Александр Владимиров

Президент Коллегии военных экспертов,
Почетный Председатель Общероссийского союза кадетских объединений и
Московского содружества суворовцев, нахимовцев и кадет,
Член Совета по национальной стратегии,
кандидат политических наук,
генерал-майор в отставке

Доклад на форуме Изборского клуба
19 ноября 2012 года, г. Москва

Стратегическая обстановка и реформа Сердюкова: что делать

Уважаемые коллеги!

Я считаю создание и работу Изборского клуба крайне важным фактором современной российской действительности, так как, по нашему мнению, несмотря на целый перечень неудач и скандалов, историческое время России еще не исчерпано и мы можем не только спасти себя, но и опять выйти в ряд действительно великих и уважаемых миром держав, и основателей нового мирового порядка, как мира взаимно-уважаемых миров.

Для этого надо понимать всю остроту переживаемого момента нашего развития, а также знать - что и как надо делать.

Я являюсь разработчиком и автором фундаментального труда "Основы общей теории войны" и поэтому считаю важным представить заявленную тему в парадигме, то есть в базовой схеме, этой теории, так как, по нашему представлению, именно теория войны может стать основой теории, практики и искусства управления государством.

Какую-то часть своих представлений и идей в прояснении этих вопросов мы будем пытаться донести до вас в настоящем докладе

***

В своем докладе я хочу остановиться на некоторых положениях, тезисах, констатациях и категорических императивах, которые, в контексте национальной безопасности России, представляются нам особенно важными.

Во-первых. Глобализация есть процесс объективный, и он дает России два основных направления развития:

  • Первый - стать как все и исполнять все, что хочет так называемое "мировое сообщество", а, в самом деле, стать "частью мирового рынка", делать то, что нам будут диктовать наши "потенциальные друзья", и потихонечку "сворачиваться" и исчезать из истории Человечества;
  • Второй - несмотря ни на что - делать себя сильными и всеми силами поддерживать себя как собственную цивилизацию, пестуя и защищая ее от мрака, в который все более погружается современный мир.

Во-вторых. Это констатация того факта, что обстановка в мире накаляется с каждым днем и никакие меры мирового сообщества не ведут к снижению глобальных коллизий, которые наоборот, приобретают отчетливые черты цивилизационных напряжений, грозящих перерасти в открытую и горячую мировую войну, участия в которой Россия избежать не сможет.

В-третьих. Надо, наконец, уяснить, что "война" уже идет и понять, что такое "война" в ее современном понимании, так как иначе все опять сведется к константам вооруженной борьбы, то есть к параметрам и возможностям Армии, Авиации и Флота, чего сегодня уже недостаточно.

В-четвертых. Нам необходимо понимать - кто является главным актором этой войны, и что он делает для обеспечения своей победы в войне, а также реально оценить готовность России к ней и ее способность вести войну.

В-пятых. Необходимо создать практически заново саму способность России вести вооруженную борьбу, то есть свою военную силу и вооруженную организацию государства, для чего необходима новая индустриализация страны и ее новая мобилизация.

В-шестых. Необходимо понять, что без Национальной идеи и идеологии, без Национальной стратегии и стратегического планирования, без современного понимания того, что такое "национальная безопасность" - Россия просто не выживет, так как никогда не поймет того, как ее уничтожают и что надо делать, чтобы не погибнуть.

В-седьмых. Надо, наконец, осознать, что страна, в которой ничего не делается для ее развития и спасения, а идут только разговоры о "делах", и у руководства многими основными сферами ее бытия стоят ничего не способные делать дилетанты - обречена.

В-восьмых. Это значит, что необходимо менять наше "расслабленное либеральное существование и управление" на управление страной жесткими мобилизационными методами, а значит необходимо переводить национальную политическую систему власти и национальное бытие на военные рельсы, и надо менять "не мебель, а девочек", причем, все это нужно делать уже "вчера".

Без четкого осознания нашей государственной властью и политической элитой этих новых реалий и ее новых задач, Россия будет не в состоянии давать собственные Ответы на Вызовы времени и, как великая держава и самостоятельная цивилизация, просто погибнет, так и не сумев даже организовать отпор врагу.

I. Основные тенденции развития глобальной военно-стратегической обстановки

1. Общая ситуация на уровне человечества и его цивилизаций

Эта ситуация заключается в существе основных состояний и тенденций развития мира.

1. Основные насильственно внедряемые глобализацией тенденции развития человеческой цивилизации:

  • уничтожение всех существующих Вер как религий;
  • уничтожение Семьи как основы общества;
  • уничтожение национального государства как основы планетарного социума;
  • формирование единой идеологии потребления, требующей уничтожения всех прежних смыслов бытия, кроме самого процесса потребления и жизни ради потребления.

Именно поэтому все основные и важнейшие социальные институты человечества находятся в специально организованном кризисе и тупике.

Этот тупик выдается идеологами мирового глобализма за исчерпание их позитивных возможностей, их ненужность и даже опасность для позитивного развития человечества.

2. Цивилизация Запада, то есть Европа и США, и все созданные ими международные институты - находятся в философском, историческом, идеологическом и нравственном тупике, так как весь мир и они сами все острее осознают конечную порочность своих базовых основ - всеобщую продажность, которая обессмыслила их бытие, и это уже ни у кого в мире не вызывает ни понимания, ни сочувствия.

