Сергей Дарков:
Кадетские корпуса. СВУ. продолжение традиций.?

Аннотация. Книга посвящена исследованию процесса деградации военного образования в России. На основе анализа достоверных исторических и архивных материалов автор считает, что возрождение военного образования в рамках кадетских корпусов остаётся актуальной нерешённой задачей. Военное образование рассматривается автором как основа поддержания духовно-нравственного уровня российского общества, а не только как система подготовки офицеров. В научный оборот автор вводит новые материалы, проясняющие историю создания кадетских корпусов и Суворовских военных училищ, без которых некоторые исторические события не имеют внутренней логики. Книга издана на средства автора.

СОДЕРЖАНИЕ.

Кадетские корпуса. Стр. 3

Педагогический опыт кадетских корпусов Стр. 75

Результаты педагогической деятельности кадетских корпусов Стр. 88

Уничтожение системы военного образования Стр. 98

Кадры для Красной Армии (1918-1924) Стр. 107

Военно-подготовительные школы и подготовительные отделения при объединённых военных школах (1924-1930) Стр. 114

Специальные средние военные школы Наркоматов просвещения республик (1938-1952) Стр. 120

Военно-морские и артиллерийские подготовительные Училища (1943-1955) Стр. 125

Суворовское военное училище - упущенный исторический шанс возрождения кадетских корпусов Стр. 127

Педагогический опыт Суворовских военных училищ Стр. 157

Приложение. Систематический указатель статей, опубликованных в журнале "Военно-педагогический сборник" за 25 лет с 1946 по 1970гг. Раздел 1. Суворовские военные училища. Стр. 162

Список использованной литературы

КАДЕТСКИЕ КОРПУСА.

В средние века воспитание благородного юношества ограничивалось обычно службой в звании пажа или щитоносца при каком-нибудь знаменитом рыцаре, который обучал его верховой езде и различным видам фехтования; существовали для этого также особые "рыцарские академии", впервые возникшие в Неаполе и перешедшие оттуда во Францию и Англию. Этого исключительно физического воспитания было достаточно, чтобы потом отличаться на ристалищах, поединках и битвах, решавшихся в то время личной силой, ловкостью и отвагой. В художественной литературе имеется немало примеров подобного рода.

Развитие огнестрельного оружия и последовавшее вследствие этого формирование войска из наёмных или вербованных отрядов послужило одним из поводов к модернизации военного воспитания. Дворяне должны были поступать в новые, регулярные войска; но для получения офицерских должностей требовалось уже гораздо больше подготовки, например, умение действовать из артиллерийских орудий и мушкетов, оборонять или атаковать фортификационные укрепления и т. п. Так как артиллеристы и инженеры того времени составляли особые цехи, хранившие своё искусство в тайне, то сами органы государственного правления принимали на себя заботу о подготовке офицеров.

Уже с начала XV века появились в Италии так называемые "школы полководцев", между которыми особенно славилась школа Alberico Barbiano. У венецианцев в начале XVI века были артиллерийские школы; по их примеру Карл V (1500-1558) учредил такие же школы в Бургосе и на острове Сицилии. В начале XVII столетия возникли в Германии и Дании так называемые рыцарские академии, в которых, кроме верховой езды и гимнастики, преподавали начала математики, черчение, фортификацию и артиллерию. Большинство дворян должно было, однако, начинать службу рядовыми и выслужить первый офицерский чин на поле сражения. Продолжительный мир, наступивший после 30-тилетней войны (1618-1648), лишил их этой возможности, и тогда вместо производства за отличия введено было производство по старшинству. Вследствие этого молодые знатные дворяне для сокращения выслуги стали определяться на службу в отроческом возрасте под именем кадет (cadet - во Франции младший сын в дворянском семействе); некоторые же из них по особому покровительству получали это звание даже в колыбели. Чтобы избавить молодых людей от службы в строю, в неподходящей для них среде, великий курфюрст учредил в 1653 г. в Кольберге, Магдебурге и Берлине так называемые кадетские академии каждую приблизительно на 80 мальчиков. В 1716 г. Фридрих Вильгельм I соединил Кольбергское заведение с Берлинским, доведя численность последнего до 110 воспитанников, а на следующий год - до 130. В 1719 г. магдебургское заведение было переведено в Берлин, где численность воспитанников была доведена до 200 человек; в 1720г. корпус был разделён на 4 роты и в 1721г. число кадет заведения возросло до 236. Увеличение численности было вызвано потребностью возросшей к тому времени до 76000 человек армии.

