Выступление на конференции Российской Академии Государственной службы.

"О необходимости и основах национальной стратегии России".

Уважаемые коллеги!

Если обратиться к тематике нашей конференции, то мы поразимся широчайшему спектру "опасностей" и стратегий" безопасностей". Получается, что нас окружают одни "всегда и везде" опасности, и что жить просто опасно, а жить хорошо - опасней еще больше. Надо отметить, что в этой ситуации есть своя "правда жизни", и каждая тема повестки дня, справедливо относится к сфере национальной безопасности. Получается, что все наше национальной бытие проходит под знаком "национального выживания", а сам подход государства к этому феномену, делает его своего рода идеологией государственного существования. Конечно такой подход, особенно сегодня, может иметь место, но нам представляется, что сама идеология государственной безопасности, как идеология "защищенности", практически не оставляет место "развитию", что конечно обедняет само государственное бытие. Мы считаем, что произошла следующая подмена. Мы знаем, что в России официально декларировано отсутствие государственной идеологии, и всячески осмеивается сама идея разработки национальной государственной идеи. Но, поскольку власть понимает, что совсем без идеологии нельзя, то отсутствующая государственная идеология сознательно подменяется идеологией национальной безопасности".

Это значит, что разработка Национальной стратегии России, почти сознательно подменена попытками разработки стратегий важных, но, все-таки, относительно национальной стратегии, только частных.

В целом это значит, что мы должны определиться с Национальной стратегией России, так как только она способна вобрать в себя и сформулировать ее национальные цели, а так же руководить их реализацией и национальным бытием. Нам представляется крайне важным , обратиться к разработке именно теоретических и методологических начал Национальной стратегии, так как очевидно, что непонимание существа основных категорий стратегического понятийного аппарата, приводит к формированию ложных теоретических сущностей, потом к формированию структур, и только затрудняющих управление страной, притом, что не делается и то дело, ради которого они и создавались.

Поэтому, нам представляется важным сформулировать ряд тезисов, определяющих логическую последовательность выявления обоснований и разработки основ национальной стратегии России.

При этом, надо помнить, что разработка стратегии включает в себя следующую обязательную логику действий: выявление субъекта стратегии и определение его базового предназначения; оценку стратегической обстановки и определение основных стратегических позиций; принятие стратегических решений; производство стратегического расчета времени; решение комплекса проблем стратегического управления и обеспечения стратегических действий.Остановимся на тезисах раскрывающих существо только некоторых частей этой логики.

Первым главным действием является - оценка стратегической обстановки.

Всю совокупность главных вопросов оценки стратегической обстановки можно разделить на четыре группы.

1. Основные вопросы определяющие (прямо и непосредственно влияющие на формирование) параметры и аспекты национальной стратегии.

а) Что представляет собою современный мир как социальная система (система цивилизаций)? Отсюда, необходимость цивилизационного и этногенного подходов при оценке общей стратегической обстановки.

б) Каково современное состояние мира? Основные тенденции мирового развития и их динамика.

Такими тенденциями являются: "порча цивилизации"; глобализация всех сфер существования человечества; "диффузия этносов и рас"; исчерпание планетарной ресурсной базы; исчерпание ресурсов самовосстановления планетарной экологии; атлантическое существо "мирового управления" и так далее.

Оценка стратегической (планетарной) обстановки в парадигме "Мир - Война", в том числе выявление, применяемых к нам, геополитических технологий как новых операционных средств войны.

в) Роль "места и роли" страны (государства) в мире.

Где мы находимся(?), какого наше место в мире как государства, суперэтноса и цивилизации? Хорошо ли нам там, где мы сегодня есть? Каково влияние внешних взаимодействий на бытие России? Система внешних угроз существованию России и их влияние на внутреннее состояние страны.

г) Что сейчас представляет собою Россия?

Получение ответа диктует необходимость оценки состояния России как геополитического образования, государства, суперэтноса и особой цивилизации.

Надо выявить, что мы делаем сами, и как сами влияем на собственное развитие, и на свое место и роль в мире. Что мы делаем правильно, а что нет. Какова система внутренних угроз существованию России.