Пришедший к нам из США мировой экономический кризис, на самом деле есть кризис существующей модели управления миром через "идею прибыли", что оказалось ошибочной, порочной и бесчеловечной идеей.

Менять ее на другую они уже не способны, так как основу их философских и этических построений составляет "торжество порочных меньшинств" (с точки зрения генетики и медицины, геи и лесбиянки есть всего лишь особи с врожденными или приобретенными отклонениями от человеческой нормы, а обиходе просто "уроды"), успешно добивающихся своего политического реванша за счет нации и подавляющего большинства просто нормальных людей.

Сегодня они особенно сильны в Европе и, наверное, поэтому она так "толерантна", "политкорректна", что уже становится мусульманской.

Например, примером полного и добровольного цивилизационного вырождения можно считать позицию правительств Бельгии и Дании, которые, для того, чтобы не раздражать мусульманскую часть своего населения, официально запретили на Рождество ставить елки и изымают из национальной символики христианские кресты.

Практически все главные ценности, цели и направления развития цивилизации Запада обратились в свои противоположности.

Свобода и демократия - превратились в безудержный разврат, вседозволенность, безответственность и торжество морали сексуальных меньшинств, которые сегодня задают тон всей политической и культурной жизни Европы и США.

Права человека - стали актуальнее всего и превзошли права народов на свободу, национальный суверенитет и даже их место в истории.

Критерии успешности личности и жизни как богатства - привели к аморальности средств его получения.

Отделение Церкви от государства, и "свобода совести" - привели к обоюдному снижению их нравственности как институтов человеческого социума, что уничтожило исторический традиционный Христианский образ жизни Запада, привело к засилию развлекательно-тоталитарных сект и моральному разложению его общества.

Мультикультурность и Толерантность - привели к практическому уничтожению Европейской Христианской культуры и недружественному замещению ее ценностями и культурой ислама.

Мировое право - формируется потребностями нескольких глобальных транснациональных игроков и рынка, произвольно меняется в зависимости от потребностей момента и договоренности сильных.

Стратегия и ставка на силовую экспансию в мир "демократических ценностей" Запада, как "единых универсальных общечеловеческих ценностей" оказались порочными и неэффективными, что приводит к моральному банкротству не только США и их вооруженные силы, но и Европейский союз и Северо-Атлантический альянс.

В то же время, сегодня Запад уже не однороден, его "золотой миллиард" сузился почти до "золотого миллиона", то есть дифференциация богатства, и собственности населения там достигают нового предела конфликтности.

В Европе нарастает осознание гибельного процесса замещения ее коренных этносов пришлыми этносами, не собирающимися входить в ее исторически Христианскую цивилизацию, и понимание общей порочности действий своих элит и государств, но национальные политические элиты, боясь за собственное существование у власти, просто трусят откровенно предают свои народы, что не может сказаться ростом национализма и даже возможностью религиозных войн.

Поэтому Европа и США практически обречены историей, и поэтому у них нет никакой другой альтернативы выживания - только безудержное наращивание своей экспансии во вне, Европа - экспансии "порочных основ государственности", США - экспансии силы.

Все это имеет свои конечные пределы, которые уже почти достигнуты

2. Китай - все еще "сосредотачивается" и его мировая экспансия уже идет, правда, пока еще мирно и тихо.

"Но, к 2020 году Китай должен достичь пика величия и превратиться в могущественное, гармоничное, модернизированное социалистическое государство".

При этом наращивание совокупной мощи будут отражать два главных показателя:

Первый: "создание могучих вооруженных сил, соответствующих новому международному статусу Срединного государства". К этому времени должно быть завершено перевооружение НОАК (семь авианосцев, истребитель 5-го поколения, новые ракеты, военный космос и средства кибервойны), что позволит Китаю выиграть любой конфликт в Юго-восточной, Северо-восточной и Центральной Азии. "Мягкая сила" эшелонированного "научного развития" предыдущего десятилетия приобретет стальной стержень "силы оружия".

Второй:создание социального государства, ориентированного на внутреннее потребление больше, чем на внешний спрос. А именно: по сравнению с 2010 годом "реальный располагаемый доход среднего китайца к 2020 году должен увеличиться вдвое наравне с двукратным ростом ВВП". То есть, к 2020 году Китай станет крупнейшей экономикой мира, обогнав США. В связи с чем, исподволь ставится задача "быть снисходительным к США" и избежать ситуации, когда США "потеряют лицо"1 .

3. Ислам - разобщен и еще не превратился в сплоченный суперэтнос, но быстро двигается в этом направлении, и еще быстрее поглощает ареал Христианства в Европе и России, полномасштабно используя сетевую структуру своей веры и терроризм политического ислама.

4. Россия - до сих пор не определилась.

При этом только Китай и Россия имеют в своей этнической основе большие (при всей их количественной несопоставимости) монолитные великие этносы - Хань и Русские, что является уникальным ресурсом развития и стабильности.

Таким образом, все цивилизации уже как-то определились со своим "особым Путем в истории", но только Россия пока еще "в метаниях" относительно ответа на вопрос "куда и с кем идти?".

