Александр Владимиров
Президент Коллегии военных экспертов России,
Почетный председатель ОССНКР и МССНК
кандидат политических наук,
генерал - майор

Доклад
на заседании Педагогического совета Мс СВУ
25 апреля 2013 г.
О профессиональных военных основах кадетского образования
на примере МсСВУ
1. Правовые основы кадетского образования

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
от 29 декабря 2012 г.
Об образовании в Российской Федерации

Статья 86  . Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях

 

               1. Образовательные программы основного общего и среднего общего образования могут быть интегрированы с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.

               2. В рамках обучения по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, создаются соответствующие общеобразовательные организации, со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус", "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус", "казачий кадетский корпус" и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием "военно-музыкальное училище".

               3. Общеобразовательные организации со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием "военно-музыкальное училище" создаются только Российской Федерацией. Общеобразовательные организации со специальными наименованиями "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус" и "казачий кадетский корпус" создаются Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации.

               4. Организация и осуществление образовательной деятельности в федеральных государственных образовательных организациях со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием "военно-музыкальное училище", прием в указанные образовательные организации осуществляются в порядке, установленном федеральными государственными органами, в ведении которых они находятся, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Организация и осуществление образовательной деятельности в образовательных организациях со специальными наименованиями "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус" и "казачий кадетский корпус" осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

               5. Учредители указанных образовательных организаций устанавливаютформу одежды обучающихся, правила ее ношения и знаки различия.

 

Таким образом, на сегодняшний день:

Во-первых, впервые за 70 лет, вФедеральным Законом определена цель и предназначение учреждений кадетского образования "подготовка несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества", но не прописано и не признано само кадетское образование;

Во-вторых, сегодня существует множество учреждений кадетского образования в России, которые никак не объединены в официальную систему, существуют и развиваются хаотично.

В-третьих, вне единых стандартов, требований, сертификации и собственной системы образования, существующие учреждения кадетского образования уже престижны, но еще малоэффективны.

Сегодня наша задача заключается в том, чтобы привести существующий набор учреждений кадетского образования, в соответствие тем его целям, которые определило им наше Отечество.

Это значит, что нам предстоит большая работа:

во-первых, по введению в Федеральное право категории "кадетское образование" и других категорий, принципов и тезисов, определяющих существо кадетского образования в России;

во-вторых, по созданию организационной, методической и учебной материальной базы, согласно установленной Законом целью кадетского образования и их сертификации;

в-третьих, по подбору, расстановке, сертификации и обучению командного, воспитательного и преподавательского состава учреждений кадетского образования;

в-четвертых, по формированию новых штатов, учебных планов, расписаний, распорядков работы и планов стажировок, а также по формированию новых учебных кафедр и планов их работы, по найму подготовленного преподавательского состава, основанного на блестящем опыте работы СВУ СССР семилетнего профиля обучения;

в-пятых, по отладке учебного процесса, проведению мониторинга и оценки качества процесса функционирования учреждений кадетского образования нового формата, и так далее.

***

2 Опрофессиональных военных основах кадетского образования
по опыту учебных программ и планов семилетнего обучения в Мс СВУ

Поскольку, в архивах Минобороны никаких документов по этому вопросу не обнаружено, то мы провели работу по опросу выпускников СВУ СССР, прошедших 7-летний цикл обучения в Московском СВУ с 1956 по 1963 годы.

Вот, что получилось в итоге.

***

Важной особенностью получения профессиональной военной подготовки, являлся тот факт, что воспитанники СВУ учились 11 лет (учебная неделя 6 дней), в то время, как во всех школах того времени (до 1958-62 года) обучение велось в течение 10 лет.

Учебный год, в целом, состоял: из 4-х учебных четвертей; зимних (одна неделя) и летних (почти два месяца) лагерей с 6-го по 8-й классы; войсковых стажировок в 9 и10 классах; зимних (одна неделя) и летних (28 дней) каникул; участия (с седьмого класса) в 2-х парадах на Красной площади (в том числе и выпускная рота).

