Александр Владимиров
Президент Коллегии военных экспертов России,
Почетный председатель ОССНКР и МССНК
кандидат политических наук,
генерал - майор

Тезисы доклада

"Общественные объединения выпускников суворовских и нахимовских училищ как базовые организации продвижения в обществе концепции подготовки к военной службе с детства (с учетом празднования в 2013 г. 70-летия основания суворовских и нахимовских училищ)".

на совместном заседании коллегии Росвоенцентра и рабочей группы РОК "ПОБЕДА"
30. 05. 2013 г. Москва, Красная Площадь

Уважаемые коллеги и друзья!

       Я имею честь представлять здесь кадетское движение России, может быть самое старое, многочисленное и организованное общественное движение и ее основную организацию - "Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России", основной уставной целью которой является - патриотическое воспитание молодых поколений граждан нашего Отечества.

       В этом году исполняется 70 лет со дня образования первых девяти суворовских военных училищ 23 августа 1943 года, то есть - в ходе Великой Отечественной войны.

       За эти 70 лет Суворовские военные и нахимовские военно-морские училища дали нашему Отечеству 72 Героя Советского Союза и России, почти тысячу генералов и несколько десятков тысяч офицеров, несколько федеральных министров, трех космонавтов, двух академиков, трех губернаторов, несколько тысяч мастеров спорта, несколько десятков чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр, выдающихся музыкантов, артистов и деятелей искусств.

       Сегодня в России и мире более 100.000 выпускников учреждений кадетского образования и их число ежегодно увеличивается на несколько тысяч суворовцев, нахимовцев и кадет, выпускников порядка ста учреждений кадетского образования страны и Армии.

       Мы считаем важным прояснить понятия "кадетское образование" и "кадетское движение", так как сегодня существует вольное обращение с этими понятиями, что мешает более полно использовать колоссальный творческий и патриотический потенциал их основ.

1. О кадетском образовании
Что такое "кадетское образование"

       Кадетское образование является первичным (начальным) профессиональным специальным образованием государственной (гражданской и военной) службы в Российской Федерации.

       Кадетское образование есть - государственное начальное специальное профессиональное (профильное) образование, включающее основы военной и/или гражданской государственной службы, получаемое несовершеннолетними гражданами России в процессе получения ими общего полного среднего образования, в ходе обучения и воспитания в учреждениях кадетского образования с детства.

       Целью кадетского образования и его учреждений является подготовка несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, в качестве специалистов-профессионалов.

       Учреждения кадетского образования - есть особый тип образовательных государственных бюджетных учреждений начального специального (профессионального) образования государственной службы, с углубленным военно-патриотическим воспитанием типа старых кадетских корпусов, интернатного типа, при полном пансионе с восьмилетним сроком обучения предметам начальной военной и иной профессиональной (специальной) подготовки государственной службы с пятого по двенадцатый класс, со средним (полным) общим образованием и общим двенадцатилетним сроком обучения, для подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, в качестве специалистов-профессионалов.

       Учреждения кадетского образования образуют единую систему кадетского образования, находящуюся в ведении уполномоченного государственного органа при Президенте Российской Федерации и включающую суворовские военные и нахимовские военно-морские училища, президентские кадетские училища и кадетские корпуса, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

       В них реализуются образовательные программы начального специального профессионального образования государственной службы, а также образовательные программы среднего (полного) общего образования.

       Необходимо сказать, что именно эти положения необходимо закрепить в Федеральном праве, в новой редакции Закона "Об образовании РФ", или новом Законе "Об образовании государственной службы в РФ"

Кадетское образование как основа системы формирования нового
служилого слоя России

       Основным условием развития, успешности и исторической вечности России как великой державы, суперэтноса и особой цивилизации, является способность государства к формированию национальной стратегии безопасности и развития страны, непрерывное и активное преследование нацией ее целей, во всех условиях обстановки во внешней и внутренней сферах национального бытия.

       Достижение стратегических целей национальной стратегии безопасности и развития подразумевает необходимость твердого управления государством всеми сферами жизнедеятельности страны.