***

Нам представляется, что любые варианты движения России на Запад в Европу и определение себя в качестве его части, или ее движения на Восток к Китаю, или заигрывание с миром Ислама (так как "…у нас 20 миллионов мусульман и мы одна из самых больших мусульманских стран") - все это движения в неправильных направлениях, каждое из которых неизбежно ведет Россию только в к исторической гибели.

При варианте "части Запада" - Россия будет его обеспечивающим тылом, местом его отхожих промыслов.

При варианте "к Китаю" - Россия неизбежно станет его федеративной частью.

При варианте "исламизации" - ее не будет вообще.

2. Стратегические особенности момента

Главная стратегическая особенность момента заключается в том, он определяется - как состояние перманентной войны.

Согласно общей теории войны - война есть вечная форма существования и состояния социума, которая всегда разрешается победой более сильного и началом формирования проигравшим условий своей победы в новой войны, что и есть мотив и предпосылка к развитию.

При том, что война цивилизаций - это есть война смыслов, в которой побеждает не та сторона, которая выигрывает пространство, ресурсы или даже временно приходит к управлению страной противника, а та, которая захватывает будущее.

Война смыслов и нервов это и есть собственно война, и основа геополитических взаимодействий, притом, что война сил и средств вооруженной борьбы - только их часть.

Таким образом, сегодня война ведется не за пространство и не за ресурсы, сегодня война ведется за будущее нации.

Война за будущее - это война за:

  • само право нации существовать в истории;
  • за ее место и роль в мире, полученное в результате победы в войне;
  • за формирование послевоенной картины мира и участия нации в новой системе управления человеческим социумом;
  • за право пользоваться стратегическими эффектами своей победы в войне, ведущее к улучшению условий национального бытия и росту мощи нации.

Непосредственно войну ведут государства представляющие или составляющие основу той или иной цивилизации.

Основная борьба ведется на всех уровнях и сферах, но наиболее жестко на уровне и в сферах национального сознания и базовых национальных ценностей.

Именно победа в этих сферах наиболее коротким и экономически эффективным путем приводит победителя и к ресурсам побежденного, и к его национальному достоянию, и к его пространствам.

Захват будущего происходит постоянно и проводится методами силового недружественного поглощения одних цивилизаций другими, а конкретно - слабых или слабеющий более сильными и жизнеспособными.

Захват будущего, в парадигмах общей теории войны, осуществляется в следующих формах.

Стратегия США:

  • операции по изменению национального сознания и экспансии своих ценностных основ и культурных начал, с одновременным силовым захватом плацдармов контроля Евразии - Афганистан, Европы - Косово, Среднего Востока - Ирак;
  • поддержание мира в состоянии хаоса собственных проблем и разборок, и "управление этим хаосом", так как "управление порядком" гораздо затратнее, сложнее, тоньше;
  • формирование армии способной быстро и тщательно уничтожить политическую, военную и экономическую инфраструктуру любой страны, как основного инструмента национальной силы;
  • создание на пространствах России, как держателя последних мировых ресурсов, подручного государства, необходимого для охраны ресурсных пространств, и всегда готового решать проблемы Запада в ущерб своим национальным интересам.

Стратегия Китая:

  • неспешное наполнение чужого национального пространства своим физически присутствием, при общекультурной и идеологической толерантности;
  • формирование страны в качестве мировой фабрики, не имеющей другой мировой альтернативы;
  • формирование современной армии способной физически контролировать огромные, в том числе и морские, пространства.

Стратегия Ислама:

  • наполнение чужого национального пространства своим физическим присутствием с одновременным вытеснением коренных этносов и их культур из их исторического местаразвития, в том числе методами политического ислама и террора;
  • переформатирование культуры и образа жизни коренных этносов в соответствии с традициями и обычаями ислама.

***

При этом мы считаем, что у России нет собственной национальной стратегии, но у нее есть:

два прямых внешних идеологических, политических и организованных врага:

первый - радикальный политический либерализм;

второй - радикальный политический ислам;

а также только один вариант выживания и развития - создание своего собственного геополитического проекта - ЕВРАС - на пространствах бывшего СССР.

В целом

1. Наступающая "эра перемен" будет не только эрой планетарной нестабильности, но неизбежно станет эрой войны как прямой вооруженной борьбы.

2. США целенаправленно формирует себя в качестве единственной боевой и превосходящей военной силы, как главный фактор победы в войне, и это основное направление ее национальной стратегии.

3. Мир идет к большой войне, как глобальной вооруженной борьбе, и России избежать ее не удастся.

4. Именно поэтому проблематика войны и мира в национальной стратегии как науке, практике и искусстве управления государством - является сегодня главной.

3. Американский Смысл и метод войны

3.1 США - главный актор мировой войны

Анализ событий в Югославии, Ираке, Ливии, Сирии, Египте, Иране и Афганистане, а также общего тренда изменений направленности и интенсивности экспансии Запада-США в мир, позволяет нам сделать выводы о глубинных причинах современной войны и ее главном акторе, то есть - главном действующем лице современной мировой политики.

В нашем понимании, актор современной геополитики - это ее основной (один из основных) участник и субъект, заинтересованный в реализации собственных стратегических целей и проектов, имеющий для этого собственные и достаточные силы, средства, опыт и волю.