Примеру Пруссии вскоре последовали Саксония и Бавария; в Австрии в 1752 г. учреждена Винер-Нейштадтская академия; во Франции артиллерийские школы возникли еще во 2-й половине XVII века, а в 1751 г. устроена в Париже военная школа (?cole militaire).

Переворот, происшедший в военном искусстве во времена Фридриха Великого и Французской революции, отразился и на существовавших тогда военно-учебных заведениях: программы их стали наполняться, и к изучавшимся до того артиллерии и фортификации из военных предметов прибавилась тактика трёх родов оружия. Одновременно стала ощущаться потребность в лицах с высшим военным образованием. Фридрих Великий учредил для этого военную академию в Берлине и, кроме того, лично занимался в Потсдаме с особенно способными офицерами. Академия эта существовала до 1810 г. Затем, как бы продолжением занятий Фридриха служили курсы военных наук, читавшиеся в Берлине способным офицерам и обратившиеся постепенно в "академию для молодых офицеров". Закрытая в 1813 г., она в 1816 г. вновь организовалась под названием Allgemeine Kriegsschule, а в 1858 г. наименована военной академией. По примеру Пруссии в Баварии в 1867 г. основана была академия. Во Франции артиллерийская и инженерная школа открыта в Меце в 1802 г., а аппликационная школа генерального штаба - в Париже в 1818 г.. В Австрии высшая военная школа учреждена в 1852 г.

Поскольку кадетские корпуса в России появились в то время, когда не было практически регулярных школ и гимназий, не говоря уже об университетах, то перед ними стояла сложная по историческому значению задача "догнать и перегнать" Европу в деле образования. Поскольку к обучению могли превлекаться только представители правящих и имущих слоёв населения, то и контингент обучающихся подбирался именно там. А там правили буйство и неорганизованность, нежелание учиться намного преобладало над желанием поработать головой. Лишь в немногих семьях родители ставили хорошее образование на первое место в деле воспитания своих недорослей. И в то же время желание и готовность к получению образования свойственны были для малоимущих, поскольку только в этом видели они успешность своего будущего.

Часть русского общества готовила своих детей в заграничных учебных заведениях, либо, если были возможности, с помощью домашних учителей. Большая заслуга в деле создания русской армии принадлежит отцу Петра I царю Алексею Михайловичу (1629-1676), который предоставил юному своему сыну возможность серьёзно заниматься военным самообразованием (потешные полки, потешный флот).

Создавая регулярную армию по европейским образцам, Пётр Великий естественно обратился к изучению западноевропейских военных кодексов, призвав к совместной работе всех выдающихся военных людей, его окружавших. Ещё в девяностых годах XVII в. генерал Адам Адамович Вейде (1667-1720) был послан в Венгрию для изучения её военной организации и, возвратясь оттуда, представил Петру в 1698 г. Воинский устав "как содерживаться, такожды и статьи или артикулы, какое кому наказание за вины". В этой работе принял затем участие Яков Брюс (1670-1735), а в 1701 г. надзиратель артиллерии Ан. Виниус, который по приказу Петра начал "в воинских правах трудиться". Около 1705 г. издано было "Уложение или право воинского поведения" для армии Б.П.Шереметева (1652-1719), действовавшей в Прибалтийском крае, а в 1706 г. - "Артикул краткий, выбранный из древних христианских воинских прав, иже о богобоязни и о наказании разных злодеев" - для кавалерии, находившейся под командою Меншикова. Затем до 1716 г. появлялись и другие артикулы воинские, корабельные и проч., и только после глубокого и всестороннего изучения иностранных источников, после значительного числа проектов, над исправлением которых Пётр трудился в течение нескольких лет, его военное законодательство вылилось в окончательную форму Воинского устава 1716 г. В основу каждой части положены лучшие образцы: имперские (в 1-ой части), шведские (в артикуле), саксонские (в процессах), французские (в экзерцициях). По мнению П. О. Бобровского (1832-1905)1, только со времени появления Воинского устава следует считать учреждение регулярного войска в России совершившимся историческим фактом, потому что только с принятием к руководству этого устава войско получило единство, организацию и законы соответственно требованиям и условиям военного искусства тогдашнего времени.