       Необходимость твердого управления национальным развитием предопределяет необходимость формирования нового слоя государственных служащих, изначально, то есть, по определению и генетике своего воспитания и образования, быть преданным своему Отечеству и способных профессионально и ответственно управлять бытием державы и защищать ее даже ценою собственной жизни.

       Для создания этого нового служилого слоя государственных служащих необходимо формирование специальной системы его воспитания, образования, подбора, расстановки, ротации и повышения квалификации кадров, а также специальной системы этических норм его поведения и мер социального обеспечения.

       Такая система формирования национальной элиты России может быть создана путем сочетания реформаторских усилий государства и лучшей части российского общества с многовековой и исторически самой успешной национальной образовательной и воспитательной системой - Кадетскими корпусами Императорской России и Суворовской школой Советского Союза и современной России.

       Нам представляется, что для того чтобы выполнить эту задачу необходим новый и постоянно-действующий и приоритетный Национальный проект создания служилого слоя России (формирования национальных элит) с детства, на базе учреждений кадетского образования страны.

       Этот проект также должен включать в себя:

  • Собственную строку финансирования в Федеральном и региональных бюджетах.
  • Создание системы федерального и регионального руководства кадетским образованием в России.
  • Формирование системы обязательного регионального и федерального заказа на подготовку государственных служащих в системе учреждений кадетского образования, который предусматривает планирование подготовки младших специалистов военной службы по планам Минобороны и гражданской службы по планам правительств регионов, со всеми вытекающими их этого постулата обязательствами заказчиков - по подготовке и последующему обязательному размещению специалистов - выпускников учреждений кадетского образования в своих структурах, повышению их квалификации и обеспечению их аттестации и карьерного роста.
  • Включение учреждений кадетского образования и их выпускников в обязательный цикл подготовки государственных служащих страны.
  • Формирование на базе выпускников учреждений кадетского образования кадрового резерва страны.
  • Включение этих идей и мероприятий в состав соответствующих приоритетных Национальных проектов.

2. О роли и месте общественных объединений кадет
Что такое "кадетское движение"

       "Кадетское движение России" - совокупность общественных организаций выпускников суворовских (нахимовских) военных училищ, кадетских корпусов силовых структур, Минобрнауки РФ и субъектов Российской Федерации, объединенных едиными целями служения Отечеству и общими принципами деятельности.

       В состав кадетского движения России входят:

  • Советы (комитеты) ветеранов суворовских (нахимовских) училищ и кадетских корпусов всех типов, образуемые в каждом учреждении кадетского образования;
  • Объединения выпускников одного учреждения кадетского образования, компактно проживающих в данной конкретной местности;
  • Региональные и межрегиональные объединения кадет;
  • Общероссийские организации выпускников учреждений кадетского образования России.

***

       Роль и место общественных объединений кадет Росси в разработке и реализации Концепции кадетского образования в России важна и уникальна.

       Эта важность и уникальность этих объединений определена целым рядом факторов.

       Во-первых. Кадетскому образованию насчитывается более трехсот лет (25 января 1701 года Указ Петра I о создании в Москве Навигацкой школы) и все эти годы, в той или иной степени организации, существовали корпоративные связи и объединения выпускников кадетских корпусов, потом и суворовских (нахимовских) военных училищ.

       Во-вторых. Выпускники суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ, специальных военных школ и кадетских корпусов СССР с России образуют слой граждан России, объединенных общностью судьбы, дружбой с детства, воспитанием на кадетских традициях и принципах корпоративной кадетской этики служения Отечеству в учреждениях кадетского образования.

       Общественные организации выпускников суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ, специальных военных школ и кадетских корпусов созданы в большинстве субъектов Российской Федерации.

       Объединения насчитывают более 100.000 своих членов и объединены в Общероссийский союз кадетских объединений "Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России", который уже стал весомой и авторитетной частью гражданского общества России.

       Каждый год выпуск учреждений кадетского образования составляет около 3 тысяч человек, которые, по определению, становятся членами общественных объединений кадет своего региона.

       В-третьих. Общественные объединения кадет являются носителями исторических традиций и кадетской этики и осуществляют их прямую историческую преемственность.

       Они представляют вид корпорации, организованной по принципу родственности духа, традиций и связи выпускников всех и каждого суворовского (нахимовского) училища или кадетского корпуса.