Представляется, что для того чтобы реально быть, считаться и признаваться миром актором современной геополитики мирового уровня, необходимо иметь, определенный необходимый (и достаточный) набор имманентно, то есть, по определению присущих нации возможностей, свойств и признаков, которые можно определить в качестве факторов, определяющих стратегический успех в войне.

Мы убеждены, что кроме всего прочего, например наличия собственных ресурсов или мощной национальной идеологии, факторами стратегического успеха надо считать:

  1. Превосходящую собственную национальную военную мощь;
  2. Превосходящую военную и научно-техническую мысль, а также способность к реализации ее достижений;
  3. Осознание нацией и ее элитой (правящим политическим режимом, классом) своей Миссии и Предназначения в мире;
  4. Наличие разработанной и принятой национальной стратегии, несущей и отражающей Смысл национального бытия;
  5. Наличие политической воли;
  6. Наличие собственных механизмов войны и умение воевать за свои стратегические цели.

Сегодня только одна держава обладает всеми этими свойствами и возможностями - мы говорим о Соединенных штатах Америки.

Мы можем констатировать, что непосредственная подготовка к войне, как вооруженной борьбе идет полным ходом.

В этом плане, мы видим, что сегодня все эти обязательные действия агрессора уже проявлены, и в интересах подготовки к войне и в процессе ее ведения США сегодня производят следующие стратегические действия.

  1. Идет формирование новой "идеологической биполярности" по линии "Демократы - Изгои", как создание идеологической основы мировой войны.
    Это новая "Линия Керзона", но которая проводится не по этническому признаку, а по принципу "демократы- остальные злодеи", и "те, кто не снами, тот против нас, и все они подлежат наказанию".
    В исламском мире стороны большой войны обозначились:
    это суннитская группировка Юга и шиитская группировка Севера, на стороне которой уже выступает Запади США.
  2. Усиление собственной боевой мощи и обеспечение безопасности национальной территории страны -ежегодные шестисотмиллиардные государственные военные бюджеты, создание системы национальной ПРО на других континентах и системы глобального военного присутствия, и т.д.
  3. Подготовка театров войны - создание основных баз военно-политического контроля мира: в космосе; в море; В Европе - Косово; в Азии - Афганистан.
    Расширение системы военного присутствия с непосредственным выходом к границам государств подлежащих агрессии
  4. Ослабление стратегических противников
    • Остальной мир - силовая экспансия своих цивилизационных начал;вовлечение всего мира в решение задач собственного выживания и за его счет; внедряет механизмы разрушения национальных государств, через применение к ним новых геополитических информационных технологий, как новых операционных средств войны и путем осуществления "экспорта революции" методом смены политических режимов ненасильственным путем (отработано на СССР, Югославии, Украине, Грузии, Ливии, Египте, Сирии; на очереди - Беларусь, Казахстан, Россия…); формирование кризисов в экономике, финансовой сфере и внутренней политике государств противной стороны и так далее.
    • Европа - перенос собственных экономических кризисов и национальных кризисов в Европу и мир; поощрение формирования плацдармов других цивилизаций; практическая ликвидация национальных вооруженных сил; увод внимания Европы в вопросы ее собственного финансового кризиса и кризиса европейской идентичности.
    • Китай - ограничение возможностей доступа к ресурсам Африки, Азии и России; создание плацдармов "демократии и радикального ислама".
    • Россия - создание условий самоуничтожения страны; обман общественного мнения "перезагрузкой"; "скупка на корню" национальной элиты и целенаправленное уничтожение национальной науки, культуры, образования и дееспособности основных институтов государства, депопуляции страны; практическая ликвидации системы национальной обороны страны.
      Сегодня Россия уже является лимитрофом - пограничной территорией войны, как США, так и Китая.
  5. Создание системы полного контроля космического, воздушного, морского и информационного и интерактивного пространств и переход к готовности этот контроль технически и физически осуществлять.

3.2 Американский Смысл войны

Согласно Восьмому постулату Основ общей теории войны, утверждающему, что современная война есть война Смыслов, мы считаем важным понимать, "что и каков он Смысл", например, для главного актора войны, то есть для США.

Для лучшего понимания этого вопроса, мы воспользуемся следующей логикой, представляющихся нам очевидными, утверждений.

1. Единственной державой (страной, нацией), которая развязывает и ведет войну, как вооруженную борьбу - являются только и исключительно США.

США держат в своих военных заложниках, как своих союзников, например всю Западную Европу, имея свои военные контингенты и ядерное оружие в Германии, Англии, базу в Косово, а также свои военные базы (объекты) практически в большинстве стран мира, так и ведут активные боевые действия в Африке и Азии, развязывая там войны в тех районах и против тех государств, которые владеют ресурсамиили пытаются быть независимыми, например - в Югославии, Ираке, Афганистане, Ливии, Сирии, Египте, Иране и (наверное) в Пакистане.

Все остальные страны мира, включая все великие державы Китай, Россию, Англию, Германию, Францию, и так далее - лишь участвуют в войнах США в ролях союзников, партнеров, противников или жертвы.