Самое главное, надо определить и сказать себе самим - чего нам надо и куда мы хотим стремиться, куда нам идти; чего мы хотим от мира, и от себя; что у нас есть и чего не хватает, для того чтобы идти вперед и развиваться; какова конечная историческая цель нашего национального бытия и нашего движения, и так далее.

2. Отсюда - необходимость национальной стратегии России как искусства управления государством.

3. Теоретические аспекты проблемы.

Это значит, что необходимо ответить на вопросы (решить проблемы): что есть "национальная стратегия"; чем она определяется; какова общая структура национальной стратегии; надо дать современное прочтение базовых категорий "Мир", "Война"; представить национальную стратегию как систему ее частных стратегий и так далее. Наконец определить, что Национальная стратегия есть теория, практика и искусство управления государством, а так же определиться с идеологией самой стратегии.

4. Выводы и рекомендации для практики и организации стратегического управления.

Например, определение; структуры власти; системы стратегического управления; методологии и принципов принятия стратегических решений и так далее, вплоть до структуры общества и его представительства во власти, и должностных обязанностей государственных служащих от Президента - до дворника.

Если мы не поставим себе эти вопросы и не ответим на них честно и сами, то мы всегда будем натыкаться на отсутствие общих основ управления державой, и будем обречены на то, что каждое министерство (и даже каждый крупный чиновник или олигарх) будет проводить свою собственную внешнюю и внутреннюю политику, несовпадающую с целями национального развития и с предпочтениями народов России.

Другими словами, мы будем обречены, существовать в условиях вечного переходного периода "из ниоткуда - в никуда, через ничего", и быть вечно ведомыми нашими цивилизационными врагами, исполнять чужую волю и постепенно исчезать из истории.

Теперь разрешите остановиться на вопросах анализа внешней сферы национального бытия России и начать с определения - "главного содержания современной эпохи", которое, на наш взгляд, определяется рядом социальных явлений цивилизационного плана.

Мы считаем, главное содержание современной эпохи состоит в том, что:

дальнейшее будущее человечества и основной механизм планетарного развития будет определяться борьбой цивилизаций как главных субъектов геополитики.

Новые цивилизационные факторы развития человечества порождают новые противоречия и даже новые классы противоречий современного человеческого бытия, а они, в свою очередь - порождают новую диалектику его развития.

Это новое явление проявляется в ряде фактов и факторов планетарного бытия.

Во-первых, это - самоуничтожение советского-российского великодержавия во всех его геополитических, геоэкономических, идеологических и всех других духовных ипостасях, как совокупного российского и советского геополитического проекта, и как потенциально равновеликого и, однозначно - однопорядкового совокупному Западу, цивилизационного явления и самостоятельной планетарной силы, пытавшейся формировать свое бытие на основе собственных базовых ценностей коллективного существования, и самостоятельно определявшего цели собственного цивилизационного бытия.

Во-вторых, это - настойчивое стремление Запада выстроить силой однополярную модель человеческой цивилизации, и обеспечить свое вечное благополучие за счет ресурсов остального человечества.

В-третьих, это - все ожесточающаяся борьба трех основных планетарных геополитических проектов: Американского фундаментально-либерального; Китайского фундаментально-шовинистического; "Исламского" фундаментально-радикального.

В-четвертых, это - явно обозначившееся неприятие миром цивилизационного западного силового диктата, формирование новых полей цивилизационных противоречий и новых форм борьбы цивилизационного плана (например, международный терроризм), а так же нарастание борьбы незападных цивилизаций за сохранение планетарного цивилизационного разнообразия ("цветущей цивилизационной сложности").

В-пятых, это явное нарастание таких условий и особенностей планетарного бытия, которое можно квалифицировать не иначе, чем как состояние войны всех против всех.

В-шестых, это - появление первых признаков формирования нового собственного российского геополитического проекта, основанного на собственно российской (советской) и славянской (православной) идентификации ее основного населения (ее сегодняшнего ареала), на традиционных российских (православных) ценностях коллективного существования.