       В-четвертых. Общественные объединения кадет составляют основу Советов ветеранов учреждений кадетского образования, осуществляют прямое и непосредственное влияние на воспитание кадет в самих учреждениях кадетского образования, в ходе службы и жизни кадет, представляя собою своеобразную корпоративную форму гражданского контроля над учреждениями кадетского образования и качеством образования и воспитания в них.

       В-пятых. Объединения ветеранов-суворовцев играют уникальную роль в деле воспитания общества и особенно подрастающего поколения в идеалах русской культуры, просвещенного патриотизма, нравственности, ответственности, долга и служения Отечеству на гражданском и военном поприще.

       Сегодня ветераны-суворовцы берут на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию молодежи страны и, в этом плане, реально заменяют уходящее поколение ветеранов Великой Отечественной войны в учреждениях кадетского образования, школах, районах и муниципальных образованиях.

       В-шестых. Все позитивные изменения в области кадетского образования и воспитания, а также в вопросах государственного статуса учреждений кадетского образования и их востребованности Отечеством - происходили по инициативе и в результате огромной работы общественных объединений ветеранов суворовцев.

       В целом

       В системе и области кадетского образования России общественные объединения ветеранов-суворовцев занимают место и осуществляют функции:

  • генератора, движителя и механизма реализации идей кадетского образования;
  • профессионального экспертного сообщества;
  • нравственного стержня и идеологического наставника;
  • кадрового потенциала для формирования постоянного состава учреждений кадетского образования;
  • хранителя и формирователя кадетских корпоративных традиций;
  • основы Советов ветеранов суворовских училищ (кадетских корпусов), как базовой воспитательной компоненты кадетского образования;
  • общественного контроля и основы системы мониторинга системы и учреждений кадетского образования;
  • системы связи учреждений кадетского образования с гражданским обществом России;
  • системы корпоративного нравственного контроля деятельности выпускников учреждений кадетского образования.

       Общественные объединения кадет России будут осуществлять эти функции всегда и независимо от политической конъюнктуры.

***

       Мы хорошо знаем, что настоящий Патриотизм, это - действие, и это действие тогда достигает своего положительного результата, когда его готовят и проводят те общественные объединения, которые занимаются своим делом постоянно и на земле, то есть среди молодежи и в учебных учреждениях, которые компетентны и имеют поддержку органов власти.

       Сегодня суворовцы горды тем, что после нескольких лет физического уничтожения национальной суворовской военной школы прежним руководством Министерства обороны, суворовцы, нахимовцы и кадеты:

  • Вернулись в строй Армии и опять были участниками Военного Парада Победы на Красной Площади;
  • В суворовских военных училищах восстанавливается профессиональная военная подготовка;
  • Впервые за 70 лет в уже принятом Федеральном Законе "Об образовании в РФ" появилась 86 статья, которая определяет цель кадетского образования - "подготовка учащихся к несению государственной военной и гражданской службы";
  • Проведение юбилейных торжеств 70-летия образования СВУ будет проводиться под эгидой и при личном участии Президента России В. В. Путина.

       И это тоже есть - "патриотизм действия"!

Уважаемые коллеги!

       Патриотическое воспитание нации определено нашим Президентом В. В. Путиным в качестве приоритетной задачи государства и общества России, и это накладывает на нас особую ответственность.

       Мы, как военные профессионалы, считаем, что сегодня Россия находится в состоянии войны, и патриотическая работа, способная привести к патриотической идентификации и сплочению населения России, является важным средством национальной безопасности и обороны.

       Безусловно, в стране многое делается в области патриотического воспитания граждан страны, но также очевидно и то, что эту работу можно и нужно делать лучше и даже по-другому.

       Мы считаем, что необходимо улучшение всей организационной работы в сфере патриотического воспитания.

       Во-первых. Надо на высшем государственном уровне прекратить считать, что экономика страны важнее Духа нации и патриотическая работа не требует государственных усилий и трат, а поддержка малого и среднего бизнеса, а также странные "инновационные проекты" этого требует.

       Во-вторых. Необходимо улучшить работу аппаратов органов государственной власти, особенно их исполнительскую дисциплину.

