие кадетам с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам, уставным и нравственным требованиям, при развитии и возвышении чувства чести и собственного достоинства.

О роли и месте общественных объединений кадет
в системе кадетского образования в России

     Роль и место общественных объединений кадет Росси в разработке и реализации Концепции кадетского образования в России важна и уникальна.

     Эта важность и уникальность этих объединений определена целым рядом факторов.

     Во-первых. Кадетскому образованию насчитывается более трехсот лет и все эти годы, в той или иной степени организации, существовали корпоративные связи и объединения выпускников кадетских корпусов, потом и суворовских (нахимовских) военных училищ.

     Во-вторых. Выпускники суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ, специальных военных школ и кадетских корпусов СССР с России образуют слой граждан России, объединенных общностью судьбы, дружбой с детства, воспитанием на кадетских традициях и принципах корпоративной кадетской этики служения Отечеству в учреждениях кадетского образования.

     Общественные организации выпускников суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ, специальных военных школ и кадетских корпусов созданы в большинстве субъектов Российской Федерации.

     Объединения насчитывают около 100.000 своих членов и объединены в Общероссийский союз кадетских объединений "Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России", который уже стал весомой и авторитетной частью гражданского общества России.

     Каждый год выпуск учреждений кадетского образования составляет около 3 тысяч человек, которые, по определению, становятся членами общественных объединений кадет своего региона.

     В-третьих. Общественные объединения кадет являются носителями исторических традиций и кадетской этики и осуществляют их прямую историческую преемственность.

     Они представляют вид корпорации, организованной по принципу родственности духа и связи выпускников всех и каждого суворовского (нахимовского) училища или кадетского корпуса.

     В-четвертых. Общественные объединения кадет составляют основу Советов ветеранов учреждений кадетского образования, осуществляют прямое и непосредственное влияние на воспитание кадет в самих учреждениях кадетского образования, в ходе службы и жизни кадет, представляя собою своеобразную корпоративную форму гражданского контроля над учреждениями кадетского образования и качеством образования и воспитания в них.

     В-пятых. Объединения ветеранов-суворовцев играют уникальную роль в деле воспитания общества и особенно подрастающего поколения в идеалах русской культуры, просвещенного патриотизма, нравственности, ответственности, долга и служения Отечеству на гражданском и военном поприще.

     Сегодня ветераны-суворовцы берут на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию молодежи страны и, в этом плане, реально заменяют уходящее поколение ветеранов Великой Отечественной войны в учреждениях кадетского образования, школах, районах и муниципальных образованиях

В целом

     В системе и области кадетского образования России общественные объединения ветеранов-суворовцев занимают место и осуществляют функции:

  • генератора, движителя и механизма реализации идей кадетского образования;
  • профессионального экспертного сообщества;
  • нравственного стержня и идеологического наставника;
  • кадрового потенциала для формирования постоянного состава учреждений кадетского образования;
  • хранителя и формирователя кадетских корпоративных традиций;
  • основы Советов ветеранов суворовских училищ (кадетских корпусов), как базовой воспитательной компоненты кадетского образования;
  • общественного контроля и основы системы мониторинга системы и учреждений кадетского образования;
  • системы связи учреждений кадетского образования с гражданским обществом России;
  • системы корпоративного нравственного контроля деятельности выпускников учреждений кадетского образования.

     Общественные объединения кадет России будут осуществлять эти функции всегда и независимо от решений органов власти.

ЧТО ДЕЛАТЬ !

  1. Мы просим собор официально высказать озабоченность судьбой суворовских училищ именно как учреждений национальной военной школы.
  2. Провести специальные и обязательно открытые, слушания по теме суворовской военной школы и кадетск4ого образования в Совете Федерации и Государственной Думе, с привлечением военных экспертов и представителей ветеранских суворовских организаций.
  3. Обратить внимание Президента и Правительства России на необходимость создания системы кадетского образования в России и разработке надлежащей правовой, идеологической и организационной базы федерального уровня.
  4. Создать Рабочую группу по кадетскому образованию, которой вменить в обязанность и предоставить полномочия разработки полномасштабного Федерального Закона "О кадетском образовании в Российской Федерации", или отдельного раздела в новый Закон "об Образование" с аналогичным названием и сутью.
  5. Рабочую группу создать в Совете Безопасности РФ. В состав этой Рабочей группы включить экспертов и представителей Государственной Думы, Совета Федерации, Администрации президента Правительства РФ, а также представителей всех заинтересованных ведомств и представителей ветеранских суворовских объединений.
  6. В основу работы Рабочей группы положить Концепцию кадетского образования в РФ, и Проект поправок в Закон "Об образовании", подготовленные Открытым Содружеством суворовцев, нахимовцев и кадет России.