2. Конечно, весь мир знает, что для США официально-главное дело - "нести мир и демократию в мир", в том числе и путем "принуждения к миру", или "путем вооруженной прививки демократии диктаторским режимам и наказания их за жертвы мирного населения" и так далее, тем не менее, есть у США и другой, как мы понимаем, Главный смысл войны.

Мы убеждены, что единственным, самым глубинным и коренным (генетическим) Смыслом войны, которую ведут США со всем миром и ее первопричиной, является

- неограниченное право и возможность частной организации - Федеральной резервной системы Соединенных Штатов Америки печатать свои ничем не обеспеченные доллары, тогда и в тех количествах, которые обеспечивали бы ей возможность скупать на корню весь остальной мир, чем и осуществлять над ним свою вечную власть и жить за его счет. Именно в этом мы видим национальный Смысл США, ее "желаемый образ будущего", а также ее историю.

3. Именно этот Американский национальный Смысл вгоняет мир в глобализацию, в перманентную войну, плодит в мире нищету, несправедливость и бесправие, и сегодня формирует нашу историю и историю всего мира.

4. Центр формирование новых Смыслов Запада, а также разработка, финансовое, экономическое идеологическое, технологическое, информационное, организационное и собственно силовое обеспечение выживания США (золотого миллиарда) - перешло от национально-государственных систем управления, к системе частных транснациональных корпораций, к, своего рода, их "Железной пяте", способной создать самую совершенно-изуверскую форму социального строя - "глобальный олигархический фашизм".

3.3. Война, как американский метод выхода из любого кризиса и списания долгов

Знамя неолиберализма под ударами кризиса кредитно-финансовой системы индустриального общества Запада сильно покосилось.

И у всех народов и даже самих архитекторов проекта глобализации всех стран по поводу мирового кризиса возникли справедливые и абсолютно русские вопросы: "Кто виноват"? и "Что делать"?

При этом, как это не казалось странным, но сами отцы-основатели либерального проекта признали главным виновником кризиса - сам неолиберализм, расшатавший устои промышленного капитала пузырями "фальшивых денег".

Они же "нашли" самый эффективный способ спасения а именно:

разрушить шатающееся здание неолиберализма(!) и на обломках "финансовых пирамид" построить новое информационное общество экономики знаний;

но при этом сохранить имеющуюся финансовую систему, основанную на монопольной финансовой и организационной власти частной корпорации - федеральной резервной системы США.

Проверенным способом сноса старой социально-экономической системы, вошедшей в кризис, оздоровительной процедурой для прогнившего организма власти, выступает болезненное лечение горьким лекарством войны.

Сегодня самой опасной и новой стратегической тенденцией является англо-американский (англосаксонский) подход к войне, как универсальному (и, с их точки зрения, правовому) методу "обнуления национальных долгов и обязательств", основному методу формирования новой стратегической реальности в интересах США, а также основному фактору национального экономического развития.

Основной стратегический метод ведения современной войны США

Во-первых, перманентная война ведется при опоре на:

  • государственный переворот и "демократическое" свержение неугодных режимов;
  • на подкуп, как скупку на корню национальных элит и ресурсов государств подлежащих "усвоению";
  • на способность к поддержанию глобальной военной нестабильности и управлении ею;
  • на уничтожение собственно военных (вооруженных) возможностей государств к сопротивлению агрессии.

Во-вторых, война при:

  • неоспоримом экономическом, информационном и собственно военном превосходстве, позволяющем любое сопротивление противника считать ничтожным;
  • а также при осуществлении полного контроля над политическими элитами всех развитых государств (пока еще кроме Китая).

***

II. Либеральная военная реформа Путина- Сердюкова
и ее итоги

1. Некоторые итоги военной реформы

Военная реформа Путина-Сердюкова носила характер принудительной демилитаризации страны с целью превращения военной компоненты России в военную организацию, способную стать региональной составляющей НАТО, но, по определению, неспособной играть хоть какую-нибудь самостоятельную мировую роль.

Идеологически она исходила из англо-американскойсистемы взглядов неолиберализма, согласно которых, развитие военной организации России должно осуществляться в соответствие с естественным ходом вещей, то есть: методом количественного и качественного сокращения ее возможностей, по соображениям новых либеральных ценностей, национальной бедности и в связи с отсутствием стратегических противников.

Военная доктрина России, вслед за США, признает лишь "три зла":

  • международный терроризм,
  • религиозный экстремизм
  • национальный сепаратизм,
  • сегодня к ним добавляются кибер-терроризм и, иногда, наркомафия

а все эти "три зла" представлены лишь бандами боевиков, пиратами, хакерами и партизанским подпольем.

Поэтому, как основной стратегический вывод - России глобальная военная стратегия на воздушно-космических, океанских и сухопутных театрах войны не нужна.

Не нужна и массовая армия, способная взять под охрану экономические интересы страны в мире.

Ибо серьезных врагов нет, а глобальную безопасность на маршрутах поставок сырья и топлива (в том числе и российского) обеспечивала военная мощь США и НАТО.

Реформу Вооруженных Сил России под доктрину неолиберализма блистательно провели Министр обороны РФ в штатском Сердюков А.Э и его Начальник Генерального Штаба Н. Макаров.

