АРМИЯ

Нет такой профессии - Родину защищать?

Следование курсом общего образования гибельно для военного дела

Александр Владимиров

На страницах газеты "ВПК" неоднократно публиковались критические замечания по реформе российского военного образования. Однако наряду с ними не так часто звучали конструктивные предложения, касающиеся перемен в этой области. Предлагаем вниманию читателей еженедельника одну из попыток ответить не только на вопрос "Кто виноват?", но и "Что делать?".

Профессиональная ткань обороноспособности России, а значит, и ее национальная безопасность сегодня поставлены под угрозу. Если отечественный ОПК действительно сможет к 2020 году снабдить армию и флот нашей страны новыми образцами вооружения и боевой техники, то специалистов, способных их применять, уже не останется. Подготовить таких людей будет невозможно. Вдобавок окажется, что некому руководить обеспечением защиты Родины от внешних военных угроз.

Вот почему нам необходимо вернуться к основам российского военного образования.

Особая специфика

Прежде всего надо забыть о том, что в военном строительстве можно придумать что-то совершенно новое. Нельзя взять какой-то особенно эффективный передовой зарубежный опыт и быстро и качественно им овладеть. Это касается как ратной службы, так и обучения, воспитания офицерских кадров. Любые не продуманные тщательно шаги в этих сферах чреваты тяжкими последствиями и для Вооруженных Сил, и для государства.

Военное образование имеет особую специфику. Оно должно опираться на константы и правовую базу, но не ведомственного, а федерального уровня. Именно поэтому заниматься всей проблематикой подготовки офицеров, генералов и адмиралов должны не "эффективные менеджеры", а знающие военные профессионалы.

Очевидно и то, что без разработки и официального принятия государственной идеологии воинской службы и профессиональной этики офицерского корпуса дальнейшее развитие армии и флота невозможно. Только идеология и этика дают государственническую и патриотическую мотивацию к службе, учебе и карьерному росту.

Сегодня у нас практически умерла национальная военная мысль, на которой держится всеобъемлющая система военного образования. Реанимацию, восстановление удастся осуществить только в результате разработки "Основ общей теории войны" и приоритетного внимания к фундаментальным военно-научным исследованиям. Надо прекратить порочную практику считать военной наукой исключительно НИОКР и работу в направлении технологических проблем вооружения. Необходим серьезный заказ государства и Министерства обороны на изучение нынешних и определение завтрашних проблем межгосударственных противоборств, управления страной в мирное и военное время.

Первоначально нужно подготовить и издать монографию "Основы общей теории войны" и сделать этот труд базой для развития военной науки и программ подготовки старшего и высшего офицерского состава Вооруженных Сил России.

Системные изменения

Основной фигурой в военном образовании является преподаватель. Его профессиональная подготовка, мотивация и уровень компетенции имеют решающее значение. Учить правильно способен только прошедший службу в войсках и специально теоретически подготовленный педагог.

И конечно, надо отдавать себе отчет в том, что любое строительство военного образования на старой технологической и информационной базе бессмысленно.

Что же касается основы национального военного образования, то ею надлежит быть общему гуманитарному образованию в сочетании с получением твердых навыков в действиях при применении всех видов оружия и во всех основных боевых ситуациях. Немаловажно при этом и воспитание инициативного и ответственного военного руководителя, способного принимать решения, организовывать их выполнение и отвечать за результаты.

Система военного образования должна быть связана с Положением о прохождении службы офицерским составом ВС РФ. Нужно четко определить, кто и кем может (по должности) стать в зависимости от уровня профессионального образования.

Надо перестать заниматься передислокацией учебных заведений. Сегодня актуальны современные учебные центры с подобающей инфраструктурой для учебы и военной науки.

Назрела необходимость создать совет (центр, комитет, управление) военного профессионального образования, дать ему диктаторские полномочия и обеспечить необходимыми средствами.

