Александр Владимиров
Почетный председатель Общероссийского
союза кадетских объединений и
Московского содружества суворовцев,
нахимовцев и кадет
Член Совета по национальной стратегии
кандидат политических наук,
выпускник Московского СВУ
генерал-майор в отставке

Тезисы доклада на круглом столе Совета Федерации
в 1 МКК по теме: "Стратегия развития кадетского образования в Российской Федерации"
город Москва, 13 апреля 2015 года

 

"Основой феномена русского кадета, и основой образования и воспитания русских кадет, является идея верного служения своему Отечеству на военном и гражданском поприще с детства, основанного на Вере и любви к нему".

Игорь Николаевич Андрушкевич

Выпускник XXVвыпуска Первого Русского Великого Князя Константина Константиновича Кадетского Корпуса, Председатель Аргентинского Объединения Выпускников Русских Кадетских Корпусов За Рубежом

Уважаемые Коллеги, дамы и господа!
Товарищи офицеры и генералы!
Братья кадеты!

Свое выступление начну с искренних благодарностей от кадетского движения России:

- Прежде всего, в адрес Комитета по обороне Совета Федерации и его председателя Виктора Алексеевича Озерова.

Комитет весьма своевременно пригласил на совет представителей авторитетных государственных ведомств и общественных организаций, заинтересованных в дальнейшем развитии кадетского образования в России.

- Особая благодарность Общественному совету при Минобороны России.

Комиссия по военному строительству Общественного совета во главе с Рафаэлем Миргалиевичем Тимошевым выделяет в приоритетное направление развитие кадетского образования для нынешней и будущей судьбы Вооруженных Сил России.

- Принципиальную поддержку кадеты России ощущают от Министра обороны России Сергея Кужугетовича Шойгу и Статс-секретаря - заместителя министра обороны Николая Александровича Панкова.

- Наша признательность Общественной палате Российской Федерации, где Комиссия по развитию науки и образования под председательством Любови Николаевны Духаниной приняла решение о создании Рабочей группы по разработке Государственного стандарта кадетского образования.

- Огромная благодарность кадетам-ветеранам и руководителям кадетского движения, которые в современный период истории неустанно работали над достижением двух главных целей кадетского движения России:

Первая цель - Спасение национальной суворовской военной школы - с честью достигнута - при поддержке нашего Верховного Главнокомандующего Владимира Владимировича Путина, с помощью Минобороны России и благодаря самоотверженной борьбе наших кадет-ветеранов.

Вторая - развитие системы кадетского образования как начальной профессиональной подготовки к государственной гражданской и военной службе. И создание на этой основе системы воспитания национальных элит с детства. Эту задачу мы решаем сегодня как главную.

- И, конечно же, наше спасибо за гостеприимство и прекрасную подготовку круглого стола и самого Первого Московского кадетского корпуса, его директору генерал-майору Владимиру Яковлевичу Крымскому.

Поистине символично. Первый в России кадетский корпус, созданный в сентябре 1993 года по инициативе, непосредственном участии и на средства ветеранов-суворовцев и нахимовцев России и кадет Русского Зарубежья, по праву носит имя "Первый" и сегодня является лучшим.

***

В этой уважаемой аудитории мне не надо подробно убеждать в значении кадетского образованияи детально говорить о его возможностях.

Но, тем не менее, в таком фундаментальном деле как кадетское образование, мы постоянно помним, что стоим "на плечах гигантов".

Россия всегда в своей истории обращалась к кадетскому образованию в самые напряженные отрезки своей истории.

Так было при Петре I, так было при всех Романовых в Имперский период.

Так было в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны.

Так есть и сегодня - в период борьбы новой России за свое место в мире как великой державы и великой цивилизации.

Кадетам России сегодня 314 лет, свое начало мы считаем с момента создания Петром Великим в январе 1701 года Навигацкой школы в Сухаревской башне в Москве, притом, что Первый Шляхетский кадетский корпус был основан Императрицей Анной Иоановной в Санкт-Петербурге в 1732 году.

Это значит, что мы на 75 лет старше, чем Североамериканские соединенные штаты (Основаны в 1776 году)1 .