Когда в Москве Пётр I (1672-1725) устроил в Сухаревой башне в 1701 году Школу математических и навигацких наук, учеников буквально плетьми загоняли на учёбу, поскольку режим для школьников был достаточно суровым и отпугивал их от учения. Это первое военно-учебное заведение постепенно дало начало системе подготовки офицерских кадров для русской армии, а попутно на основе национальных достижений были разработаны методы и педагогические средства нравственного воспитания.

С изменением в экономическом развитии менялись взгляды на задачи воспитания. Изменялись взгляды на природу человека вообще и в частности на то значение, которое должна иметь личность человека в её духовно-нравственном развитии. В соответствии с этим невольно приходилось приносить некоторую дань в форме утяжеления или смягчения как всего воспитательного режима вообще, так и в частности изменения самих средств, применяющихся в военном воспитании. Установив такую связь между задачами воспитания, его режимом и тем влиянием, которое оказывает на него само общество, можно прийти к тому логическому выводу, что вследствие постепенного развития общества как в нравственном, так и в интеллектуальном отношениях, военное воспитание должно было принимать все более гуманитарное направление, чуждое суровости, чуждое вообще всяких приятных или неприятных воздействий на природу человека с целью его физического и морального совершенствования. Военное воспитание в рамках нравственного воспитания должно иметь свой специальный характер, отличающий быт военный от быта гражданского.

Очень часто в нашем современном мире именно об этом забывают реформаторы военно-учебных заведений, считая по простоте душевной, что бином Ньютона одинаков и для космонавта и для мясника. Мир военного социума только внешне похож на обычный мир гражданского общества. Внутри него действуют свои неписанные законы, которые проявляются в основном в военное время. Это законы офицерской чести, воинского братства и т.п..

Значение военных обязанностей, военной дисциплины тесно связано с тем значением, которое имеет армия в каждом государстве: сохранение безопасности, целостности, независимости, достоинства, не говоря уже о суверенитете государства, что всецело лежит на священной обязанности всех военных лиц от генерала до солдата. От их нравственных качеств, а следовательно от их воспитания и духовного развития зависит осуществимость намеченных жизненных задач государственного организма. Такие душевные качества человека, как храбрость, мужество, безропотное перенесение всех лишений, с которыми связана воинская служба, готовность принести высшее достояние человека - жизнь - на алтарь отечества, на благо родины, могут явиться только как результат соответствующего воспитания в специальных военно-учебных заведениях. В зависимости от целей военного воспитания выбирались и педагогические меры, применяемые к воспитанникам. На заре становления военно-учебных заведений России считалось, что необходимо применять воспитательные меры, которые касаются подготовки и выработки характера собственно будущих "начальников" нижних чинов армии, так как от надёжного и хорошего состава офицерского корпуса зависит дух, преобладающий в армии, и её боевое состояние. Офицеры по словам реформатора вооружённых сил России императора Петра Великого, "будучи солдатам, яко отцы детям", тем самым, вступая в ряды армии, должны уже обладать качествами, присущими хорошим и честным отцам-командирам для своих подчинённых, а потому к военному воспитанию и должна быть применена целесообразная система воспитания.

В России и только в России в силу её географического положения, геополитического значения исторически сложилось так, что носителем и хранителем духовных ценностей всего общества является институт православной церкви, а носителем и хранителем ценностей нравственных является армия, что доказано всей её многовековой историей. Эта роль исторически принадлежит армии, потому что она составлена из людей, которые в любое время рискуют своей жизнью во имя интересов государства, Отечества, а значит и всего народонаселения. Именно поэтому военные, находящиеся в постоянной готовности к боевым действиям, а потому рискующие своей жизнью во имя существования государства, и должны быть отнесены все от солдата до главнокомандующего к элите общества. По странным для цивилизованного общества причинам в современной России к элите отнесены богатейшие персоны и высшие государственные чиновники.

Пётр I, видя залог целостности и спокойствия государства в существовании постоянной, регулярной армии, обратил свою неуёмную энергию на организацию регулярных вооружённых сил. Учреждая постоянные полки из русских людей, он естественно должен был обратить внимание на необходимость комплектования их офицерами, тоже коренными русскими людьми, так как иностранцы, составлявшие большую часть офицерской верхушки в армии, не могли вполне удовлетворить его планам, да и плохо осваивались с русскими порядками, взглядами и привычками. Иностранцы нужны были только как инструкторы, у которых можно было на первых порах поучиться, но далее этого идеи императора не шли, наоборот, нужно было постараться не только догнать учителей, но и перегнать их, что император и высказал перед Полтавским сражением: "А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, только бы жила Россия, благочестие, слава и благосостояние ваше". Эти слова были вырезаны на кресте, водруженном на Шведской могиле в память Полтавского боя 1709 года.

