СОДЕРЖАНИЕ НАИЛУЧШЕГО ВОСПИТАНИЯ

 

(Выдержки из доклада И. Андрушкевича на открытии
6 сентября 1998 г.в Москве 16-го Общекадетского Съезда.)

Содержание "наилучшего воспитания" в Русских Кадетских Корпусах, можно свести в пять групп, в пять "столпов" правильной педагогики:

1. Вера и верования;

2. Заветы и традиции;

3. Инструментальные концепции;

4. Нравы и манеры;

5.Символы и ритуалы.

В первую очередь, всё основывалось на вере и верованиях. Православная вера и православная нравственность были основами русской культуры и русского общества. Как сказал граф А. А. Коновницын, "Закон Божий стоял на первом месте в русских кадетских корпусах".

Под верованиями надо подразумевать не только религиозную веру. Конечно, религиозная вера является сердцевиной или осью всех верований, но сами верования являются более широкой социальной категорией. Верования, как социальное понятие, являются тем классом идей, которые не выдуманы теми или иными отдельными людьми, но являются как бы осадком исторического и вообще жизненного опыта всего народа. Отдельный человек уже рождается в рамках этих верований, и лишь позже он к ним может прибавлять (или додумывать) те или иные частные идеи, свои или чужие.

У нас есть красивое стихотворение Тютчева: "Умом России не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать: в Россию можно только верить." Мы верим в Россию, мы в Русском Зарубежье в неё верим, вы в России в неё верите, наши отцы в неё верили, это наша общая вера. В этом смысле мы можем присоединиться к словам Теодора Герцля, основателя современного сионизма, что только "общая вера отцов" является подлинным фундаментом нации. Это и есть лакмусовая бумажка для проверки подлинных русскости и российскости: кто этой веры в Россию не разделяет, он не настоящий русский, и Россия для него не Отечество, а "объект". Это есть наше основное верование: мы верим в Россию, мы верим, что у неё есть "особенная стать", что у неё есть особенное предназначение, особенная миссия. Вот все эти наши русские верования и надо в первую очередь прививать и укреплять в нашей молодежи. Молодежь должна иметь эти верования. Без этих верований она ноль. Лишь верования являются цифрой перед нулём. Всё остальное прилагается. В начале надо иметь правильные верования своего народа, его исторические верования. Наши исторические верования сформулированы нашими великими людьми, такими как святой Владимир, митрополит Илларион, Владимир Мономах, святой Александр Невский, святой Сергий Радонежский, Святой Дмитрий Донской, князь Пожарский, Кутузов, Суворов, Нахимов, и, наконец, великий князь Константин Константинович.

Все эти наши великие государственные мужи нам точно определили содержание наших верований, являющихся фундаментом нашей государственной идеологии, которые мы в первую очередь и должны прививать молодежи России. Для русской военной молодежи нужно было бы издать отдельной маленькой брошюрой Завещание великого князя Владимира Мономаха своим детям-воинам, Завещание генералиссимуса А. В. Суворова русским воинам и Заповеди Товарищества великого князя Константина Константиновича. Такую брошюру нужно было бы давать всем поступающим в военно-учебные заведения России.

Во вторую очередь, мы должны прививать русской молодёжи наши русские традиции. Что такое традиции? Традиции это те идеи, которые тесно примыкают к верованиям. Сами по себе они не являются таким окончательно осевшим историческим осадком, как верования, но тоже являются передачей накопленного исторического капитала из одного поколения в другое. Это заветы наших предшественников, предков и отцов, это то, что мы от них получаем и что мы передаем дальше.

Конечно, при передаче традиций мы что-то забываем, что-то теряем, что-то искажаем, а иногда и что-то добавляем. Это передача каких-то принципов и обычаев, это своего рода культурный эстафетный бег. Традиции нужно сохранять, традиции нужно передавать, ибо без традиций нет полноценной жизни ни в обществе ни в государстве. (Это и есть как-раз то, что мы, зарубежные кадеты, так упорно делаем в течение многих лет, включая и настоящий Первый Общекадетский Съезд в России).