Все 314 лет кадеты России всегда составляли ее национальное достояние и дали Отечеству тысячи своих воспитанников составивших славу России в военном деле, государственном управлении, культуре, искусстве, в войне и мире.

Нельзя не сказать и о том, что двое кадет стали Святыми Русской Православной церкви

История кадет России за все 314 лет никогда не прерывалась, несмотря на то, что за это время в истории России завершили свое существование две великие Российская и Советская империи, родилась новая Россия.

Имперский период, создавший 32 кадетских корпуса, давших России плеяду выдающихся людей и закончившийся Гражданской войной в 1918 году 2 .

Этот период сменился периодом Эмиграции и Рассеяния русских кадет, чей Лозунг всегда звучал так - "Рассеяны, но не расторгнуты!" и новой их организацией в русских кадетских корпусах Версаля (функционировал до 1964 года) и Белой Церкви, который был прерван Германским фашизмом в 1943 году.

Советский период истории кадет связан с образованием в 1943 году системы суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ "типа старых кадетских корпусов", чье 70-летие российские кадеты широко отметили вместе с Армией и страной в 2013-2014 годах, и который дал Отечеству 77 Героев Советского Союза и России, несколько федеральных министров, трех академиков РАН, трех космонавтов и тех губернаторов, около тысячи генералов (в том числе пять генералов армии, двенадцать командующих стратегическими объединениями и заместителей Министра обороны), несколько десятков тысяч старших офицеров, десятки мастеров спорта, олимпийских и мировых чемпионов, деятелей культуры и искусства.

Сегодня кадеты России переживают период своей новейшей истории, который должен поднять их на новый уровень профессиональной пригодности, патриотического воспитания и официального признания властью и обществом в качестве патриотической и профессиональной опоры нации, при сохранении главной исторической задачи кадет - беспорочно служить Отечеству с детства и всю жизнь.

В целом, кадеты своей жизнью и служением Отечеству доказали:

  • что кадетское образование является самой результативной системой образования, по эффективности, не имеющей аналогов в мире;
  • что не надо придумывать какое-либо "инновационное образование" но надо точно и правильно следовать историческому кадетскому государственному образованию;
  • что учреждения кадетского образования являются не приютами и учреждениями социальной помощи детям, но
  • учреждения кадетского образования должны быть казенными учреждениями начального профессионального образования государственной гражданской и военной службы, и готовить элиту нации с детства.

***

За прошедшие 314 лет, кадетское образование в России знавало как времена взлета, так и периоды упадка и недопонимания его государственного значения.

Сегодня негативное отношение к кадетскому образованию в основном успешно преодолевается.

Это подтвердили реальные дела, осуществленные нами после этапных, знаковых Парламентских слушаний в Совете Федерации 22 февраля 2007 года.

Кратко напомню, что удалось сделать совместными усилиями.

22 года назад в стране еще не звучало само слово "кадетский корпус".

Сегодня в России действуют около 100 учреждений кадетского образования (кадетских корпусов и кадетских училищ ведомств и регионов), а число кадетских классов насчитывается сотнями, и это наш общий несомненный успех.

Нашими общими усилиями была спасена суворовская военная школа России, в том числе, путем удаления из власти и с занимаемых высоких должностей ее противников.

В 2012 году, впервые за 70 лет существования кадетского образования в стране, удалось обосновать, подготовить и включить в федеральное право статью 86 в Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).

В 6-ти пунктах этой статьи определены легитимные права на создание и деятельность учреждений кадетского образования всех типов (президентские кадетские, суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса).

На базе исторического опыта и современной воспитательной практики и на основе общественной кадетской инициативы, ведется научно-теоретическое обоснование и разработка фундаментальных принципов и стандартов кадетского образования, выстраиваются перспективы его дальнейшего развития (участникам круглого стола вручен текст "Основ Концепции и Государственного стандарта кадетского образования").

Резко выросла популярность и востребованность кадетского образования в российском обществе.

Таким образом, в стране последовательно создаются необходимые условия для формирования федеральной системы кадетского образования, как основы воспитания служилого слоя (национальных элит) России с детства.