Под рукой у него было высшее сословие в государстве, "шляхетство", на которое можно было возложить службу государству, а потому предписывалось "все младое шляхетство в Гвардию с начала писать", заменяя этим по необходимости как бы первичную военную школу, запрещая производить в офицеры тех, кто мало времени пробыл в солдатах, и приказывая писать в драгуны "тех шляхетских недорослей, которые под разными предлогами будут избегать военной службы". При этом возрастом для поступления на военную службу не стеснялись, что подтверждается одним указом в царствование императрицы Елизаветы Петровны (1709-1761), в силу которого запрещалось зачислять в полки лейб-гвардии малолетних ниже 15 лет, и указом императрицы Екатерины II (1729-1796) в 1763г. "о запрещении производства в офицеры малолетних без особого именного Указа".

Что касается подготовки лиц к гражданской службе, то принята была такая система: неспособные к военной службе или посылались сначала в чужие края (Францию, Венецию, Англию), главным образом для обучения близкой сердцу монарха морской службе, или же прямо причислялись к разным коллегиям, составляя при каждой "коллегию юнкеров" (по 6-7 человек или более), чтобы затем через своё "секретарство до высших градусов (grade - звание, градус) происходить могли". Эти школы или "коллегии юнкеров" существовали долгое время и в последующие царствования, так при Елизавете Петровне издаётся даже указ о том, чтобы в судебных местах "дворяне и коллегии юнкера не бывали более положенного времени, а находились в определённые дни для обучения приказным делам на своих местах", и только при Екатерине II 15.12.1763 особым манифестом приказывается эти школы закрыть, распределить дворян в Сухопутный и Морской кадетские корпуса (для чего в число наук, преподаваемых в сухопутном корпусе ввести изучение и Российской юриспруденции), а бывших в обучении приказным делам не дворян зачислить в Московский университет.

Пётр Великий, устраивая различные школы, для подготовки к морской службе, как уже отмечалось, завёл Навигацкую школу на 500 человек в возрасте от 12 до 17 лет. Эта школа служила в то же время и местом подготовки учителей, которые до учреждения морской академии высылались по несколько человек во все губернии в учреждённые при архиерейских домах и монастырях "цифирные школы" для обучения детей дворянских, дьячих и подъяческих "цифири и геометрии", не зная чего, шляхетским детям было "не вольно" жениться. В Москве, а позднее в Петербурге император заводит специальные школы.

10 января 1701 года Петр I издал указ о создании при Пушкарском приказе специальной школы для обучения артиллерийскому и инженерному делу. К такому шагу царя-реформатора подвигло поражение русских войск в битве с армией шведского короля Карла XII под Нарвой 19 ноября 1700 года. Тогда шведами была захвачена почти вся русская артиллерия, в плен попал и главный её начальник, генерал-фельдцейхмейстер - имеретинский царевич Александр Арчилович. 10 января 1701 года Петр I предписал выстроить на территории московского Пушечного Двора "деревянные школы, и в тех школах учить пушкарских и иных посторонних чинов людей и детей их словесной и письменной грамоте и цифири и иной инженерной наукам, и будучи им в тех школах, учица вышеписаным наукам с прилежанием, а выучась, без указу с Москвы не съехать, также в иной чин, кроме артиллерии, не отлучатца…" Этот Пушечный Двор располагался неподалеку от современной станции метро "Сухаревская", а точнее, в месте, по которому в настоящее время проходит 1-й Коптельский пер., примыкающий с севера к Садовому кольцу. Территория Пушечного Двора занимала площадь размером около 2,5 га. Посередине её находился большой пруд, вокруг которого стояли деревянные строения. В них размещались канцелярия, лазарет, амбары и проч. Здесь-то и нашлось место избам Пушкарской или, как её потом назвали, Артиллерийской школы.

По указу Петра I от 19 июля 1702 года обучение инженерному делу было отделено от обучения артиллерийской науке, то есть Пушкарской школе надлежало отныне выпускать артиллеристов, не обученных инженерному делу, и инженеров, не знавших артиллерии.

В течение последующих десяти лет в Пушкарской школе обуча-лось ежегодно в среднем по 80 учеников, из них 20-25 специализировались в инженерном деле.