Все офицеры-воспитатели, командиры рот и все преподаватели имели высшее образование, знали английский или немецкий язык, прошли Великую Отечественную Войну, были награждены и имели собственные семьи.

По военной подготовке

На первых порах, то есть с 5 по 7 классы:

  • понимание военных команд, построения, перестроения, ползание, строевой шаг, выправка, чистые подворотнички, одежда и ботинки, ношение портянок, скатывание шинелей и их ношение;
  • знакомство с оружием - разборка и сборка карабина (на время), прицеливание, стрельба в тире, приемы стрельбы;
  • строевая подготовка;
  • история военного искусства;
  • основы ЗОМП;
  • основы медицинской подготовки;
  • Общевоинские уставы;
  • несение наряда по роте;
  • физическая подготовка (каждую субботу кросс, в том числе зимой на лыжах 1 км, потом 3 км)

В восьмом классе - получили личное учебноеоружие (по штату мотострелковой роты), на занятиях его чистили, разбирали, собирали на время, учились правилам ношения автомата на посту, в строю, в походе, приемы и нормативы для стрельбы лежа, с колена, стоя, основы баллистики.

Огневая подготовка проводилась: в учебном классе, в тире, на стрельбищах в Алабино.

В девятом классе - появилось автомобильное дело - теория и практика.

В десятом классе - стали изучать устройства связи и танков. Вождением танков занимались в Алабино.

Полевые занятия зимой проводили в парке за Москва-рекой.

С восьмого класса два-три раза в год выезжали на учения и стрельбы с подразделениями Таманской дивизии.

Летом по два месяца каждый год занимались в лагере военной, физической и тактической подготовкой (занятия по тактике обороны и наступления, топографии и ориентированию на местности, инженерной подготовкой и военными играми).

Последние два лета, по два месяца, занимались в Алабино, этот были войсковые стажировки

Каждый год и летом и зимой - Общевоинские уставы.

Военная подготовка преподавалась и проводилась офицерами-воспитателями рот, с инструкторами сверхсрочниками, с офицерамии инструкторами военных кафедр:

  • кафедра огневой подготовки (12 офицеров +2 инструктора-лаборанта),
  • кафедра техники и вооружения (10 офицеров + 2 инструктора-лаборанта)
  • кафедра предметов боевого обеспечения (8 офицеров+4 инструктора-лаборанта)
  • кафедра физической подготовки (12 офицеров+4 тренера-инструктора)

В училище,на постоянной основе и в плановом порядке (по три дня в неделю и, в основном, со сборными училища) работали по найму тренеры: по легкой атлетике, гимнастике, акробатике, боксу, фехтованию, игровым видам спорта и пулевой стрельбе.

Обязательные войсковые стажировки

В 10 классе проходила войсковая стажировка в должностях рядовых солдат в полках Таманской мотострелковой дивизии - 7 недель;

В 11 классе проходила учеба в Полковой школе сержантов 404 мсп Таманской дивизии в Алабино- 4 недели.

По окончании школы - проводилась войсковая стажировка в должностях командиров отделений - заместителе командиров мотострелковых взводов - 3 недели, в частях Таманской дивизии

В ходе этой войсковой стажировки отрабатывались вопросы:

По боевой подготовке:

  • стрельба из всех видов стрелкового оружия: автомат-ротный пулемет, пистолет, РПГ-2 (оценка);
  • метание боевой гранаты (наступательной и оборонительной);
  • вождение танка Т-34и БТР-152 (по кругу);
  • марш-бросок на 6 км с полной выкладкой, полоса препятствий, гимнастика, легкая атлетика (метание гранаты на дальность, бег на 100 м, кросс 1 км, плавание в обмундировании 50-100 м);
  • работа на радиосредствах батальонного звена;
  • действия расчета при 120 мм миномете;
  • действия расчета при 76 мм противотанковом орудии;
  • действия десанта в БТР -152;
  • комплекс действий по ЗОМП, по инженерной подготовке, по медицинской подготовке;
  • обкатка танком - все эти предметы оценивали зачетами

По тактической подготовке:

  • Работа командира отделения в бою;
  • Разработка карточки огня отделения в обороне;
  • Обязанности командира отделения по всем видам уставов;
  • Практическое командование мотострелковым отделением в качестве его командира;
  • Участие в Боевой стрельбе в составе отделения.