Исходя из сказанного можно сделать вывод:

совместные усилия государственных ведомств и общественных организаций дают основания утверждать, что кадетское образование в стране возродилось, устояло и готово к дальнейшему развитию.

***

Однако коренной перелом в стратегическом развитии кадетского образования еще не наступил.

  1. В стране образовалась коллизия, когда
    • с одной стороны - реально учреждений кадетского образования в России много (уже около 100) и их количество только растет, востребованность в них в российском обществе непрерывно возрастает, как растет и конкурс на поступления в кадетские корпуса (более 10 человек на место), при этом государство нуждается в образованных и воспитанных с детства кадрах и кадетские корпуса уже есть в национальном праве (ст.86 Закона "Об образовании в РФ", принят в 2012 году);
    • с другой стороны - кадетского образования как такового не существует, принятые нормы дополнительного образования только обозначают кадетское образование, что, в существующем виде, не дает необходимого государству результата; даже Министерство обороны РФ, имеющее сегодня 22 (а будет 25) собственных и прекрасных учреждений кадетского образования, сегодня сковано рамками и самой постановкой вопроса "дополнительного образования" в них, и официальным непризнанием факта кадетского образования.
  2. Мы уперлись в пределы стихийного роста кадетского образования в странев его существующем и неопределенном виде, и его государственной бесхозности:
    • в непонимание роли и значения кадетского образования как такового руководителями Министерства образования и науки РФ и его департаментов на местах, в их боязнь и нежелание проявлять инициативу в этом плане;
    • В непрофессионализм чиновников отвечающих за этот участок работы и их физическое отсутствие;
    • В паразитирование на кадетском образовании части общества, а также некоторых государственных и аффилированных с ними структур.

Сегодня нет правовых определений самого кадетского образования.

Его учреждения не имеют соответствующего статуса и возможностей для успешного решения уже поставленной им Законом об образовании основной цели: "Подготовка несовершеннолетних к несению государственной гражданской и военной службы".

Кадетское образование не получило пока официальный статус начального профессионального образования государственной военной и гражданской службы.

Его финансирование ведется по общему принципу "подушевого финансирования", рассчитанного на общее среднее образование учащихся в общеобразовательных школах, а не на подготовку воспитанников учреждений кадетского образования готовящих младших специалистов государственной службы

Более того, предпринимаются попытки упразднения учреждений кадетского образования (например, в Москве и Воронеже) когда сначала под любым предлогом убирают директора кадетского корпуса, потом на его место назначается "доверенная дама", затем корпус "расширяется на несколько неуспешных школ", а его кадетам предлагают самим покупать кадетскую форму, самим оплачивать программу дополнительного образования и ночевать дома.

Само кадетское образование подменяется созданием кадетских классов.

Однако кадетские классы не могут обеспечить полноценного кадетского образования, так как кадетский класс есть структура кадетского воспитания, а не образования.

Такая тенденция в принципе недопустима, так как это ведет к неоправданному упрощению и разрушению кадетского образования как такового, превращая его в "карнавал".

В ряде регионов, несмотря на инициативу общественности, создание учреждений кадетского образования блокируется из-за предвзятой отрицательной реакции некоторых чиновников.

Неприемлемо и то, что часть кадетских учреждений создается экспромтом, без включения их в систему кадетского образования страны, а их учебные планы и воспитательный процесс формируются произвольно, часто просто неадекватны самому существу кадетского образования, чего нельзя допускать в принципе.

Кадровый состав учреждений кадетского образования комплектуется произвольно, обоснованной системы их отбора, переподготовки и аттестации нет.

В итоге, несмотря на то, что в России уже функционирует значительное число учреждений кадетского образования, но системы кадетского образования они не образуют из-за предвзятой позиции Минобрнауки и нежелания как следует заниматься этим важнейшим государственным делом.

Кадетское образование (кроме Минобороны РФ) - бесхозно, в Минобрнауки и его региональных министерствах не существует департаментов кадетского образования, поэтому за него и его эффективность никто не отвечает.