Третий столп воспитания это нравы. Любое общество держится на нравах. От слова "нравы" происходит нравственность, как мораль происходит от латинского слова mores, а этика от греческого слова этос. Аристотель утверждает, что общество и государство держатся более на нравах, то есть на "неписаных законах", чем на "законах писаных", то есть на положительном праве. Нравы помогают нам чувствовать и знать, что в обществе хорошо, а что плохо, хотя это может быть и не написано в каком-то законе. А если какой-нибудь закон грубо противоречит нравам, то это не будет закон в полном смысле слова, а всего лишь насилие над обществом с помощью юридических формул.

Именно в этой области неправильного толкования самой сути законов, германский марксизм нанёс особенно сильный вред нашему современному российскому обществу, внедрением своей идеологической приверженности одной немецкой школе права, утверждающей, что нет никакой связи между правом и нравами, ибо право это лишь то, что насильно диктуется власть имущими, под внешней формой закона. Однако, полный крах гитлеризма, придерживавшегося той же самой идеологии в этой области, как и марксизм, поставил вещи на свое место. Ибо, уже после краха гитлеризма было достигнуто всеобщее согласие, подтвержденное Международным Нюрнбергским Трибуналом, что не легитимность и незаконность национал-социалистической диктатуры вытекали не из самого захвата ею власти (каковой захват не был результатом путча, как в случае интернационал-социализма в России, а в результате демократических выборов), а из её злодейской законодательности, неукоснительно применявшейся.

Молодежи необходимо прививать нравственность, ту нравственность, которая всегда была в данном обществе, которая исторически в ней сложилась и развивалась. Конечно, у магометан и у буддистов немного иная нравственность, но у нас вот уже тысячу лет имеется христианская нравственность, ведь наша русская культура и наше русское общество исторически всегда был и православными. В мусульманских странах воспитание прививает молодежи мусульманскую нравственность, основанную на Коране, а в Израиле - иудейскую, основанную на Ветхом Завете и на Талмуде, хотя в Израиле есть очень много граждан неверующих и даже мусульман. Однако, Израиль, как и любое государство, основан на собственных конкретных исторических и нравственных предпосылках, являющихся общим знаменателем всего общества, которые в Израиле и прививают молодежи. Частью общих нравов являются хорошие манеры в обществе, каковые раньше всегда тщательно прививались русской молодежи в кадетских корпусах и в институтах для девиц. Ведь само слово "цивилизация" происходит от латинского civilis, гражданин, первоначально обозначавшего "учтивый, вежливый".

Следующим, четвертым столпом воспитания, являются "инструментальные концепции". Их можно отнести к категории тех идей-домыслов, о которых я говорил выше. Это современные концепции в области политики, экономики, социологии, технологии. Эти концепции нужно правильно толковать молодежи, чтобы она могла хорошо разбираться в происходящем в мире. Причем, это нужно делать без отрыва от наших верований, традиций и нравов, а гармонически с ними согласовывать.

В первую очередь это необходимо для правильной интерпретации истории, особенно современной. Сегодня в России часто говорят, по отношению к самым разным явлениям: "Но ведь это часть нашей истории". Однако, очевидно, что всю историю полностью, со всеми важными деталями, невозможно преподавать. Событий и отдельных фактов так много, что никакой ум их не может всех воспринять, даже в рамках сравнительно коротких отрезков времени. Значит, надо делать выбор, а это уже требует определенной методологии.

Самое главное, нужно всегда говорить историческую правду. Например, у нас в Южной Америке были в недалёком прошлом разные политические режимы, от просоциалистических до профашистских (и даже смешанные). К ним имеются разные отношения, но все согласны в одном: правду надо узнать, если даже никого .и не будут судить. Это очень важная современная инструментальная концепция: историческая правда является, "категорическим императивом", когда речь идет (о нарушении человеческих прав любых слоев и групп населения, а также и когда дело касается ограбления власть имущими всего населения.

Таким образом, если сегодня и вывешивать в учебных заведениях портреты диктаторов в ряду всех "де юре" и "де факто" правителей страны, то, в таком случае, под теми и другими необходимо указывать важнейшие факты, касающиеся их деяний (ибо "по плодам их узнаете их"), чтобы на основании их последствий, можно было установить, были ли эти деяния благодеяниями или злодеяниями. В Германии и Италии законом запрещено вывешивать публично портреты, символы и лозунги их недавних диктатур, но при условии такой объективной оценки их злодеяний в каждом случае, это запрещение даже стало бы излишним. Злодеяния - самые важные исторические факты, и их нужно всегда отмечать. Однако в средних учебных заведениях лучше вывешивать только лишь портреты наших общепризнанных исторических героев, наших великих государственных мужей и великих творцов нашей культуры. Так было раньше в России и так было в наших Корпусах в Изгнании.