В 1712 в Москве учреждается "инженерная школа" на 100 человек, причём на долю "шляхетства" предполагается замещать 2/3 вакансий; на содержание этой школы, то есть на жалование учителю, ученикам, на дрова и свечи предписывается отпускать всего 3037 руб. 86 коп. Независимо от учреждения этой школы указом Сената 1712 года повелевается обучать в Москве 700 недорослей воинскому артикулу (уставу) для приготовления их к службе и употребления их для посылок, с приказанием выдавать ученикам жалование по 15 алтын (1 алтын = 3 коп.) каждому и провиант по полуосмине в месяц каждому из соляного сбора Поместного приказа. Этими недорослями Пётр Великий пополнял убыль матросов во флоте, а нескольких человек отправлял для совершенствования в "чужие края". По учреждении в Петербурге в 1719 г. особой "инженерной роты" инженер-полковника Кулона сюда переводятся 74 ученика из Московской инженерной школы, на место которых вновь набираются в Москве 100 человек, в свою очередь переведенных в 1724г. в Петербург в инженерную роту. На содержание этой роты шли деньги из ассигнованной на артиллерию суммы. В 1724 в Петербурге учреждается особая "инженерная контора" для обучения при инженерстве "гидройке и отчасти мурверке", но вероятно и с целью следить за обучением в инженерных школах. Для приготовления хороших артиллеристов ещё в 1690 г. при л.-гв. Преображенском полку учреждена особая "бомбардирская школа", кроме которой была открыта школа и при Лабораторном доме. Независимо от этих школ, предназначенных главным образом для обучения "шляхетских детей", для приготовления нужного числа мастеровых Указом 1721 г. повелевалось учреждать школы для обучения арифметике и письмоводству "дьячих и подъячих" детей, а при каждом из 50 гарнизонных полков учредить "солдатские гарнизонные школы" для солдатских детей в возрасте от 7 до 15 лет, откуда ученики поступали в полки и гарнизоны. Впоследствии в царствование Екатерины в эти гарнизонные школы разрешено было принимать и детей "неимущих дворян".

Но с этими первыми учреждениями военного образования не связывается представление о школе, как она понимается с педагогической точки зрения. Судя по сумме денег, отпускаемых на содержание школ (от 700 до 3000 руб.) и по тому, что дальнейшими указами предписывалось переводить учеников этих школ на жительство в "казенные дома", видно, что для школ в первое время их возникновения и до 1738г. не было даже особых зданий. Учащиеся размещались по частным квартирам, живя так, как кому было вольготнее, получая только казенное платье и жалованье в размере от 12 до 36 рублей в год, соответственно классу, в котором находились, кроме того само военное обучение не могло идти правильно и систематично, так как школьников часто отвлекали от занятий в школах разными командировками для исполнения обязанностей писарских и рассыльных при Инженерной конторе и Главной артиллерийской канцелярии. Иногда они не являлись сами в срок из отпусков, числясь в них годами, несмотря на строгость взысканий за просрочку. Такая школа не могла иметь никакого воспитательного значения, а могла только дать молодым людям элементарную военную подготовку. На эту подготовку главным образом и было обращено особое внимание, почему с ленивыми велено было поступать по "школьному обычаю", под чем, вероятно (ибо прямых указаний нет), подразумевалось телесное наказание, после которого следовал перевод школьников в строй иногда "без произвождения", то есть без выслуги. Это была общепринятая мера, которая применялась на практике и в отношении дворянских недорослей, обучавшихся "приказным делам" при Сенате, Синоде, коллегиях и канцеляриях. За "неприлежание и непонятливость к приказным делам" велено было определять в полевые полки в солдаты с выслугой, а тех, которые отличались к тому и дурным поведением - то "вечно", то есть без выслуги. Некоторые из дворян, которые были ещё не женаты и имели не более 17 лет, приказано было, после учреждения уже шляхетского кадетского корпуса в 1731г., определять в корпус или Морскую академию для изучения "других наук" кроме приказных дел.