Сегодня, за ненадобностью, в ходе реформы были ликвидированы или "оптимизированы" (сведены к минимуму) структуры национальной стратегии, высшего звена национальной военной мысли и военного искусства, как занимавшиеся глобальными оценками обстановки и выработкой национальной стратегии:

  • Совет Безопасности РФ, который специально превращен в аморфный орган согласования, а не стратегического целеполагания;
  • Главное разведывательное управление ГШ (ГРУ ГШ):
  • Академия Генерального Штаба;
  • сам Генштаб утратил все аналитические структуры, а его кадровый состав профессионально и качественно ужасен;
  • национальное военное профессиональное образование перестало существовать как таковое.

В "новом облике" Вооруженных Сил исчезли субъекты оперативного искусства и стратегии - дивизии и армии, а значит, исчезли комдивы, командармы и полководцы, их взять негде, так как в России их подготовкой сегодня не занимается никто.

Ведь с переходом на бригадную структуру сухопутных войск основной боевой единицей стал батальон, и военачальником регулярной российской армии на поле боя с прорвавшимися бандами террористов стал "рота-водец" и "бригадир" в чинах майора - подполковника-полковника.

Что же касается носителей российского ядерного оружия: ракетных войск стратегического назначения, дальней авиации и ракетоносного подводного флота, то со времен президента США Рейгана в глазах либералов они составляли звериный великодержавный оскал "империи зла", а потому по договорам СНВ постоянно сокращались.

Ведь ни для "восстановления конституционного строя", ни для проведения "контртеррористических операций", ни для "принуждения к миру" (Грузии) они не нужны.

В то же время, необходимо особо отметить, что единственным стратегическим фактором, который пока еще делает не реальной полномасштабную мировую войну, являются - сдерживающие ядерные возможности России.

Но "дело разоружения" России продолжает успешно развиваться, так, например, на состоявшейся недавно в Москве международной конференции по ядерному разоружению, представители общественной организации США "Глобальный нуль", предложили России самостоятельно принять решение о сокращении своих стратегических боезарядов до одной тысячи, а там уж недолго ждать, когда наше собственное разгильдяйство и национальная ПРО США сделают возможной нейтрализовать и эту угрозу.

***

В целом, из-за стратегических ошибок в целеполагании, необразованности, незнания, неумения, предвзятости и политической трусости нашего политического истеблишмента и генералитета, мы, в результате перехода к "новому облику", сейчас имеем Армию:

  • бессмысленную, так как советская военная мысль умерла, а новой российской военной мысли нет,
  • вся наша военная, прежде великая, "стратегия" спустилась на уровень - боя батальона за взятие или оборону деревни, так как бригада по-другому не воюет, а дивизий и армий нет;
  • безмозглую, так как профессионального военного образования в России уже нет, офицеры не учатся, так как их некому, нечему, негде и не на чем учить, а Генштаб на роль "мозга армии" не тянет;
  • слепую и глухую, так как военная разведка уничтожена как таковая, а наша связь и вся военная информационная сфера отстает от наших "вероятных друзей", навсегда;
  • бесхребетную, так как младший командный состав должным образом не готовится и как, главный компонент современной армии, отсутствует;
  • бездуховную, так как нет принятой государственной идеологии воинской службы, и корпоративной военной этики офицерского состава, которая могла бы стать основной их внутреннего руководства в службе;
  • бессильную, так как нет современного оружия и иногда просто нечем стрелять;
  • обездвиженную, так как средств совершения стратегического маневра нет даже в пределах одного театра военных действий;
  • бесцельную, так как она сама не понимает, зачем она такая нужна;
  • бесконтрольную, так как ее не контролирует ни государство, ни общество, ни даже собственное командование;
  • и, в целом, бесполезную, поскольку она ничего, как специальная боевая государственная корпорация, не может, так как практически уничтожена ее профессиональная ткань, национальная военная генетика и, собственная российская, современная технологическая основа.

Более того, военная организация России утратила способность к мобилизационному развертыванию, то есть стала неспособной к ведению вооруженной борьбы масштаба затяжной войны.

***

Парадокс ситуации заключается в том, что, если согласно теории, военная реформа проводится в целях получения военной организацией государства нового и соответствующего велениям времени, боевого качества, то реформа Сердюкова эту задачу выполнила.

Новое качество Вооруженных Сил России состоит в том, что их уже практически нет, то есть нет боеспособных Армии, Авиации и Флота, а есть нечто военизированное и аутсортное, специально, но не сильно приспособленное для решения только региональных, пограничных и внутренних задач.

При этом, если наш ОПК действительно сможет к 2020 году вооружить армию России новыми образцами вооружения и боевой техники, то специалисты, способные применять это оружие еще будут, но профессионалов, способных управлять этими системами уже не будет, подготовить их будет невозможно, и профессионально руководить обороной России будет некому.

Другими словами, сегодня (при всех разговорах "обо всем хорошем, что сделала команда Сердюкова"):

Армия России не боеспособна и не боеготова;

Россия не может защитить свою территорию и границы, свое небо, космос и океан;

и не знает, как это делать, и не имеет чем это делать - таков итог деятельности "эффективного" министра Э. Сердюкова.

К счастью, эта военная реформа закончилась, но не докладом министра обороны Э. Сердюкова о проделанной работе и ее достижениях, а грандиозным коррупционным скандалом.