При президенте - Верховном главнокомандующем ВС РФ (Совете безопасности РФ) должен быть центр независимой военно-научной экспертизы, чтобы тщательно оценивать программы и планы модернизации военного дела в России. Опыт военной реформы показал, что создание подобной научно-экспертной структуры при Министерстве обороны в силу его специфики ни к каким позитивным результатам привести не может.

Самостоятельный центр (комитет, направление) военных наук необходим и в Российской академии наук.

И разумеется, без полной гласности при выполнении всей этой работы, без открытого обсуждения ее планов и итогов на всех уровнях и в первую очередь в независимом экспертном сообществе и прессе, а также без контроля гражданского общества за всем процессом ничего хорошего не получится.

Базовые условия

Главное, что предлагается в связи с изложенным выше, - это незамедлительное официальное обсуждение, а потом и пересмотр основных критериев и подходов к национальному профессиональному военному образованию.

Необходимо исключить из системы высшего военного профессионального образования России "Болонскую систему" и вернуться к его собственной национальной системе.

В Законе "Об образовании в РФ" оставить упоминание о том, что "все вопросы профессионального военного образования определяются специальным законодательством".

Разработать и принять закон РФ "О военном образовании в РФ", в котором был бы прописан весь алгоритм получения профессионального военного образования при его обязательной фундаментальной гуманитарной основе и непрерывном совершенствовании.

Концептуальные основы

Национальная военная профессиональная школа должна основываться, кроме всего прочего, на понимании нескольких базовых аксиом.

Прежде всего военное образование должно точно учитывать место и роль России в мире, масштабы и качество решаемых ею военных задач и основываться исключительно на своих собственных национальных и культурно-исторических началах.

Цель военного образования - подготовка высококвалифицированных профессионалов военного дела, вооруженной борьбы и государственной службы, преданных патриотов России, государственных служащих на гражданском и военном поприщах, способных профессионально, эффективно и ответственно управлять страной и армией в мирное и военное время.

Государственные стандарты, учебные программы и планы всех уровней профессионального военного образования должны исходить исключительно из этих целей.

Профессиональное военное образование должно быть непрерывным. Это значит, что общий подход к нему должен основываться на направлении (по линии) развития и поддержки профессиональной военной пригодности различных категорий военнослужащих, путем его непрерывного профессионального (очного, заочного и самостоятельного) образования.

При этом образование должно обеспечивать необходимые профессиональные знания, умения и навыки, а воспитание - формировать ценностную, нравственную основу профессиональной деятельности военных кадров и их безусловную функциональную пригодность к воинскому труду и государственной службе.

Непрерывность профессионального военного образования должна обеспечивать профессиональное развитие военных кадров России, то есть обеспечивать способность их перехода к деятельности на другом (высшем) качественном профессиональном уровне.

Профессиональное военное образование должно быть полным, то есть включать в себя начальный, средний и высший уровни.

Фундаментальное профессиональное военное образование необходимо для (при) перехода военнослужащего на качественно новый (другой) уровень военного профессионализма.

Например, стать и считаться профессиональным военным (то есть офицером) возможно только при получении базового военного профессионального образования. Переход к профессиональному оперативно-стратегическому уровню возможен только по получении высшего военного профессионального образования, то есть после окончания военной академии. Переходу на государственный уровень должно предшествовать получение образования в государственной академии. Стать военным специалистом и профессионалом с потенцией большой профессиональной карьеры можно, как правило, при обучении (с детства) в СВУ и равных им образовательных учреждениях начального (кадетского) профессионального военного образования.

Все остальные служебные промежуточные ступени профессиональной военной карьеры должны сопровождаться соответствующей курсовой подготовкой, которая должна максимально гибко реагировать на новые геополитические и военно-технологические изменения.

Подготовка младшего командного состава (корпуса сержантов) является прерогативой Министерства обороны РФ и организуется на основе его правовых актов.

Самостоятельное профессиональное военное образование должно считаться и являться неотъемлемой (обязательной, плановой и оцениваемой) частью профессионального военного образования (в том числе и высшего) и быть соответствующим образом вписано в систему командирской и оперативной подготовки и подготовки офицерского корпуса России всех уровней.