Экзамены:

Вступительные - арифметика, русский язык (диктант), физическая подготовка

Переводные экзамены и зачеты - каждый год

Экзамены по предметам обучения за весь курс предмета с оценкой в Аттестат зрелости

Экзамены выпускные

В Аттестате зрелости общероссийского образца у выпускника Мс СВУ значилось:

"Окончил полный курс Московского СВУ;

Прошел производственное обучение по специальности "военная подготовка".

Сертифицированное специальное образование, для тех, кто допускался и сдавал соответствующие зачеты и экзамены, давалось:

  • Переводчик-референт - с удостоверением
  • Водитель автомобиля - любительские права
  • Полученная войсковая специальность "командир отделения - заместитель командира мотострелкового взвода" отражалась в специальной зачетной ведомости по окончании войсковой стажировки, отдельным пунктом в характеристике выпускника и указывалась в сопроводительных документах.

По окончании СВУ, дальнейшее обучение в учреждениях высшей военной школы проводилось методом распределения выпускников в зависимости от качества его учебы; государственного заказа Минобороны; заявок военных институтов.

В высшие общевойсковые командные училища выпускники СВУ принимались сразу на 2-й курс, автоматически и без дополнительных испытаний.

Военная присяга принималась: вУссурийском СВУ - по окончании училища;

в Мс СВУ по прибытии в Московское ВОКУ

Как видите, коллеги, профессиональная военная подготовка в Московском СВУ послевоенного времени, несмотря на все его трудности, была поставлена широко, организована блестяще, проводилась интенсивно, на все хватало денег, техники и специалистов и, поэтому, была крайне эффективна по своим результатам и позитивным последствиям.

Необходимо констатировать, что именно такой подход к делу дал возможность нашей суворовской военной школе воспитать и дать Отечеству нашему несколько заместителей министра обороны,порядка тысячи генералов и много тысяч старших офицеров, составивших костяк и фундамент нашей Армии.

Мы убеждены, что этот бесценный опыт необходимо использовать уже в новом формате.

Это значит, что, так как именно новые задачи кадетского образования диктуют необходимость новой организации и возможностей обеспечения их выполнения, то все, чего нам сегодня не хватает с точки зрения организации, штатов, вооруженности, оборудования, средств, специалистов и так далее, надо просить и требовать от Министерства обороны, и приводить возможности училища к его безусловной способности давать своим питомцам блестящую специальную профессиональную начальную подготовку, и выпускать их в жизнь прекрасно подготовленными специалистами и патриотами России.

Именно поэтому так важно понять,принять и реализовать Концептуальныеосновы современного кадетского образования в его профессиональной части.

3 Концептуальные основы современного кадетского образования в его профессиональной части

Система кадетского образования в своей профессиональной части должна готовить своих питомцев как специалистов начального профессионального уровня общего профиля, в соответствии ведомственной подчиненностью и со сложившимися традициями, а так же в соответствии с определенными федеральными и региональными заказами на подготовку работников специальностей государственной службы.

Таким образом, кадетское образование должно стать первым уровнем профессионального (специального) образования государственной (военной и гражданской) службы.

***

Базовые подходы к новому Государственному образовательному стандарту кадетского образования
(на примере обучения в суворовских военных училищах)

Суворовские (нахимовские) военные училища, президентские кадетские училища, военные лицеи и кадетские корпуса Министерства обороны и субъектов Российской Федерации, образуют систему начального (первичного) профессионального (специального) образования государственной (военной и гражданской) службы.