Нам представляется, что все эти цивилизационные феномены современного бытия (из которых первые пять, являются Вызовами (по А. Тойнби) существованию России, и только последний - может быть квалифицирован в качестве Ответа (по крайней мере, признаков его начала), представляют собою безусловные объекты национальной стратегии России, то есть предметы ее формирования и приложения.

В этом плане, мы уверены, что существо всех проблем России заключается в осознании и определенности в ответах на два главных вопроса, это: отношения России и внешнего мира; и отношение России к себе самой.

Нам представляется, что собственная определенность России в этих вопросах и сферах, а так же разработка необходимой теоретической базы, и составляет существо концептуальных основ ее национальной стратегии.

Попробуем выявить существо одной из частей первой главной проблемы, это отношения России и Запада, исходя из очевидности того, что эти отношения включают в себя всю совокупность отношений как России к Западу, так и Запада к России. Мы можем утверждать, что отношения Запада к России исторически всегда были и сегодня остаются враждебными. Запад никогда и ничем не проявил своей дружественности к России или помог ей. Исключение составляет короткий период Второй мировой войны, правда и тогда, "ленд-лиз" и "второй фронт" были самыми выгодными, (в парадигме "стоимость-эффективность") для Запада, формами стратегического взаимодействия с нами.

Вспомним Н.Данилевского, который в своей "России и Европе" прямо противопоставил Германо-Романский мир, считай - Западную Европу, миру Славянскому, считай - России. Он неопровержимо доказал, что превращение России к XIX из "чуждой византийской цивилизации" (А. Тойнби), в огромную геополитическую и историческую целостность, породило в государствах Западной Европы "синдром боязни России", а основу политики Запада стала составлять, единая и явно враждебная нам, идея ее сдерживания.

Здесь нельзя не отметить, что и сегодня политика Запада остается неизменно антироссийской, что составляет почти главное ее содержание, и, во многом, определяет сегодняшнее состояние и России и мира в целом.

Теперь давайте спросим себя сами "почему мы так зависим от Запада(?), чего у нас нет(?), зачем он нам нужен(?)", отчетливо понимая при этом, что серьезно говорить о Западе как источнике валюты, технологий и "общечеловеческих ценностей", уже не надо, как говориться "проехали".

Ответ будет следующим - у нас есть все свое, мы во всех планах и смыслах самодостаточны, и даже способны к континентальной автаркии, но, тем не менее…

Тогда в чем дело? Нам представляется, что дело в том, что мы зависим от Запада только и исключительно в вопросе легитимизации власти, легитимизации криминальной экономики и самоидентификации наших собственных "общечеловеков" или нашей "евроинтеллигенции".

Признание этих сфер и их представителей Западом, заменяют нашим элитам их признание собственным народом, так как политика и стратегия наших национальных элит изначально антинациональна.

В этом плане, может быть интересным некий замеченный нами "парадокс элит", как ответ на вопрос-утверждение: "Почему в России люди, все как один, образованные и талантливые, а наше государство в разорении, а в США все - сплошь - необразованные кретины, а их государство успешно?" Ответ нам видится в следующем: в США их элиты сначала формируют национальную стратегию, и в ее рамках ищут себе "богатства и славы"; а в России ее элиты - сначала рисуют стратегию собственного обогащения, а потом "вгоняют" в нее национальную политику государства.

Мы уверены, что Запад это знает, сознательно и планомерно поддерживает нас в этом состоянии, и на этом строит свою стратегию нашего разрушения.

Надо сказать, что общий стратегический фон существования России, исторически формировался не столько ее географией, сколько западной геополитикой, а так же неверным стратегическим государственным целеполаганием самой России. Исторический опыт свидетельствует, что практически всегда инициатором, вернее "организатором и вдохновителем" всех антироссийских акций была Англия. Сегодня эту роль выполняют США, и мы видим, как "черкесские комитеты" лорда Пальмерстона сегодня трансформированы в "чеченские комитеты" лорда Джада, Европарламента и Конгресса США.

Интересно, что Н. Я. Данилевский, в своей работе "Россия и Европа" указывал, что у славянства (России) как культурно-исторического типа (особой цивилизации), на пути своего самобытного развития, есть два важнейших препятствия.