***

     В заключении должен сказать - истории российских кадет уже более 300 лет. За эти века их пытались отменить: Александр II и его военный министр А. Милютин, но Александр III восстановил кадетские корпуса в первый же день своего восшествия на Престол Российской Империи: их закрыли большевики в 1917 году, но в 1943 году Советская власть восстановила суворовские военные училища, кадетских корпусов в России уже более ста, и их число только растет, так как растет их востребованность российским обществом, мы переживем и эти попытки нашего уничтожения.

     В истории России исчезали империи, менялись Цари, военные министры, Генеральные секретари, Президенты и министры обороны, и все они будут меняться и дальше, а российские кадеты всегда были и будут востребованы нашим Отечеством, и поэтому они - вечны, как сама Россия.

     Мы верим, что наше Отечество довольно скоро очнется и создаст систему кадетского образования в Росси, как систему подготовки ее элит с детства, а также воссоздаст нашу суворовскую военную школу в еще более мощном и цельном виде, опираясь на уже созданную, с нашим участием, ее правовую и идеологическую базу.


1(назад) ВАРИАНТ - Кадетское воспитание - строго согласованное с общими началами российского государственного устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основою чувству верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, и осуществляемое специально подготовленными офицерам и воспитателями и начальниками в условиях интерната с военным укладом жизнедеятельности и раздельного обучения

2(назад) ВАРИАНТ - Кадетское образование - четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации (начального профессионального образования) с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу. Базой кадетского образования является среднее общее образование.

3(назад) Грабарь В. К. Вскормленные с копья. Очерки истории детского воинского воспитания. - СПб.: Факультет филологии и искусства СПбГУ, 2009

4(назад) За все время своего существования Кадетские корпуса Российской империи дали России выдающихся государственных и общественных деятелей: Политики: канцлер Горчаков А. М. Полководцы: Румянцев П. А., Кутузов М. И., Брусилов А. А., Дорохов И. С., Корнилов Л. Г., Каледин А. М., Нестеров П. Н.; Адмиралы: Ушаков Ф. Ф., Сенявин Д. Н., Нахимов П. С., Макаров С. О., Колчак А. В.; Поэты и писатели: Пушкин А. С., Даль В. И., Бестужев А. А., Куприн А. И., Бенедиктов В. Г., Рылеев К. Ф.; Композиторы: Римский-Корсаков Н. А., Мясковский Н. Я., Скрябин А. Н.; Мореплаватели: Лазарев И. П., Беллинсгаузен Ф. Ф., Крузенштерн И. Ф.; Живописцы: Верещагин В. В., Федотов П. А., Ярошенко Н. А

5(назад) Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1943 года "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации"

6(назад) Суворовские и нахимовские военные училища были образованы нашим Отечеством после Победы Советской армии над фашистской Германией в Курской битве в 1943 году, и за время своей работы воспитали: около 150 тысяч лучших сынов Родины, десятая часть которых отдали ей свои жизни; 70 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; трех летчиков-космонавтов; Секретаря Совета Безопасности России; трех министров Правительства СССР и России; около 1000 генералов и несколько десятков тысяч офицеров; четырех Заместителей министра обороны; более 20 командующих войсками военных округов (флотов); более 40 заместителей командующих войсками округов (флотов); 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня; двух академиков РАН; около 500 докторов наук; около десяти народных артистов СССР и России; целую плеяду известных творческих работников; более 30 чемпионов и призеров Олимпийских игр, многих десятков чемпионов мира и тысячи мастеров спорта.

7(назад) Деятельность суворовских (нахимовских) военных училищ и кадетских корпусов Минобороны (федерального уровня) регламентирована Типовым положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2008 г. № 328.