1. Учреждения кадетского образования комплектуются, в основном из детей военных и государственных служащих (а так же их сирот) и должны:

  • прививать своим воспитанникам высокие нравственные качества (любовь к Родине, коллективизм, готовность к самопожертвованию и так далее…) и понятия чести и долга;
  • давать им полное сертифицированное общее гуманитарное среднее образование, дающее кадетам: возможно глубокое знание основ русской национальной культуры, истории и литературы, основ православного (религиозного) воспитания; необходимо высокий уровень общей культуры и обеспечивающее их способность устно и письменно формулировать свою мысль, а так же аргументировано и логически точно выражать ее хорошим русским языком;
  • давать им первоначальные знания по военному управлению и государственному администрированию, а так же навыки системного анализа и формировать способности кадет к самостоятельной государственнической политической и нравственной социальной ориентации;
  • развивать их способность к труду, самостоятельной подготовке, одновременно со способностью подчиняться и умением быть лидером и организатором действий коллектива;
  • отличные знания иностранных языков (переводчик-референт 1-2 иностранных языков);
  • знание основ этикета и правил хорошего тона;
  • прочные навыки владение компьютером на уровне хорошего пользователя;
  • базовые навыки в управлении автомобильной и гусеничной техникой;
  • высокий уровень физической и психологической подготовки;
  • общие навыки владения стрелковым и холодным оружием, а также боевыми единоборствами;
  • навыки действий в чрезвычайных обстоятельствах и в условиях выживания;
  • для суворовцев - общие профессиональные навыки управления первичными коллективами (к примеру, воинскими коллективами на уровне командира отделения - заместителя командира мотострелкового взвода);
  • для кадет гражданских учреждений кадетского образования - базовые знания и навыки в работе по специальностям гражданской государственной службы.

2. Каждое из перечисленных выше базовых (начальных) профессиональных знаний должно подтверждаться соответствующим сертифицированным дипломом и давать выпускникам право работы по полученным специальностям.

Для суворовцев их специальная профессиональная компетентность должна подтверждаться получением диплома и квалификации "младшего специалиста по управлению первичными коллективами".

3.Обучение в этих учреждениях должно начинаться с 10-11 лет по окончании четвертого класса средней школы и сдачи вступительных экзаменов, и продолжаться в течение 8 лет по программам и планам 12-летнего срока обучения, в варианте учреждения специального профессионального образования государственной службы.

4. Основное профессиональное обучение и специализация государственной (военной или гражданской) службы должно осуществляться за счет выполнения учебных планов специальной (профессиональной) подготовки, согласно норм и требований соответствующих государственных структур - основателей и реализовываться за счет времени зимних и летних лагерей, специальных профессиональных стажировок, и с учетом общего 12-летнего срока обучения.

5. По окончании девятого класса и получении сертификата о получении неполного среднего образования, воспитанником, его родителями (попечителями) и командованием училища должен решаться вопрос о продолжении получения им образования:

  • в обычном учреждении среднего (специального) образования;
  • или продолжения обучения в суворовском военном училище при обязательном условии поступлении в учреждения военного (гражданского) профессионального образования, на основании собственного выбора и качества учебы, а также на предвидения (основе) договора с конкретным образовательным учреждением.
  • В этом случае ЕГЭ носит для воспитанников характер контрольного проверочного экзамена и на ход дальнейшего обучения в СВУ (КК) и последующее поступление в учреждение высшего профессионального образования не влияет.

6. При решении о поступлении воспитанника по окончании суворовского военного училища в учреждение высшего образования государственнойслужбы или военного образования и в соответствии с собственным желанием и договором, на последнем курсе обучения он может быть приведен к Воинской Присяге.

7. В ходе обучения должен быть предусмотрен ежегодный выезд воспитанников в оздоровительные летние лагеря длительностью не менее одного месяца, а на последних двух курсах должна проводиться стажировка в учреждениях государственной службы (войсковая стажировка).