Первое препятствие внутреннего плана, это - "болезнь европейничанья", то есть, склонность во всем подражать Европе.

Второе - внешнее, это - натиск на славянство (Россию), увядающего агрессивного германо-романского культурно-исторического типа, то есть западной цивилизации.

Надо сказать, честно - то, что не получилось у немцев в ходе двух мировых войн двадцатого века, сумели сделать англосаксы в его конце. Конечно, мы считаем, что "еще не вечер", но… тем не менее.

Далее. Попробуем определить стратегическое существо отношений России и ее главных геополитических партнеров-соперников (памятуя, что "соперник" - это лишь соблюдающий сегодня правила "противник").

Отношения России с США - односторонние, то есть - они делают, а мы - реагируем.

Отношения с Западной Европой - односторонние, они нас учат, судят и "расширяются", а мы уже даже не огрызаемся, и все пытаемся быть, в ущерб себе, политкорректными.

Отношения с Китаем, тоже односторонние - мы им "вливаем" наши технологии и оружие, а они нам говорят "спасибо" и … заполняют наши дальневосточные просторы своим населением.

Отношения с "Исламом" - односторонние - мы "обороняемся, страдаем и терпим", а они наполняют наш европейскую часть и наши города, перерождают наш российский правоверный ислам, выдавливают наш российский суперэтнос из его экологической ниши и его месторазвития, а так же запугивают наше население и власти террором.

Это значит, что все наши Ответы на их Вызовы (в логике А. Тойнби) имели и до сих пор имеют только "ответный "характер, то есть носят характер реакции, а значит, всегда опаздывают и управляются не нами, а теми, кто формирует сами Вызовы.

История России говорит о том, что только тогда, когда она могла сформировать свой Ответ, носящий для Запада характер Вызова, ее стратегия была успешной, и "враг нас боялся, а значит уважал". Так было при Петре I, Екатерине II, Николае I, и от Сталина до Брежнева, и тогда наша национальная стратегия была победительной, отвечала нашим национальным и цивилизационным интересам.

Конечно, диалектика позволяет выявить корректность и обратного логического ряда: когда национальная стратегия России отвечала ее коренным интересам, то она всегда была победительной, носила характер Вызова, то есть экспансии наших цивилизационных начал, тогда нас боялся и уважал запад, и только тогда Россия занимала в мире, достоянное ее величия, место и роль.

В целом, это значит, что сегодня (если не признавать того, что Россия сейчас, де-факто, является подконтрольной Западу территорией) Россия находится в состоянии стратегической обороны. Военная наука говорит, что стратегическая оборона это сильный вид войны, и она особенно выгодна тогда, когда сил мало. Она позволяет: во-первых, малыми силами отбить наступление превосходящих сил противника; во-вторых, дает нам возможность выиграть время для стратегической перегруппировки, накопления и подготовки новых сил и средств (создания других стратегических эшелонов), сосредоточится на своем собственном внутреннем развитии; в-третьих, позволяет сформулировать и сосредоточенно подготовить наш собственный Ответ как Вызов, подготовить и начать наступление.

В этом плане, самым важным моментом является осознание руководством государства самого этого факта, а так же наличие и существо самой национальной стратегии, а именно - масштабы и нравственность ее целей, и высота ее стратегических мотивов.

Как известно, великий военный философ Сунь-Цзы древнего Китая, высказал мысль, что самой лучшей войной является та, при которой победа достигается самим ее замыслом (и который подразумевает разрушение замыслов противника).

Но, очевидно, что для того чтобы "победить замыслом", необходим сам "замысел", а значит, необходима национальная стратегия России, понимаемая как теория, практика и искусство управления государством (а не как "искусство вождения войск на театре войны"), и очевидная воля к победе.

Далее.

Оценка стратегической планетарной обстановки в парадигме "Мир - Война", позволяет сделать вывод о том, что сегодня Россия находится в состоянии войны.