Например, представляется необходимым издавать (допустим, каждые два года) лучшие научные работы офицеров, разработанные в ходе их самостоятельной работы, в специальных сборниках военной мысли, издаваемых в каждом военном округе и академии, что будет давать дополнительные баллы (бонусы) при их поступлении в очередное учреждение высшей военной школы и для продвижения по службе.

Законодательная стратегия

Предлагаемые основы изменений в реформу профессионального военного образования должны быть внесены президентом - Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами России на основании специального федерального закона "О военном профессиональном образовании в Российской Федерации".

Этот закон не должен повторять нормы, излагаемые в ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а быть совершенно отдельным от него документом и преследовать исключительно цели подготовки профессионального офицерского состава Вооруженных Сил России и руководителей высших органов государственной власти.

Принятие федерального закона "О военном профессиональном образовании в России" исключит ведомственный волюнтаризм руководства Минобороны РФ в важнейшем вопросе национальной безопасности России и повысит персональную ответственность его чиновников за состояние дел в вопросах подготовки кадров для ВС РФ; позволит создать современную и эффективную систему профессионального военного образования и подготовки кадров для военной и гражданской государственной службы, основанную на исторических национальных традициях; станет основой подготовки и воспитания новой национальной элиты России; даст возможность поднять вопросы боевой способности и боевой готовности Вооруженных Сил России на новый качественный уровень.

Дорожная карта

Всю организационную работу по разработке и продвижению этого закона должен взять на себя Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации, а в нем - его Комитет по обороне и безопасности.

Подготовкой закона и предложений к решениям должен заниматься экспертный научный центр (ЭНЦ) по военному профессиональному образованию (или же другое рабочее название - экспертный научный центр по изучению состояния подготовки кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствования учебно-воспитательного процесса в учреждениях высшего военного профессионального образования в стране).

ЭНЦ может быть создан при Совете Федерации РФ на штатной основе, обладать полномочиями деятельности, обеспечиваться необходимыми средствами и отчитываться только перед ним или иметь независимый общественный характер и работать самостоятельно под эгидой Совета Федерации.

Центр должен иметь независимый статус, свой бюджет, состоять из военных экспертов, обладающих необходимым уровнем образования, профессиональной компетенции и прохождения службы в войсках, его работа должна сопровождаться серьезной информационной поддержкой и освещаться в военных СМИ.

Формирование центра необходимо возложить на специальную рабочую группу, которая бы занималась подбором всех работников и сотрудников ЭНЦ и формировала бы его повестку дня.

Общий алгоритм подготовки и продвижения закона РФ "О военном профессиональном образовании в России" может быть следующим.

Подготовка специальных слушаний Совета Федерации по инициативе Комитета по обороне и безопасности о необходимости разработки и принятия ФЗ на основании представленной центром аналитической записки.

Получение Комитетом специального поручения по разработке и продвижению этого федерального закона.

Включение работы по разработке ФЗ в план работы комитета и Совета Федерации на текущий и следующий периоды работы с конечным сроком представления проекта закона "О военном профессиональном образовании в России" к весне 2013 года.

Формирование рабочей группы Совета Федерации по разработке закона.

Проведение нескольких "круглых столов" и заседаний комитета по теме работы.

Утверждение проекта концепции закона к декабрю 2012 года.

Разработка проекта федерального закона "О военном профессиональном образовании в России".

Утверждение закона Советом Федерации и подписание документа президентом России.

Вся работа может быть завершена к осени 2013 года.

Далее идет выполнение этого закона Министерством обороны РФ и его структурами под контролем соответствующих комитетов парламента России и институтов гражданского общества.

Александр Владимиров,


президент Коллегии военных экспертов, член Совета по национальной стратегии, кандидат политических наук, генерал-майор в отставке

Опубликовано в выпуске № 38 (455) за 26 сентября 2012 года
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/9314