К инструментальным концепциям надо также отнести экономические и политические концепции. В последние десятилетия во всех вооруженных силах мира обращалось усиленное внимание на технологию и технику. Однако, современные финансово-экономическая технология и технология политических манипуляций является не менее важными. К сожалению, на них сегодня не обращается достаточного внимания в России.

Необходимо обратить особенное внимание на экономическое и государствоведческое воспитание русской военной молодежи, на двух уровнях: на среднем уровне, а затем и на высшем, как условие при отборе для продвижения на более ответственные должности. Ведь в современном мире агрессия зачастую ведется не военным путем, а путем экономических и политических махинаций. Военные, которые имеют своей основной миссией оборону страны, должны быть заблаговременно ознакомлены с этими современными технологиями.

Вообще необходимо учить молодежь методам анализа, чтобы она была в состоянии анализировать исторические, политические и экономические процессы. Они сами должны уметь разбираться во всех этих процессах. но для сего их нужно этому научить. В течение 18-го века русские кадетские корпуса подготавливали и государственных деятелей, а не только военных профессионалов. Лишь потом этому обучению был придан слишком профессиональный профиль. Профессиональные навыки надо преподавать потом, а сначала надо дать общую подготовку, хорошую базу для правильного анализа всех проблем, которые могут возникнуть в жизни у государственных деятелей, в военной или в гражданской области.

Наконец, последний, пятый столп воспитания, это символы и ритуалы. Символы - это цепь, связывающая разные поколения одного народа. Слово "символика" происходит от греческого слова "симболон" (знак, вещественное изображение чего-либо отвлеченного), в свою очередь происходящего от глагола "симбалеин" (складывать, сбрасывать или собирать вместе). Первоначальное значение этого понятия было "собрать вместе разбитый на части предмет" (например, круг или цепь). Когда в древности люди уходили в дальние походы, то каждый нес по кусочку разбитого на части общего знака. Возвращаясь, и не всегда сразу узнавая друг друга, он и собирались и складывали вместе эти кусочки, и, когда восстанавливалась целостность общего знака, говорили: "Мы снова все вместе и среди нас нет чужих".

Символика — это цепь из прошлого в будущее. Но для этого, символика должна быть правильная, сиречь собственная. Мы должны употреблять ту символику, которая была при святом Александре Невском, которая была при Суворове, которая была при Кутузове, которая была при Нахимове. И только эту символику мы должны употреблять, ибо символика всегда должна быть только государственной, а не партийной.

Ритуалы и церемонии являются существенной частью любой государственной жизни, у тех народов, которые такой жизнью обладают. Особенно это касается военной и судебной жизни. Голландский философ Йохан Хейзинга написал книгу "Гомо луденс" ("Играющий человек"), в которой он описывает роль церемоний и ритуалов у всех народов. Аргентинская специалистка по истории мифов Кармен Бальсер утверждает, что регулярно и одинаково повторяющиеся ритуалы и церемонии обеспечивают длительность исторической жизни народов.

Заря с церемонией на Соборной площади Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, перед открытием этого Съезда, была исполнена нами точно так, как она исполнялась до Катастрофы 1917 года. Мы её завтра снова повторим в Московском кадетском корпусе. Во время этих церемоний мы поем песнь "Братья, все в одно моленье души русские сольем", в поминовение всех русских воинов, погибших на поле брани во все времена. Русские Армия и Флот пели эту песнь всегда, на всех церемониях, начиная с прошлого века. Мы её пели также строем в Санкт-Петербурге на могилах великого князя Константина Константиновича, генералиссимуса А. В. Суворова и фельдмаршала М. И. Кутузова. Вы, в России, тоже должны начать ей петь снова, как и в старину. В этом нет ничего предосудительного, молитвенно вспоминать всех погибших русских воинов. Даже неверующий человек может их вспомнить. +

("Кадетское письмо" № 19, апрель 1999 г.)