Нам представляется, что этот вывод является сегодня самым важным, так как известно, что состояние войны подразумевает: точное стратегическое планирование; все виды мобилизационных (экономическое, ресурсное и др.) напряжений; жесткое государственное управление, то есть особый режим функционирования государственной власти, что подразумевает жесткую исполнительную вертикаль, особое правовое поле деятельности всех субъектов государства и общества, а так же персональную ответственность руководителей как государственных, так и общественных структур и граждан за их собственные действия; наличие внеэкономического принуждения и ограничение потребления и свобод, и так далее.

В целом: неразработанность национальной, собственно гражданской государственной стратегии России, ее теории и понятийного аппарата, с неизбежностью ведет к невозможности ее сознательного и профессионального применения в реальной политической жизни нации и государства, что негативно сказывается на всех сферах их бытия.

Нам представляется, что при разработке и принятии официальной Национальной стратегии России (которую, по неволе, сегодня "замещает" стратегия обеспечения национальной безопасности), все имеющиеся сегодня стратегии (например, "обеспечения национальной безопасности", "экономического развития", "продовольственной безопасности", "информационной безопасности", "повышения конкурентоспособности", "борьбы с терроризмом" и так далее), займут, в ее рамках, свое штатное место в качестве отдельных направлений деятельности государства, руководимых собственными теориями и частными стратегиями.

Некоторые общетеоретические тезисы.

По нашему мнению, основу Национальной стратегии необходимо формировать, основываясь на общеизвестном тезисе о том, что в основе всей (и любой) целенаправленной человеческой деятельности (деятельности личности, общества и государства) лежат их потребности и интересы.

Эти потребности и интересы, в общем виде, могут быть сформулированы следующим образом: Главная потребность человека (человечества) - Жизнь (базовый биологический контекст), а его Главный интерес - Достойная жизнь (базовый социальный контекст).

Из этого вытекает следующий основополагающий вывод: вся социальная жизнь человека должна быть направлена на реализацию этих главных потребностей и интересов человека (личности, общества и государства), которые выступают основной целью бытия, а, значит, и основой социального целеполагания.

Применительно к государству как главной обеспечивающей социальной системе, этот тезис имеет вид категорического императива его функционирования.

Этот категорический императив, в виде суммы общенациональных целей, формулируется в Национальной государственной идее России, которые, в свою очередь достигаются осуществлением ее Национальной стратегии.

Национальная Стратегия - есть целенаправленная деятельность государства по управлению бытием нации, в соответствии с осознанным и избранным нацией Путем, обеспечивающим безусловное сохранение и развитие России как государства, суперэтноса и цивилизации.

Нам представляется, что для Национальной Стратегии ее внутренние основы являются определяющими, так как, в принципе, только собственная внутренняя определенность нации (и, конечно, государства и его политического руководства) относительно своих идеалов и национальных базовых предпочтений и целей бытия, способна сформулировать главные цели самой стратегии.

Национальная Стратегия определяет и реализует совокупность стратегических (базовых) целей, направлений существования и действий государства, обеспечивающих его цивилизационное выживание и развитие, а так же безопасность, развитие и благополучие населения страны.

Национальная стратегия определяется философией бытия нации (ее национальной государственной идеей), оперирует крупными политическими, экономическими и социальными блоками, проводится во внутренней и внешней сферах существования государства и проявляется (в том числе) в области и через систему стратегических отношений государств.

Национальная стратегия России должна замысливаться, планироваться и реализовываться масштабами десятилетий, веков, эпох и континентов.

Национальная Стратегия должна преследовать такие цели, которые бы вытекали из Национальной государственной идеи России, и, сами по себе служили бы мотивацией к конструктивной деятельности государства, народов и наций по их достижению.

Главным в Стратегии является ее Цель и "высота стратегических мотивов", которые, по определению, должны быть нравственными и олицетворять здравый смысл нации.

Стратегическая цель государства - есть намечаемый результат действий государства стратегического масштаба, достижение которого приводит к коренным позитивным изменениям качества (и международного статуса) самого государства и создает предпосылки успешного (безопасного) национального развития, она достигается проведением системы внутренних и внешних стратегических действий.