8. В течение двух-трех последних лет обучения, на основании предрасположенности, личных предпочтений и возможностей, а также по результатам тестирования, должны определяться будущая профессиональная специализация каждого воспитанника.

9. Государственная (войсковая) стажировка на последнем курсе должна носить характер экзамена и учитывать выбранную воспитанником специализацию, а ее завершение должно оформляться соответствующим сертификатом профессионального образования.

10. Выпускники учреждений кадетского образования должны иметь право первоочередного (без экзаменов) поступления на первые (вторые) курсы учреждений базового образования государственной (гражданской и военной) службы.

11. Система получения первичного (начального) военного образования должна обеспечить высокий уровень и гуманитарного среднего образования, безусловную государственно ориентированную социализацию своих выпускников, их общую готовность к реальной жизни и к продолжению государственной службы, а также обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда.

О подборе и подготовке кадров учреждений кадетского образования

Особое значение должно уделяться конкурсному подбору кадров командного состава, преподавателей и воспитателей в учреждения кадетского образования, при этом главным критерием их отбора, кроме безусловного высокого уровня общей культуры и профессионализма, должна стать любовь к детям.

Особенности режима рабочего времени, порядок оплаты труда и социальные льготы для руководителей, преподавателей, офицеров-воспитателей и персонала учреждений кадетского образования устанавливаются Правительством Российской Федерации

Разработка требований к ним, порядок их подготовки и назначения, их сертификация и переподготовка - должны быть частью общей работы по созданию системы кадетского образования.

Кроме того, важным и новым направлением государственной кадровой политики могло бы стать принятие решения о возможности продолжения воинской службы в запасе (в настоящее время военнослужащий, выслуживший установленные сроки действительной военной службы - "состоит в запасе", а не "служит в запасе"), что практически автоматически позволит решить вопрос подбора командных кадров для системы СВУ и КК из наиболее подготовленных и зрелых офицеров ВС РФ, без увеличения штатной численности офицерского корпуса армии мирного времени, а также решит проблему увеличения их денежного содержания и возможности периодически обновлять военную форму одежды.

Непременным условием назначения кадров постоянного состава в систему учреждений кадетского образования должно стать их предварительное обучение на специальных курсах по подготовке к работе с детьми.

Необходимо сказать, что после Великой Отечественной войны в Минобороны СССР был создан специальный военных институт подготовки преподавателей для учреждений военного образования и СВУ, очевидно, что сегодня необходимо совершенствовать уже имеющиеся подобные структуры или создавать их вновь.

Представляется так же важным, чтобы кадры постоянного состава учреждений кадетского образования сами были выпускниками СВУ или КК, то есть людьми, знающими изнутри и понимающими кадетскую жизнь, и лично заинтересованными в совершенствовании кадетского воспитания в них.

Нам представляется, что в России и даже в регионах должны быть созданы методические центры и Центры повышения квалификации командного и педагогического состава учреждений кадетского образования.

О программах и учебных планах учреждений кадетского образования

Новые программы обучения и учебные планы учреждений кадетского образования должны верстаться исходя из принятой базовой схемы их профессиональной предназначенности.

Эта базовая схема начального профессионального образования государственной службы должна складываться из системы курсов и специальных предметов обучения, и добротного среднего (углубленного гуманитарного) образования кадет.

Расчеты часов по предметам обучения, перечни курсов и тем занятий должны диктоваться как прямым предназначением учреждений кадетского образования, так и спецификой государственного заказа к ним с учетом региональной специфики их дислокации.

Курсы специальных предметов обучения, определяющих профессиональную ориентацию, подготовку и будущее предназначение кадет и должны рассчитываться на весь 8-летний цикл их обучения с максимальным использованием для учебы времени летних лагерей и стажировок.