Можно допустить, что при определении в полки за неспособность и нерадивость к приказным делам, в отношении дворян не применялось предварительно телесное наказание, потому что это не позволял ни возраст, иногда 20-летний, ни тот факт, что некоторые из них были уже женатыми людьми. Возраст в 20 лет был определён как максимальный для обучения наукам особой резолюцией на докладе Военной Коллегии, в котором говорилось, что "шляхетству надлежит быть в науках от 7 до 20 лет, а с 20 лет, в течение 20 лет - на военной службе". Надзор за школьниками нередко доверялся взрослым и "более благонадёжным" из их же среды, которые производились при этом в "капралы", причём школьники за различные провинности судились и наказывались, как и нижние чины, состоявшие на действительной службе. Так, например, в царствование (1731-1740) Анны Иоанновны (1693-1740) в 1737г. (после учреждения шляхетского кадетского корпуса) был такой случай: двум ученикам инженерной школы за пьянство, буйство и оскорбление действием часового, приставленного к питейному дому, по статьям 43 и 48 воинского устава судом определены были такие наказания: одному, менее виновному - розги при собрании товарищей и зачисление затем в строй, а другому, более виновному - прогнание через строй "шпицрутенами 6 раз".

Военная коллегия не утвердила столь сурового приговора суда, заменив наказание за "неважностью их" - арестом, но если подобные проступки засчитывались школьникам в число "неважных", то можно представить какими должны были быть вообще нравы тогдашних учеников различных инженерных, артиллерийских и солдатских школ. Проживая на разных "вольных квартирах" без всякого воспитательного надзора, школьники нередко успевали рано связывать себя "узами Гименея", что и вызвало правительство в царствование Анны Иоанновны в 1739г. издать особый указ, запрещающий школьникам столь раннюю женитьбу под угрозой 3-х летних каторжных работ.

Только со времени отвода для помещения школ особых казенных зданий в царствование Анны Иоанновны и воспрещения ученикам жить на вольных квартирах, стали обращать больше внимания собственно на их поведение, так как представилась к этому и б?льшая возможность. Открытая в Петербурге ещё в 1719 году "Инженерная школа" под ведомством полковника Кулона перемещается только в 1734 г. из частного дома на Московской стороне в выстроенный для неё деревянный дом на Петербургской стороне, (где затем размещался 2-й кадетский корпус). Затем, учреждённая графом Минихом (1707-1788) в 1730 г. артиллерийская школа на 60 детей артиллерийских служителей в возрасте от 7 до 15 лет, помещается в особом здании на Литейной улице рядом с церковью Св. Сергия. С этого времени надзор за школьниками вверяется особым "кондукторам", нередко из бывших учеников этой же школы, среди которых попадались люди, не отличавшиеся мягкосердечием, нередко с сомнительной прошлой репутацией, судившиеся даже за уголовные деяния. И таким вот надзирателям давались широкие полномочия действовать по собственному усмотрению для искоренения дурных наклонностей питомцев школ. "Собственным усмотрением" такие надзиратели естественно могли, да и действительно злоупотребляли, но и школьники не оставались у них в долгу, и из мести к ним учиняли в школах нередко "смятения", то есть просто бунтовали. К числу наказаний, применявшихся к школьникам, относилось "стояние под фузеей", то есть ружьём, а иногда и несколькими (до 8) и в течение нескольких дней, нередко до недели. Существовавший в школах режим отличался вообще большой суровостью, а принимая во внимание нередко малолетний возраст школьников, он может быть назван даже жестоким. Например, за неявку без представления уважительных причин в срок из отпуска полагалось "бить батогами нещадно" в присутствии товарищей, дабы на то взирая, другим "то чинить было не повадно!...". Такое тяжкое наказание за неявку из отпуска в срок вызвано было, вероятно, тем, что в петровское время да и в последующие царствования недоросли всех состояний, не исключая и дворянских детей, всячески старались устраниться от столь горькой для них науки. Получив каким-нибудь образом отпуск, они всякими неправдами старались оттянуть время обратной явки в школу, в чём часто и успевали, продолжая числиться в отпусках иногда по целым годам. Бывали и случаи простых побегов из школы, но беда тем, кого ловили и водворяли в школу.

Так, по указу 1740 года Главной канцелярии Инженерной конторы, как высшего учреждения, в котором сосредоточивался тогда надзор за всеми школами в Петербурге, одного ученика 15-летнего возраста за вторичный побег из школы повелевалось "бить школьными плетьми и содержать скованным впредь до нового указа, продолжая всё-таки держать его в школе для учения". Тут же приводится и другой случай, когда к одному ученику "чертёжной школы за ложное сказание за собою слова и дела" начальником школы был применён указ 1730г., на основании которого его было предписано гонять шпицрутенами через всё наличное число учеников школы 3 раза, но не исключая его из школы. Нужно заметить, что в то время исключение из школы как мера наказания за нерадение к обучению и дурное поведение, судя по архивным документам Инженерной и Артиллерийской школ хотя и допускалось, но в отношении малолетних школьников только в весьма редких случаях.