Основой национальной стратегии и основой идеологии всех принимаемых решений, является национальная государственная идея России.

Высший смысл Национальной государственной Идеи России, есть - сбережение народа Российского, сохранение и развитие России как государства, суперэтноса и особой цивилизации.

Общие выводы и стратегический расчет времени.

1. Политологический, исторический и собственно профессиональный военный анализ, показывает, что в бытии России как государства, геополитического образования и особой цивилизации существует ряд объективных факторов, имеющих новую цивилизационную и планетарную природу. Все они требуют нового осмысления, а так же быстрой, точной и безошибочной реакции на реально существующие вызовы выживанию России. Эти вызовы прямо связаны как с современными глобальными тенденциями планетарного развития, носящими в целом негативный характер, так и внутренним состоянием России.

2. Сегодня становится все более ясно, что борьба цивилизаций, как главных субъектов геополитики и есть тот новый механизм социального планетарного развития, который будет определять дальнейшее будущее всего человечества. Мы сегодня находимся на этапе первоначального осмысления этого процесса, и на стадии первичного осмысления самими цивилизациями своей геополитической субъектности.

Новые цивилизационные факторы развития человечества порождают новые противоречия и даже новые классы противоречий современного человеческого бытия, а они, в свою очередь - порождают новую диалектику его развития.

Очевидно, что глобальную политику формируют цивилизационные течения, это значит, что Национальная стратегия России, а значит и вся система ее национальной безопасности, должна формироваться с учетом этого нового глобального фактора.

Нам представляется, что при формировании Национальной стратегии России, понимание новой логики развития мира является для нее, может быть самым главным делом.

3. В настоящее время, в мире разворачиваются (почти одновременно) три геополитических проекта: Западный (США - американоцентричный) либерально - фундаментальный; "Исламский" фундаментально-радикальный; и Китайский фундаментально-шовинистический. Именно борьба этих геополитических проектов и составляет существо планетарных стратегических взаимодействий, и формирует канву внешних политик держав.

Каждый из этих геополитических проектов имеет четкую суперэтническую основу. При всей своей внешней несхожести, все они имеют несколько общих оснований: все эти проекты носят антагонистический и тоталитарный характер; все они имеют целью монопольное управление планетарными ресурсами; все они видят в России только территорию собственной экспансии и освоения.

4. Все эти основные геополитические игроки уже ведут против России войну.

Главной целью войны с Россией являются ресурсы планетарного развития, имеющиеся на ее пространствах.

Главной причиной войны против России является ее очевидная государственная и военная слабость.

Поводом для открытого начала войны может стать все что угодно по выбору агрессора.

5. Практически весь мир сегодня находится в состоянии войны, а США не стесняясь, ведут ее вооруженными средствами.

Никакие разговоры о "стратегическом партнерстве", "возвращении России в лоно мировой цивилизации" и "решении общих антитеррористических задач", не должны скрывать от нас главное: сегодняшняя "мирная пауза" нужна всем только и исключительно для того, чтобы создать лучшие условия для ведения собственной войны, в этом качестве она нужна и России.

6. Особенностью современной перманентной (постоянно текущей) мировой войны является ее агрессивный, безжалостный, глобальный, системный и сетевой характер.

Война ведется абсолютно беспринципно и любыми методами, а будет вестись с применением всех имеющихся средств (в том числе и с применением оружия массового поражения) и при отсутствии формальных поводов, причин и правовых основ агрессии.

Война ведется в зависимости, исключительно и только, от решений и готовности к ней США. Более того, мы уже можем наблюдать конкретные результаты непрерывности стратегического процесса перекачки военной силы США, в их политическую и экономическую результативность.

7. Главным оружием войны против России, сегодня являются ее собственные национальные элиты, средства массовой информации, институты государства и гражданского общества, в которых базовые российские исторические национальные ценности - ценности коллективного существования перерождены, а содержащиеся в основах их функционирования ценности индивидуального выживания, определяют их антинациональное идеологическое целеполагание и деятельность.

8. Помешать такому развитию событий может только собственная адекватная военная мощь России и грандиозная работа нации по сохранению собственной культуры и государственности.