Эти документы должны разрабатываться на местах с учетом нового образовательного стандарта, требований профильных (заказывающих) министерств и региональных властей, и рекомендаций Минобрнауки РФ.

Важной частью подготовки кадет исторически являлся спорт, поэтому, нам представляется крайне важным, что бы составной частью учебного и воспитательного процесса стало проведение плановых (один раз в два года) Спартакиад СВУ и КК по легкой атлетике, плаванию, стрельбе, фехтованию, боксу, игровым видам спорта и силовым единоборствам.

4. Дорожная карта формирования кадетского образования, как начального профессионального (специального) образования государственной службы

Нам представляется, что общее направление развития кадетского образования должно определяться логикой следующих действий.

Что делать на федеральном уровне

  1. Закрепление в Федеральном Праве кадетского образования, как начального специального профессионального образования государственной службы.
    Внесение изменений в принятый Закон "Об образовании в РФ", или разработка и принятие нового Закона РФ "Об образовании государственной службы в РФ".
  2. Перевод кадетского образования и его учреждений из сферы общего среднего образования, в сферу специального профессионального образования государственной службы.
  3. Перевод СВУ и КК в ранг "учреждений" вместо существующего статуса -"организаций".
  4. Создание в Минобороны РФ полноценного управления военного профессионального образования, подчиненный Министру обороны или его Первому заместителю.В Главкомате СВ РФ создать дееспособный департамент образования, а в нем отдел СВУ (по опыту первого отдела СВУ образца 1943 года не менее 14 человек)
  5. Создание правовых и организационных условий, и возможностей формирования государственного заказа на стандарты, качество, количество и специализацию выпускников учреждений кадетского образования.
  6. Отработка типовых штатов, учебных планов и методических рекомендаций нового типа.
  7. Производить общий расчет содержания учреждений кадетского образования основанный на расчетах по финансированию "подготовки специалиста", а не на "подушевом" финансировании.
  8. Сформировать необходимую правовую, методическую и учебную материальную базу учреждений кадетского образования, в соответствии с их главной целью - "подготовка несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе".
    Для начала решить все правовые и организационные вопросы ее создания (например: решить проблемы создания лагеря Московского СВУ;вопросы технического оснащения училища необходимыми тренажерами, техникой, вооружением, снаряжением и т.д.; решить вопросы соответствующего штатного расписания и набора необходимых специалистов; отработать новую систему учебных планов, расписаний, и т.д.)
  9. Ввести эти экономические показатели в Гособоронзаказ и Федеральный бюджет, может быть отдельной строкой.
  10. Инициировать разработку нового национального проекта "Формирование нового служилого слоя России на базе учреждений кадетского образования страны", сделать его приоритетным и финансировать отдельной строкой Федерального бюджета.
  11. Разработать и ввести систему управления кадетским образованием в России.
  12. Выбрать под Москвой участок леса площадью 100-200 га и построить на новом месте новый комплекс Московского СВУ, по проекту, отвечающему всем современным и перспективным требованиям по содержанию, обучению и воспитанию защитников Отечества с детства.

Желательно, все это сделать уже в этом году.

Если не успеть сделать все, то ввести эти положения Указом Президента РФ в качестве национального эксперимента по формированию системы кадетского образования в России на Московском СВУ, Нахимовском НВМУ, одном-двух кадетских военных корпусах, и проводить его в качестве самостоятельного проекта.

***

Так могут выглядеть правки статьи Закона "Об образовании в РФ", или статья нового Закона РФ "Об образовании государственной службы в РФ"