Нам представляется, что далее такое положение дел с кадетски образование в стране не допустимо, так как у России есть только один неиспользованных ресурс развития - ресурс профессионального, патриотического и нравственного управления, который может формироваться только с детства.

Ряд аксиоматических констатаций
имеющих определяющее методологическое и организационное значение для понимания кадетского образования и его дальнейшего развития

  • Все учреждения кадетского образования (далее кадетские корпуса) должны быть основой системы подготовки служилого слоя - государственных служащих России, именно в этом и заключается их основная цель и задача.
  • Кадетские корпуса являются учреждениями, готовящими младших специалистов государственной службы.
  • Кадетское образование и его учреждения не являются учреждениями социального призрения (приютами, детскими домами и т.д.)
  • Кадетских корпусов не должно быть много, но все они должны быть элитными.
  • Кадетские корпуса могут быть только казенными государственными заведениями (учреждениями), но никогда не могут быть частными учреждениями.
  • Вложение средств государства в кадетское образование должно влечь получение им однозначной пользы. Эта польза выражается в обязательной добросовестной государственной службе выпускников учреждений кадетского образования и их профессиональной работой по управлению институтами государства.

Поэтому, основное экономическое обеспечение кадетского образования - это вовсе не "подушевое финансирование", средства родителей и спонсоров, а это средства государственного бюджета на подготовку младших специалистов государственной службы, согласно утвержденного государственного (федерального, регионального) заказа на их подготовку и размещение по соответствующим должностям и номенклатурам, согласно с заключаемым контрактам между воспитанниками кадетского корпуса и самим кадетским корпусом и профильными учреждениями высшей профессиональной школы и соответствующими органами и структурами (институтами) государственной власти.

Получение профессиональных знаний и навыков по специальностям государственной службы и необходимых компетенций осуществляется:

  • в ходе всего периода обучения воспитанника в кадетском корпусе в течение 7-8 лет 11-12 летнего образования осуществляемого по специальным программам и планам;
  • при изучении специальных материалов по специальным учебным пособиям;
  • в специальных классах, цехах, на тренажерах и компьютерных играх;
  • согласно расписаний практических занятий по объектам МЧС, ДОСААФ и в воинских частях, профильных предприятиях и организациях;
  • в ходе профессиональных стажировок на трех старших курсах;
  • в ходе спартакиад, олимпиад и конкурсов.

Обязательными атрибутами и компонентами кадетского образования являются:

  • институт офицеров-воспитателей;
  • проживание в условиях полного пансиона и воинского общежития, с обязательным выполнением требований Общевоинских Уставов и воинских ритуалов;
  • наличие кафедры государственной службы;
  • наличие кафедры военной подготовки;
  • кафедру физической культуры и спорта;
  • особая культурная, моральная и этическая среда жизни кадет;
  • наличие системы гражданского контроля над процессом образования и воспитания со стороны общественной ветеранской организации выпускников своего кадетского корпуса;
  • возможность и обязательность заключения договора на получение специальности и повышение квалификации (уровня образования) и возможность служебной карьеры на государственной службе.

***

Юные кадеты - это кадровый потенциал России, от которого в будущем во многом зависят национальная безопасность, крепость государственного суверенитета и мощь страны.

Поэтому от органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней так требуется постоянная забота об учреждениях кадетского образования и их воспитанниках.

Нельзя не сказать и том, что, основа кадетского движения - ветеранские общественные объединения выпускников учреждений кадетского образования разных поколений - нуждаются в признании и в неформальном искреннем шефстве государства и его реальном партнерстве.

В целом

Кадетское образование в России должно быть и стать:

  • Направлением, частью политики и практики государственного и военного строительства.
  • Направлением и частью кадровой политики государства и Вооруженных Сил;
  • Направлением и частью политики государства в сфере национальной безопасности, образования, патриотического воспитания, профессиональной занятости и этики государственной службы;
  • Кадетским образованием должны лично заниматься Первые лица государства.

