"В 2010 году власть провалилась, но
впервые за 20 лет очнулось гражданское общество"

Владимиров Александр

К этому времени итоги года подвели уже практически все наши политические деятели. К сожалению, народу России ничего, кроме хорошего внешнего вида и оптимизма наших национальных лидеров, это подведение итогов не продемонстрировало. Нам, конечно, приятно было узнать, что нашему президенту "хорошо работается с Обамой", а премьер любит свою собаку Баффи, но у нас не сложилось ощущения, что им хорошо работается с собственным народом, т. к. они и народ живут в разных странах и разной жизнью. Народная жизнь, которая сегодня никак не связана с "успехами власти" и далека от "модернизации" и Сколково, наполнена только проблемами физического выживания в условиях полной государственной недееспособности.

Кроме того, этот год стал годом публикации либерального проекта Юргенса - Гонтмахера, которые, как и положено либералам, "способным на все, но только языком", видят будущее России в составе Европы и НАТО, и считают, что Россия решит проблемы модернизации за счет трудовых мигрантов. В конце года мы узнали еще много интересного. Например, что Сурков - "русский и государственник", и что традиции должны изменяться, (например, традиция воинского дела), иначе нас ждет застой. Узнали, что "мы победили в войне, быстрой, но настоящей. У нас есть глава государства, который мыслит большими категориями. Есть еще набор людей, которые серьезно к этому относятся. Мне кажется, это дело - совсем не безнадежное. Тем более я уверен, что для того, чтобы модернизация была успешной, нам не нужна всеобщая мобилизация. За это дорогое дело платить придется все равно. Но это - не вопрос жертвоприношения или грабежа, как это было в эпоху индустриализации". Интересно, как, по мысли Суркова, это происходит сегодня?

Это было время откровений министра обороны, который в своем интервью об итогах реформы сказал: "Теперь у нас - всего три уровня (в управлении вооруженными силами. - Прим. KM.RU). При желании можно подсчитать, сколько мы сэкономили и на узлах связи, и на самих средствах связи, и на скорости. И, как результат, боевая способность армии увеличилась на 50%". Тем самым он совершенно ненавязчиво "связал ужа с ежом" и в очередной раз успокоил нас всех своим растущим профессионализмом.

Поэтому, оценивая развитие ситуации в стране за последний год, можно, конечно, отталкиваться от принципиально разных подходов, которые я бы проиллюстрировал на следующем примере. В недавнем ток-шоу Владимира Соловьева в "поединке" сошлись режиссер Марк Розовский и писатель Александр Проханов. На вопрос "Как Вы оцениваете деятельность правительства?" первый ответил в том духе, что власть в целом работает над улучшением национального бытия не покладая рук, и все делает хорошо и правильно. При этом никаких аргументов в пользу правильности работы аудитория так и не услышала. В свою очередь, Проханов говорил о том, что за что бы ни бралась власть, она это делает плохо, и что ей нельзя верить, поскольку она ничем не доказала своей преданности нации. Если отойти от крайности, присущей каждой из этих точек зрения (с одной стороны, бытовая точка зрения довольного жизнью либерала, а с другой - точка зрения известного национально ориентированного публициста), то можно сказать, что в основе такой оценки итогов года может лежать только анализ конкретных дел и событий.

Главная тенденция, которая должна быть преодолена, - деградация и деиндустриализация страны

Завершившийся год был богат на знаковые события. В первую очередь нельзя не отметить, что в ходе подведения итогов года наше руководство не отметило какие-либо конкретные успехи в отраслях народного хозяйства: например, открыто столько-то и таких-то производств, появилось столько-то рабочих мест в таких-то регионах, построено такое-то количество поликлиник и т. д. А раз лидеры об этом не говорят, то трудно не прийти к мысли, что, значит, никаких особых успехов в этом году у нас нет. А общие слова вроде "жить стало лучше, жить стало веселее" имеют смысл лишь для того круга людей, к которому обращался президент в своем послании к Федеральному Собранию.