Конечно, В. Путин назначал Сердюкова не для воровства, а для проведения реформы, но в результате ее Россия стала беззащитной, а тотальное воровство в Минобороны - это национальный позор, какого история России не знала.

Что же делать теперь, когда запал войны, как вооруженной борьбы, на Большом Ближнем Востоке уже горит, а Генри Киссинджер оповестил мир, сказав, что: "Только глухой не слышит барабаны войны".

Ответ один - быстро и качественно восстанавливать свою национальную военную мощь, так как только она является в современном мире единственным фактором, обеспечивающим безопасное развитие и исторический успех нации.

Конечно, мы катастрофически отстаем в развертывании современного военного строительства и оснащения Армии, но лучше поздно, чем никогда.

***

Есть ли у России шанс вернуть себе утраченные возможности и статус великой военной державы, без ссылок на оставшуюся ядерную мощь?

Ответ однозначен - такой шанс есть.

Сигнал США к войне и примеры ее ведения, наконец,были услышаныи даже ощущены на себе, и в России.

Вернувшийся в мае 2012 г. на президентский пост Верховный Главнокомандующий Владимир Владимирович Путин занялся национально ориентированным военным строительством.

Прозвучали перспективные планы огромных военных расходов.

На пост вице-премьера по военно-техническим вопросам и исполнения программы вооружений был назначен патриот Дмитрий Олегович Рогозин.

А в ноябре 2012 г. министром обороны в звании генерал армии был назначен волевой, опытный, умный и хорошо себя чувствующий в атмосфере чрезвычайных ситуаций Сергей Кожугетович Шойгу.

Вполне очевидно, что намеченная реанимация военной мощи России потребует новой концепции борьбы уже не с бандами отморозков, но со стратегическими противниками, или, назовем их - "вероятными друзьями".

Выбор здесь невелик:

  • либо враг США и тогда Россия становится стратегическим тылом Китая;
  • либо враг Китай и тогда Россия помогая США, открывает в Сибири второй фронт против Китая,
  • и все это с учетом того, что сегодня России является стратегическим тылом и США и Китая, и практически открывает свою национальную территорию для их вооруженной борьбы за ресурсы, находящиеся на наших пространствах.

Но у России есть и третий путь - делать великой себя, и он представляется нам предпочтительным.

Это значит, что Россия должна реализовать свой собственный геополитический проект на пространствах СНГ - создать ЕвроАзиатский Союз.

2. Что делать

Согласно теории войны, Армия является олицетворением и концентрированным выражением силы нации, силы, как способности государства добиваться необходимого результата - целей национальной стратегии, в том числе и путем принуждения к изменению поведения тех или иных объектов социума, участников политического процесса, субъектов мировых взаимодействий.

Военная мощь нации и предназначена для того, чтобы нация имела возможность "стимулировать" необходимый ее интересам тип поведения ее контрагентов, посредством угрозы применения силы или реальным силовым воздействием на них.

Для этого Армия должна быть тем, чем она обязана быть по своему прямому предназначению, то есть, в мирное время - учиться воевать и не допускать желания воевать с Россией, а в военное время - воевать успешно и побеждать в войне.

Трагедией государства и Армии стал тот факт, что уже несколько последних десятков лет каждый следующий Верховный главнокомандующий ВС РФ все хуже и хуже представлял себе, зачем ему это государство и Армия нужны, и что с ними надо делать.

Еще хуже понимали эти вопросы члены всех правительств России, основную роль в которых играли и продолжают играть апологеты либерализма и его ставленники, ни разу и нигде не доказавшие свою профессиональную пригодность и пользу стране.

Так что нужно делать, и как может выглядеть дорожная карта возвращения военного величия России.

Не касаясь вопросов перевооружения Армии, Авиации и Флота, вопросов социальной защиты их кадрового состава и общих вопросов мобилизации, считаем важным обратить внимание Президента и Министра обороны на обязательность следующих действий.

На федеральном уровне:

  • Создать и принять Национальную стратегию России, и только потом разработать военную доктрину державы
  • В основу Национальной стратегии положить императив успешности и исторической вечности России, как отдельной цивилизации великой державы и суперэтноса, основанной на национальной мощи и достойной жизни ее граждан, а также необходимость экспансии в мир ее цивилизационных культурных начал
  • Заново сформировать Совет безопасности РФ, как структуру стратегического целеполагания и контроля
  • Создать Центр независимой экспертизы
  • Восстановить практику стратегического планирования, снабжения и обеспечения
  • Сформировать систему гражданского контроля над всей сферой национальной обороны, с использование полномочий органов исполнительной, законодательной и муниципальной властей, корпоративной военной этики, а также институтов гражданского общества
  • Изменить отношение к национальной информационной сфере в сторону формирования ее однозначной патриотичности
  • Сформировать систему подготовки национальных элит и служилого слоя России с детства, на базе учреждений кадетского образования, сделав эту программу национальным приоритетом
  • Усилить внимание к работе ОДКБ и ШОС, создавая в ОДКБ общие Системы и командования ПВО-ПРО, Информации и разведки, Миротворческих-специальных операций и т.д.
  • Усилить внимание государства к военному аспекту фундаментальных и прикладных наук всех профилей и направлений, а также к самой военной науке, ибо в мире нет ничего более полезного, чем добротная теория
  • Разработать систему критериев и показателей состояния всех сфер жизнедеятельности страны, как основ оценки эффективности деятельности государства, четкого понимания направленности и хода национального развития, а также для определения состояния государства в парадигме "война-мир"
  • Разработать новые подходы, критерии и государственные практики к системе мобилизации экономики и общества
  • Создать систему обязательных курсов и по обучению руководящего состава государства и армии основам общей теории войны и управления государством
  • Провести кадровую чистку
  • Четко определить личную ответственность каждого чиновника за качество и последствия принимаемых решений, а также обеспечить гласность ее наступления