Для этого необходимы:

1) дальнейшее развитие кадетского образования, улучшение его качества и эффективности, трансформация существующего дополнительного довузовского образования в начальное профессиональное образование государственной гражданской и военной службы;

2) формирование национальной системы подготовки новогослужилого слоя России с детства на основе кадетского образования и системы учреждений кадетского образования;

3) творческое и ответственное отношениеорганов государственной власти, министерств и ведомств федерального и регионального уровней подчинённости; их безусловная нацеленность на формирование служилого слоя России с детства; их последовательные, настойчивые и неотступные усилия при решении этой важнейшей государственной задачи;

4) радикальное улучшение работыобщественных объединений ветеранов - выпускников учреждений кадетского образования, всемерная помощь им со стороны органов власти всех уровней и создание условий для их участия в патриотическом воспитании кадет непосредственно в учреждениях кадетского образования и в российском обществе.

Все это и есть основные направления работы по развитию кадетского образования в России.

***

Для выполнения вышеперечисленных задач кадетскому образованию и общественному движению необходимы законодательные и организационные основы, отвечающие потребностям государства, современным вызовам и угрозам его национальной безопасности и задачам развития.

Мы хорошо осознаем, что успешно решить задачу стратегического развития кадетского образования в Российской Федерации, возможно только на основе непрерывного и хорошо отлаженного общественно-государственного партнерства.

Инструмент такого партнерства -

постоянно действующая рабочая Группа по кадетскому образованию, имеющая соответствующие полномочия и сферу ответственности.

Мы готовы, при методическом руководстве и организационной помощи Комитета по обороне Совета Федерации и Минобороны России, оперативно подготовить проект Положения о Группе по кадетскому образованию и, в тесном сотрудничестве с Министерством образовании и науки, Общественной палатой РФ и Общественными советами заинтересованных министерств и ведомств, взять на себя организацию работы Группы по кадетскому образованию.

***

Исходя из вышеперечисленных задач, кадетское образование и общественное кадетское движение России должны получить необходимые государственные гарантии, законодательные основы и необходимые условия для своего стратегического развития, отвечающего современным задачам и целям национальной стратегии России.

Мы убеждены, что при том огромном внимании к кадетам со стороны нашего государства и его надежде на них, и при любви к ним всего российского общества, как к своим любимым и достойным детям, мы все вопросы развития кадетского образования в России способны решить, решить эффективно и быстро.

С тем, чтобы опора государства - его служилый слой, его государственные служащие и национальные элиты, воспитывались в любви к России, в готовности и способности служить Отечеству с детства, воспитываясь в Вере, Чести, Любви, Добре и Красоте в системе учреждений кадетского образования России.

Благодарю за внимание


1(назад)Соединённые Штаты Америки были образованы в 1776 году при объединении тринадцати британских колоний, объявивших о своей независимости. Война за независимость продолжалась до 1783 года и окончилась победой колонистов. В 1787 году была принята Конституция США, а в 1791 - Билль о правах, который существенно ограничил полномочия правительства в отношении граждан.

2(назад) За все время своего существования Кадетские корпуса и лицеи Российской империи дали России выдающихся государственных и общественных деятелей:
Политики: канцлер Горчаков А. М.
Полководцы: Румянцев П. А., Кутузов М. И., Брусилов А. А., Дорохов И. С., Корнилов Л. Г., Каледин А. М., Нестеров П. Н.;
Адмиралы: Ушаков Ф. Ф., Сенявин Д. Н., Нахимов П. С., Макаров С. О., Колчак А. В.;
Поэты и писатели: Пушкин А. С., Даль В. И., Бестужев А. А., Куприн А. И., Бенедиктов В. Г., Рылеев К. Ф.;
Композиторы: Римский-Корсаков Н. А., Мясковский Н. Я., Скрябин А. Н.;
Мореплаватели: Лазарев И. П., Беллинсгаузен Ф. Ф., Крузенштерн И. Ф.;
Живописцы: Верещагин В. В., Федотов П. А., Ярошенко Н. А
Святые Русской Православной Церкви - адмирал Ушаков Ф. Ф. - выпускник Шляхетского КК;
Иоанн Шанхайский и Сан-францисский - выпускник Полоцкого КК