Обращает на себя внимание, что власти не нашли возможным похвастать успехами не только в производстве, но и, например, в культуре, образовании или военной реформе. Хотя, по идее, общество ожидает от руководства серьезного разбора с анализом ситуации в этих областях. Однако успехов, опять-таки, видимо, нет, как и соответствующей политики, которая могла бы к ним привести. Вместо этого обществу регулярно предлагают в очередной раз перечесть известный программный документ "Россия, вперед!", написанный президентом, в котором он говорит о государственной стратегии.

На мой взгляд, главная тенденция, которая должна быть преодолена, - это деиндустриализация страны. Но здесь властям нечем похвастать, и она продолжается до сих пор. Вот почему задача новой индустриализации страны (чтобы появились новые рабочие места, развивались отечественные технологии и т. д.) остается приоритетной. Однако по какой-то непонятной причине наши лидеры не говорили об этом ни в послании президента Федеральному Собранию, ни в ходе прямой линии премьера. В результате мы продолжаем стагнировать во всех отношениях, несмотря на то, что "модернизация" - наиболее часто употребляемое слово в лексиконе нашего истеблишмента, как бы специально не замечающего, что, например, слова "модернизация" и "военная реформа" уже давно стали ругательствами.

Нам представляется, что уход от деградации нации в условиях существующей политической системы невозможен, т. к. даже новые законы только усиливают этот негативный процесс. Например, Закон "Об образовании" только ухудшает образование как таковое, уничтожая советскую доступность и воспитательную его часть.

Закон "О полиции" оставляет МВД абсолютно военной организацией, и у нас по-прежнему из всех придорожных кустов будут вылезать капитаны и майоры с жезлами в руках, дубинками будут размахивать лейтенанты и солдаты, а допрашивать - капитаны, что для нормальной страны (а тем более - для армии) стыдно, а нашему президенту - нормально.

Этот год обнажил всю порочность нашего партийного строительства. Оказалось, что все парламентские партии оказались государственно недееспособными, т. к. парламент стал "не местом для дискуссий", а штемпелем любых вывертов власти.

Эта ситуация нашу власть вполне устраивает, и она сознательно не регистрирует новые политические партии уже 10 лет. Поэтому наша официальная политическая жизнь все больше напоминает "кладбище имени "Единой России".

Из основных событий 2010 года нельзя не отметить военную реформу

Еще один процесс, который нельзя не отметить в 2010 году, - это двигающаяся ощупью военная реформа. Сегодня самой главной бедой Минобороны являются появившиеся огромные деньги, т. к. министерство обороны просто не знает, что делать с 21 трлн руб., которые выделяются армии. Одним из немногих положительных решений в этой связи является проект строительства вертолетоносцев "Мистраль" на российской верфи в Санкт-Петербурге. Выделяемые на это дело деньги хотя бы будут использованы с толком, т. е. для создания новой военно-морской платформы для российского флота. Все остальное, что связано с планом закупок вооружений, остается неясным, поскольку до сих пор плана как такового попросту нет, и покупать в родной стране практически нечего. Ни танков, ни БТР, ни радиосвязи, ни сколько-нибудь приличных средств разведки у нас нет.

Вот почему сейчас одной из самых больших управленческих проблем является принятие решения, на что потратить колоссальные средства, которые выделяются. Важно, чтобы эта проблема решалась постепенно, чтобы не получилось так, что деньги будут потрачены на ненужное нам железо. Конечно же, их нужно вкладывать в прорывные проекты, например, в средства разведки, связи, противовоздушную оборону, авиационную технику пятого поколения и военно-космические силы. Это все правильно, но здесь есть еще некоторые вещи, которые нужно понимать. Мы только тогда сможем правильно вложиться в оборону и производство, когда мы будем иметь независимое экспертное сообщество, которое могло бы точно оценивать, куда нужно вкладывать деньги и каким образом контролировать этот процесс. Тем не менее, нельзя не отметить, что только нынешний министр обороны и начал, впервые в истории СССР и России, серьезную работу по улучшению условий службы офицерского состава наших вооруженных сил.