Статья. 86 (№) Кадетское образование в Российской Федерации

  1. Кадетское образование является первичным (начальным) профессиональным специальным образованием государственной (гражданской и военной) службы в Российской Федерации.
  2. Кадетское образование есть - государственное начальное специальное профессиональное (профильное) образование, включающее основы военной и/или гражданской государственной службы, получаемое несовершеннолетними гражданами России в процессе получения ими общего полного среднего образования, в ходе обучения и воспитания в учреждениях кадетского образования с детства.
  3. Целью кадетского образование и его учреждений является подготовка несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, в качестве специалистов-профессионалов.
  4. В интересах подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, создаются соответствующие специальные профессиональные образовательные учреждения, со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус", "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус", "казачий кадетский корпус" и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием "военно-музыкальное училище", далее - учреждения кадетского образования.
  5. Учреждения кадетского образования - есть особый тип образовательных государственных бюджетных учреждений начального специального (профессионального) образования государственной службы,с углубленным военно-патриотическим воспитанием типа старых кадетских корпусов, интернатного типа, при полном пансионе с восьмилетним сроком обучения предметам начальной военной и иной профессиональной (специальной) подготовки государственной службы с пятого по двенадцатый класс, со средним (полным) общим образованием и общим двенадцатилетним сроком обучения, для подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, в качестве специалистов-профессионалов.
  6. Учреждения кадетского образования образуют единую систему кадетского образования, находящуюся в ведении уполномоченного государственного органа при Президенте Российской Федерации и включающую суворовские военные и нахимовские военно-морские училища, президентские кадетские училища и кадетские корпуса, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
    В них реализуются образовательные программы начального специального профессионального образования государственной службы, а также образовательные программы среднего (полного) общего образования.
  7. Для системы кадетского образования разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, специальные федеральные государственные стандарты кадетского образования, основывающиеся на лучших исторических традициях российского кадетского и суворовского (нахимовского) образования.
  8. Учреждения кадетского образования со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием "военно-музыкальное училище" создаются только Российской Федерацией.
    Общеобразовательные организации со специальными наименованиями "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус" и "казачий кадетский корпус" создаются Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации.
  9. Финансирование федеральных общеобразовательных организаций кадетского образования, включая учреждения кадетского образования при федеральных органах исполнительной власти, производится за счет федерального бюджета, общеобразовательных организаций кадетского образования субъектов Российской Федерации - за счет бюджета субъектов Российской Федерации.
    Особенности режима рабочего времени, порядок оплаты труда и социальные льготы для учащихся, руководителей, преподавателей, офицеров-воспитателей и персонала учреждений кадетского образования устанавливаются Правительством Российской Федерации
  10. Организация и осуществление образовательной деятельности в федеральных учреждениях кадетского образования регулируется настоящим Федеральным законом, типовыми положениями об общеобразовательных учреждениях кадетского образования (о суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах, президентских кадетских училищах и кадетских корпусах), утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих учреждений кадетского образования
    Организация и осуществление образовательной деятельности в образовательных организациях со специальными наименованиями "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус" и "казачий кадетский корпус" осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
  11. Учредители учреждений кадетского образования устанавливают типовые положения, организационные штаты, дополнительные программы обучения, регламенты внутренней жизни, форму одежды обучающихся, правила ее ношения и знаки различия, а также порядок распределения выпускников этих учреждений среди учреждений профессиональной высшей школы свойственных им профилей.
  12. Прием в учреждения кадетского образования осуществляется в порядке, установленном федеральными государственными органами, в ведении которых они находятся, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
    В учреждения кадетского образования зачисляются обучающиеся, после окончания четвертого класса общеобразовательных учреждений, по результатам вступительных испытаний. Допускается зачисление обучающихся в пятые, шестые и седьмые классы, в порядке исключения, при наличии свободных мест и по результатам вступительных испытаний.
    Порядок вступительных экзаменов, требования и условия зачисления в учреждения кадетского образования (суворовские военные и нахимовские военно-морские училища, президентские кадетские училища и кадетские корпуса) устанавливается учредителями учреждений кадетского образования по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
  13. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, дети государственных гражданских служащих и гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, дети граждан, которые уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которых составляет двадцать лет и более, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, дети Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, дети сотрудников органов внутренних дел, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, дети, находящиеся на иждивении указанных лиц, дети прокурорских работников, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период службы в органах прокуратуры либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью, а также иные лица в случаях, установленных федеральными законами, пользуются преимущественным правом приема в учреждения кадетского образования.
  14. Лица, успешно окончившие государственные учреждения кадетского образования, в зависимости от качества учебы, государственного заказа органов государственно власти и собственного выбора-принимаются на вторые (первые) курсы в федеральные государственные образовательные учреждения, перечень которых устанавливается указом Президента Российской Федерации и которые осуществляют профессиональную подготовку государственных и муниципальных служащих, а также в высшие военные учебные заведения, учреждения реализующие военные профессиональные образовательные программы, переченькоторых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, без экзаменов и вне конкурса.