В Министерстве обороны

  • Воссоздать ГРУ ГШ в полном объеме его структур, полномочий, кадрового состава и возможностей
  • Создать Командование специальных операций
  • Создать Сибирское и Арктическое стратегические командования
  • Вернуть в структуру Вооруженных Сил РФ дивизии и армии новых штатных составов
  • " Создать структуру по вопросам военного профессионального образования, информации и военной науке, подчинив ее непосредственно Министру обороны РФ, а также разработать и принять принципиально иные (широко гуманитарные) программы военного профессионального образования
  • Создать Центр стратегического и социологического анализа
  • Создать институт подготовки (переподготовки) преподавательского и командного состава учреждений военного профессионального образования
  • В состав боевой и оперативной подготовки штабов и войск включить новый обязательный элемент "Самостоятельная подготовка"
  • Воссоздать инфраструктуру военной культуры в гарнизонах и частях
  • Разработать и внедрить государственную идеологию воинской службы и профессиональную военную этику офицерского корпуса армии флота
  • Разработать и внедрить новое Положение о прохождение службы офицерским составом, ввести, в том числе, новое понимание категории "служба в запасе", именно как воинской службы, а не состояния в рядах армии на случай войны
  • Ввести армейскую авиацию в Сухопутные войска и стратегические группировки
  • " На каждом стратегическом направлении создать общевойсковую основу группировок войск: по 1-2 общевойсковой армии или общевойсковые дивизии, включив в каждую необходимое количество войск, сил и средств
  • " В планах боевой и оперативной подготовки предусмотреть учения по слаживанию общевойсковых бригад и дивизий, то есть периодическое (например, один раз в два года) проведение их тактических и оперативно-тактических учений с боевой стрельбой и бомбометанием на каждом стратегическом направлении, и так далее

Очевидно, что у нас, то есть у российского экспертного сообщества имеются ответы практически на большинство вопросов нашего государственного и военного строительства, подобных предложений может быть много, и они могут поступать из любого края России.

Мы считаем, что необходимо наладить их учет, и обеспечить внимательное рассмотрение всех предложений, в том числе и с персональной работой с их авторами, с последующей публикацией и обсуждением, а также создать механизмы их внедрения и реализации.

Важно осознать, что необходимо выслушивать всех, кому есть что сказать, предложить, и кто хочет помочь Родине.

Вот почему так жизненно необходим институт независимой экспертизы, единственно способной правильно и по достоинству оценить как качество каждой идеи или проекта, а также и их совокупность, и предложить их для реализации руководству государства и армии.

***

Мы считаем, что есть опасность в том, что новый Министр обороны и его команда займутся в первую очередь горящими проблемами технического перевооруженияи социального обеспечения Армии, и могут упустить вопросы воспитания и профессионального военного образования в России,вопросы генетических основ Армии, то есть, ее идеологии, морального духа и этики.

Если это будет так, то мы никогда не исторгнем Армию (войска) из рынка, и никакие триллионы денег не сделают нашу Армию боеспособной и успешной, чего мы допустить не имеем права.

Это значит, что вопросы профессионального военного образования, культуры, морали и духа Армии, и ее основы, офицерского корпуса, в новом военном строительстве должны стать приоритетными.

***

Особо хочу подчеркнуть необходимость широкого (и хорошо оплачиваемого) использования опыта офицеров и генералов советской военной школы.

***

Мы убеждены, что кроме всех необходимых и экстренных действий,верховный Главнокомандующий, Министр обороны и Генеральный штаб должны провести серию стратегических маневров и игр, с привлечением всего состава Правительства России, органов региональной власти, с тем, чтобы каждый министр и чиновник уяснили бы свой участок,обязанности, роль и ответственность при подготовке и ведении войны.

Итогом этих стратегических учений и игр, должна стать разработка Плана обороны страны, который исторически никогда не разрабатывался в России, так как Минобороны обходилось Планом применения Видов Вооруженных Сил, и что всегда приводило к тому, что с началом войны никто не знал, что делать и куда бежать, мы несли неоправданные потери, а потом побеждали "одним победным рывком наших неисчислимых сил".

Очевидно, что повторять это еще раз нельзя, так как нет ни времени, ни сил.

Мы уверенны, что эти задачи нам по силам, так как народ России и все Отечество наше надеются, что каждый исполнит свой долг.

Благодарю за внимание.


1(назад)Андрей Девятов, ДРАКОН ВЗЛЕТЕЛ: к итогам 18-го съезда КПК, No254 от 17.11.12.