Общество нужно готовить к увеличению срока службы в армии

Вторая проблема, связанная с военной реформой, заключается в том, что отсутствует полноценный процесс обучения новых поколений офицеров. Нет программ, предметов и серьезных теорий. Кроме того, их просто некому обучать, поскольку им нужно преподавать не только естественнонаучные знания, но и специальные. Для этого необходимо разрабатывать специальные курсы, но этого сейчас никто не делает. Есть и еще одна важная вещь: в военных учебных заведениях нужно создать атмосферу научного поиска и корпоративного духа. Это могли бы привнести люди, которые стоят во главе подобных учреждений. Но сейчас таких людей практически нет, и их никто не ищет. Вместо этого все забито людьми, которые не способны ни на что большее, кроме как улыбаться министру. Еще одна беда связана с тем, что через полгода в нашей армии сержантов не будет вообще. Это станет тихой катастрофой. Сейчас нет офицеров, а не будет и сержантов. А ведь это - основной костяк вооруженных сил. Попытка решить проблему подготовки сержантов за счет полутора сотен выпускников создаваемой в Рязани школы профессиональных сержантов у профессионала ничего, кроме смеха, не вызывает. Хотя это - проблема национального масштаба, и ее нужно решать.

Еще один проблемный момент заключается в том, что сейчас, когда вроде бы появились деньги на развитие вооруженных сил, начальник Генерального штаба вдруг опять начал говорить: давайте вернемся к контрактному способу комплектования. Это является стратегическим заблуждением, поскольку налицо - банальное шараханье из стороны в сторону. Еще за две или три недели до этого говорилось о том, что время контрактной службы еще не пришло, и это - правда. В российских условиях это не получится, да и не надо нам иметь такую службу в качестве основной. Общество нужно готовить к увеличению срока службы в армии, без чего невозможно подготовить сержанта и офицера. Просто нужно физически и юридически менять правовую и социальную базу самой службы - как воинской, так и гражданской. Но этим тоже никто не занимается ни в администрации президента, ни в министерстве обороны. Просто потому, что некому, а нас - экспертов - никто не слушает. И только тогда, когда тихо подкрадывается "полный абзац", наша власть срочно берет наши предложения и начинает их лихорадочно внедрять, попутно ломая всю логику и суть наших идей, и опять приходит к очередному "абзацу"...

На любой более-менее серьезный вызов адекватного ответа у власти не находится

События в станице Кущевская, при всей своей трагичности, объективно сыграли положительную роль, поскольку обнажили пустоту нашей внутренней политики и ее кадровый аспект на всех уровнях. Происшествие на Манежной площади продемонстрировало порочность нашей национальной и молодежной политики, а точнее говоря, их отсутствие и полную беспомощность власти. Наконец, нельзя не упомянуть пожары, о которых, складывается такое впечатление, все уже забыли. Конечно, с помощью природы, когда прошли дожди, они в конце концов были потушены. При этом бедствие выявило неспособность государства физически найти средства для борьбы с огнем: в нужных местах не оказывалось самолетов, не было пожарных машин, лесников и т. д. На самом деле причины этих и многих других неудач заложены в той законодательной и правовой основе, которая создавалась министрами либерального толка. Эти люди довели ситуацию до того, что на любой более-менее серьезный вызов жизни адекватного ответа, как правило, не находится. Так как ответили за все эти национальные трагедии наши высшие чиновники?..

Кроме того, стала явной преступность проводимой все это время кадровой политики, в которой властвовали коррупция, прямая преступность, кумовство и общий негативный кадровый отбор. Даже явные должностные преступления и катастрофическое положение в отрасли или министерстве или регионе никаких кадровых решений не влекли. А политические громкие "снятия по недоверию" - не в счет. Так идет полное развращение безнаказанностью всего госаппарата. Стало очевидно, что надо менять саму политическую систему, уже утратившую свою легитимность в глазах нации, но на этот шаг наши лидеры, очевидно, не способны, т. к. им вполне комфортно в существующей системе.

В 2010 году впервые за последние 20 лет (или даже больше) наше гражданское общество очнулось. Народ осознал, что власть в России является не народной - в том смысле, что она не занимается его нуждами. В результате этого прозрения люди поняли, что они сами должны бороться за свою судьбу и даже за свое будущее. Обратите внимание: многочисленные национальные проекты по увеличению рождаемости, в сферах здравоохранения, образования закончились или заканчиваются с отрицательным знаком. Т. е. в процессе законодательной реализации и существующей государственной практики даже хорошие идеи превращаются в свою противоположность.