***

Что делать на уровне учреждений кадетского образования
и отдела суворовских военных училищ

Кадетам России уже 312 лет и никто и нигде лучше не готовил молодежь к службе Отечеству с детства.

Надо прекратить плодить проекты и схемы обучения в СВУ за пять лет или три года, а также искать выход в чужом зарубежном опыте.

Надо на новом уровне попытаться сделать то, что сделали наши великие отцы в 1943 году, создав национальную суворовскую военную школу.

Сегодня, в первую очередь, надо разобраться с тем, что нужно делать и, без шума и суеты, начать это делать.

Мы просим вас понять, что все нужно делать качественно и не идти даже на мелкие упрощения и "экономию на спичках", так как мы сегодня закладываем основы успеха исторического будущего нашего Отечества.

Мы - ветераны суворовцы, вам поможем, научим, поддержим и сбережем.

Благодарю за внимание.

Приложение

Ориентировочные расчеты по предметам обучения

Предмет Примерная тематика Время
Строевая подготовка Одиночная
Строевые приёмы и
Движение без оружия
Строевые приёмы с оружием
Управление строем подразделения (подача команд)
Первоначально 4-6 час.
Основное - повседневная
Деятельность, подготовка
к параду
После 3-4 лет пребывания в СВУ. Первоначально 4-6 час. В последующем - повседневная деятельность.
Огневая подготовка ТТХ, устройство и принцип действия:
Автомата
Пулемёта
Гранатомёта.
Приёмы стрельбы из стрелкового оружия
Выполнение начальных упражнений стрельб
по 3-4 час. На каждый вид оружия
стрелковые тренировки - 1 час.в неделю
В лагерный период и в ходе стажировки.
Техническая подготовка Автомобильная техника (обучение по программе подготовки водителей категории "В" с вручением водительского удостоверения).
Бронетанковая техника.
Ознакомление с устройством БТР, БМП, среднего танка.
Вождение БТР, БМП, танка.
Связь.
Изучение устройства радиостанций нижнего тактического звена и бронеобъектов.
Работа на средствах связи.
Индивидуальные средства защиты:
Противогаз
Защитный комплект
Факультативно. Вождение во внеурочное время.
4-6 час.на каждый вид техники.
В ходе стажировки.
После 3 лет пребывания в СВУ.
В плановые часы 4-5 час.в учебную четверть.
Радиотренировки. Стажировка.
В плановые часы 4-6 час.
Тактическая подготовка Действия мотострелка в различных видах боя:
В обороне
В наступлении
Теория по 4-6 час.на каждый вид боя.
Практика - лагерь, стажировка.
Уставы Дисциплинарный
УВС
Строевой
Уг и КС
В первый - второй год обучения.
В последующие годы обучения.
По 2-4 час. Основное самоподготовка.
Лагерный сбор. (лагерь училища).

Стажировка (в войсковой части).
1,5 -2 мес. (июнь - июль) ежегодно, 5 лет обучения.
1,5-2 мес., последние 2 года обучения.
Военный перевод Допрос военнопленного. Организация и вооружение иностранной армии. Тактика действий ин.армии
История использования ВС ин.государств в войнах и военных конфликтах.
На протяжении 3-4 последних лет обучения 1-2 час.в неделю.