       (Пример. Невыполненное в течение десяти месяцев поручение Президента В.В. Путина № Пр-1909 от 24.07.2012г., и Распоряжение Первого заместителя Председателя правительства Д.О. Рогозина РД-П4-4899 от 20.08.2012, (задействовавших для организации празднования 70-летия СВУ, как крупнейшего мероприятия патриотического воспитания в канун подготовки 70-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне, семь министерств и ведомств), есть прямое свидетельство плохой работы В. Суркова как руководителя аппарата Правительства, что поставило под срыв выполнение этих поручений, а так же планов проведения самих Торжеств, так как до сих пор не создан государственный Оргкомитет и не определены сроки и финансирование их основных мероприятий.)

       В-третьих. Органам власти необходимо иметь тесный и непосредственный контакт с теми общественными объединениями, которые ведут работу "на земле", и помогать властью и средствами именно им.

       В-четвертых. Необходимо изменить подходы к формированию Федеральной Программы патриотического воспитания в РФ.

       Это значит, что новую Государственную Программу патриотического воспитания в РФ с 2016 года надо формировать исходя не только из планов министерств и ведомств, но также из заявок, планов и мероприятий общественных объединений и их проектов.

       Эту программу должны формировать, не, например, Министерство культуры, а Росвоенцентр и Постоянная комиссия РФ по патриотическому воспитанию, например, при Патриотической платформе ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ", с непосредственным участием Советов крупнейших общественных ветеранских объединений, и эту Программу надо публично обсуждать в СМИ.

       В-пятых. Финансирование Программы должно предусматривать улучшение условий работы общественных объединений на местах, особенно тех, которые работают непосредственно среди молодежи и ветеранов войны и труда.

       Например:

  • у них должны быть бесплатные офисы-представительства в учреждениях культуры и общественных (государственных) зданиях;
  • гранты на исполнение мероприятий, программ, планов и проектов по патриотическому воспитанию граждан России должны выделяться непосредственно им и вне всякого конкурса, а не аффилированным структурам. (Конечно, только в том случае, если эти общественные объединения делом доказали свою дееспособность.);
  • Необходимо планировать непосредственные встречи актива патриотических объединений с первыми лицами государства, Комитетами Государственной думы, Министрами правительства РФ и наладить их прямую и обратную связь.
  • Тематику, сценарии и съемку фильмов патриотического характера надо отдавать не только в руки "мэтров", но и государственно помогать тем общественным и профессиональным объединениям, которые заявляют о готовности делать эту работу сами и в высоком качестве, и так далее.

Уважаемые коллеги!

       У нас есть еще несколько важных заявлений и инициатив.

       1. Мы считаем, что должно быть организовано прямое и непосредственное сопровождение наших проектов: от их создания - до проведения через государственные инстанции и реализации; формирование необходимого правового сопровождения и формирование бюджетного финансирования; создание системы общественного контроля за их реализацией, и так - за всей Программой патриотического воспитания.

       Нам представляется, что такой общественно-государственной основой может стать Постоянная комиссия РФ по патриотическому воспитанию, при Патриотической платформе ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ", с непосредственным участием Советов крупнейших общественных ветеранских объединений.

       2. Мы предлагаем администрации Президента РФ, РОК "Победа" и Росвоенцентру, совместно с Патриотической платформой ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ", взять под свое шефство новый и постоянно-действующий Национальный проект создания служилого слоя России (формирования национальных элит) с детства, на базе учреждений кадетского образования страны и включить его в канву деятельности высших органов государственной власти, в соответствующие государственные программы и национальный бюджет.

       3. Мы предлагаем - Мероприятия плана подготовки и проведения 70-летия образования СВУ включить в Государственную программу торжеств в честь 70-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне, а также в новую Государственную программу патриотического воспитания с 2016 года.

       Мы убеждены, что Россия может иметь успешное историческое будущее только тогда, когда работники ее государственного аппарата буду учиться и воспитываться в любви к Родине и в готовности служить Отечеству с детства.

       Позвольте заверить вас, что суворовцы, нахимовцы и кадеты России имеют конкретные предложения по всему спектру патриотического воспитания наших граждан, к такой работе всегда готовы и ежедневно её ведут.

Благодарю за внимание