В 2010 году народ начал процесс самоорганизации

Это был год прозрения народа. Когда народ понял, что государственная власть практически бросила его, оставила один на один с бедами, он начал процесс самоорганизации. При этом протест зачастую выражался не только в уличной форме (события на Манежной площади), но и в институциональном ключе. В последнем случае речь идет о создании Народного собрания России и его конституировании на уровне гражданского общества в российских регионах. Апофеозом этого процесса стал съезд Народного собрания в храме Христа Спасителя в Москве 4 ноября. На этом форуме были приняты Национальная стратегия России и Основы национальной идеологии. Получается, что предложения, с которыми должны были бы выступить политики (собственно, их для этого народ и содержит за свои деньги), озвучило Народное собрание России.

Однако, несмотря на этот шаг навстречу, государство не взаимодействует с данной организацией. Вместо этого обществу предлагаются разного рода паллиативы, связанные с традиционными кремлевскими формами объединения гражданского общества. Такая стратегия может привести только к очередной неудаче, распылению государственных сил и средств. Народ понемногу начинает осознавать, что межнациональная рознь, которая провоцируется как справа, так и слева, а также модернизация и новые законодательные инициативы вроде переименования милиции в полицию, все это - лишь способы отвлечения внимания российского общества от насущных вопросов выживания России как великой державы, нации и особой цивилизации. Это объясняется бездеятельностью и неспособностью власти справиться с современными вызовами.

Все, что мы видим, имеет лишь одну цель - уберечь власть от гнева нации и гнева народа, который все больше понимает, кто виноват в сложившейся ситуации. Это - не какие-то там евреи, американцы, натовцы, кавказцы и т. д. Виноват сам великий русский народ, который позволил всему этому совершиться. Если государство поддержит пробуждение гражданского общества и будет развивать отношения с ним в русле диалога, дискуссии и благожелательного взаимодействия, то есть шанс, что жизнь изменится в лучшую сторону. В противном случае никаких шансов нет. С другой стороны, бунт в данной ситуации ни к чему хорошему не приведет. Бунтовать вообще бессмысленно и вредно: Россия тогда быстро превратится в систему оккупационных зон. К сожалению, наши политические лидеры, даже понимая всю ущербность существующей политической системы, менять или модернизировать ее не собираются, а значит, Россия обречена на стагнацию и перманентный конфликт власти и народа, что ничего хорошего не влечет

Теперь важно понять, что нас ждет в следующем году

К сожалению, ничего хорошего нас не ждет, т. к. проблемы остались. Рецептов их решения у нашей власти нет, но есть оптимизм руководства, основанный, наверное, на том, что все рассосется само собой или в результате суровой мимики лидеров. Нам представляется, что в 2011 году будут еще более проявляться и усиливаться все негативные тенденции этого года, что не может не повлечь дальнейшего отделения народа от власти и его все б?льшую самоорганизацию.

Власть, не понимая, что именно в самоорганизации нации и лежит путь к преодолению наступающего национального краха, будет стараться его не замечать и физически загонять общество в область "нарушений конституционного порядка" и репрессий, что только ухудшит общую ситуацию. Ситуация может ухудшиться еще и тем, что будет реализован совершенно вредительский либерально-отмороженный проект, согласно которому наш народ должен будет "раскаяться в сталинизме".

Из позитивного - можем только просить Бога, чтобы не было ни пожаров, ни наводнений, т. к. "главными стихийными бедствиями" России являемся мы сами и наша власть. Мы хотим пожелать нашим гражданам стать Гражданами, т. е. людьми, имеющими свою собственную позицию, способными ее выразить и навязать нашему государству для исполнения, для чего и надо объединяться в гражданское общество. Мы можем пожелать нашему народу только сил, здоровья, терпения и удачи, чтобы нам хватило сил нести это наше "русское счастье" дальше.

Источник: KMnew

08:30 3.01.2011