Это значит, что с точки зрения стратегии, Россия должна быть готова к прямой вооруженной борьбе на своей национальной территории: с международным (исламским) терроризмом - постоянно; с американской военной машиной - к 2015 году; с вооруженными силами Китая - начиная с 2030 года.

Это и есть стратегический расчет времени на все мероприятия государственной военной реформы и все другие национальные проекты.

Готовность государства и нации к этим войнам и есть тот максимальный объем задач, который наше государство и общество должно и обязано успеть решить в эти сроки.

9. Главным фактором, определяющим сегодня международный статус государства и степень его мирового значения, является исключительно и только его национальная военная мощь, готовность высшего политического руководства государства к ее применению, а так же способность государства и нации к большим и длительным мобилизационным напряжениям, и их готовность воевать до победы.

10. Военная организация государства Российская Федерация и особенно ее Вооруженные силы должны быть готовы к действиям в условиях наихудшего варианта развития событий. Это значит, что государственная военная реформа должна проводиться с тем, чтобы новое качество государства и Армии не допустило бы открытой войны на своей национальной территории, а в случае ее развязывания - обеспечивало бы конечную победу России в войне.

11. Очевидно, что для гарантированного решения задач национального выживания Россия не располагает большим ресурсом исторического времени, мы можем обозначить его протяженность только в 15-30 лет.

Это предполагает категорический императив перехода страны к другому национальному целеполаганию, к другой модели существования, а, значит, к другой (мобилизационной, а для обороны и плановой) модели управления государством, его экономикой, политикой и национальными ресурсами, с тем, что бы возобновить нашу историческую способность выдерживать, неизбежные в войне, большие и длительные мобилизационные напряжения.

12. Представляется очевидным, что достижение стратегических целей России с наименьшими издержками возможно только в условиях стратегической стабильности.

При этом, под "стратегической стабильностью" мы понимаем - состояние глобальной (региональной) относительной (в том числе и военно-политической) безопасности, как условие и необходимый общий благоприятный фон, и благожелательный (неконфронтационный) "климат" международных и внутренних отношений, способствующий достижению целей стратегии государства.

Мы можем утверждать, что основы "стратегической стабильности" России лежат в достижении ею собственной "внутренней стратегической устойчивости", то есть - дееспособности, самодостаточности и эффективности власти, национального хозяйства и Армии, а так же уверенности населения в безусловном превосходстве национальной (Российской) культуры и консолидированности Общества, убежденного в верности выбранного пути и величии своей исторической судьбы.

Обретение внутренней стратегической устойчивости России, является важнейшей задачей обороны государства.

13. Раскрывая стратегию России и при ее формировании, надо иметь в виду следующее: единственной стратегической целью государства является исключительно и только - выживание государства и нашей особой российской цивилизации вообще, и на этом пути у власти не должно возникать сомнений о полноте принимаемых к решению этой задачи мер.

Нам представляется очевидным, что для решения задач уровня национального выживания, необходима концентрация всех ресурсов страны, что предполагает необходимость появления оборонной составляющей во всех планах и проектах всех структур всех форм собственности, и во всех сферах жизнедеятельности государства и общества.

Завершая выступление, хочу высказать еще два тезиса.

Первый. Мы считаем, что при формировании системы "частных безопасностей", надо особо выделить "идеологическую безопасность", так как опыт показывает, что если у нации и государства есть своя идеология, то тогда у них существует иммунитет от чужих и чуждых идеологем, у них есть основа и стержень национального бытия и своей стратегии.

Второй. В решении любых вопросов бытия России, а значит и при решении вопросов ее национальной безопасности, построение любых частных стратегий возможно, целесообразно и потенциально успешно только в том случае, если они являются частью общей национальной стратегии России понимаемой как искусство управления государством.

Задача национального экспертного сообщества состоит в том, чтобы разработать основы национальной стратегии и научить власть и общество ее азам.

Благодарю за внимание

А. Владимиров
Генерал-майор, Вице-президент Коллегии военных экспертов РФ.
Москва.
16. 02. 2004.