Чаще бывало так, что представление начальства о необходимости исключения кого-либо из школы влекло за собой обвинение самого начальства школы в "нерадении и отсутствии надлежащего за школьниками смотрения, почему последние, не имея страха, время проводят праздно, получая жалованье своё напрасно". Для страха школьников в числе неприятных воздействий стояло на первом плане телесное наказание и причём в более тяжёлых видах. Так, применялось наказание: "кошками", "школьными плетьми", "батогами", "шпицрутенами", как особыми бичующими орудиями и наконец - розгами. При этом право накладывать наказание, даже розги, предоставлялось не только надзирателям и начальникам, но каждому из учителей, при этом как выбор наказания, так и размер его предоставлялся "собственному усмотрению" лица, подвергавшего виновника наказанию, что естественно могло давать широкий простор различным злоупотреблениям.

При таком суровом режиме и при формальном отношении к делу со стороны надзирателей обращалось очень мало внимания собственно на воспитание молодых людей, поступавших по окончании школьной "науки" в ряды армии. Все воспитание сводилось к обучению разным воинским экзерцициям, совмещавшим в себе понятие и о процессе воспитания.

После смерти несовершеннолетнего императора Петра II Алексеевича (12.10.1715 - 18.01.1730) состоялось чрезвычайное заседание Тайного Верховного совета. Князь Дмитрий Михайлович Голицын (1665-1738) объявил, что дом Петра Великого пресёкся смертью Петра II и справедливость требует перейти к старшей линии царя Иоанна Алексеевича; старшую из дочерей его, Екатерину, трудно выбрать, потому что она замужем за герцогом мекленбургским, тогда как вторая, Анна, герцогиня курляндская свободна и одарена всеми способностями, нужными для трона. Тут приглашён был Остерман и присоединил свой голос (ПСЗРИ, Т. VII, №5175, с. 873-874).

Почему князь Д.М.Голицын остановил свой выбор на Анне, это понятно: он смотрел не очень благосклонно на брак Петра Великого с Екатериной и на детей от этого брака. Дмитрий Михайлович уже придумал лекарство от болезней власти - её ограничение.

Верховный совет ("верховники") представил Анне "пункты" (кондиции), которые, будучи непременным условием вступления Анны на российский престол, должны были служить при их принятии гарантией ограничения самодержавной власти. Этим ограничивалась её власть в пользу Верховного Тайного совета. Кондициями этими Анна обязывалась в супружество не вступать, наследника себе не назначать, без согласия Верховного Тайного совета войны не объявлять, мира не заключать, податей не накладывать, в чины не производить выше полковничьего ранга; вотчин и деревень не жаловать. В этом документе одним из условий было: "…Шляхетство в солдаты, матросы и прочие подлые и нижние чины невольно не определять; а чтоб воинское дело не ослабевало, то для обучения военного устроить особливые кадетские роты, из которых определять по обучении прямо в обер-офицеры и производить чрез гвардию, а в морскую службу - чрез гардемаринов. Детей боярских и крестьян не допускать ни к каким делам. О солдатах и матросах смотреть прилежно, как о детях отечества, дабы напрасных трудов не имели, а до обид их не допускать". Верховный Тайный совет, желая удовлетворить недовольное шляхетство, обещал уничтожение майората (наследственные дела) и учреждение военного училища, из которого молодые шляхтичи могли бы выходить прямо офицерами, не подвергаясь унизительной службе в солдатах.

Анна сначала не примирилась с "кондициями", считая, что никто не вправе указывать ей как править, но в конце концов было найдено решение. Таким образом, в отличие от установившегося в историографии описания событий указанного периода, согласно которому Сухопутный кадетский корпус был учреждён по инициативе императрицы Анны Иоанновны, автор считает и не без веских на то оснований, что учреждение этого учебного заведения стало результатом волеизъявления представителей высшего дворянства (Тайный Верховный совет), выразившего стремление русского правящего класса и осуществившего вполне назревшую историческую необходимость иметь военно-учебное заведение для подготовки офицеров русской армии. При такой трактовке исторических событий течение истории становится не скачкообразным (Анна Иоанновна ни с того ни с сего издала указ об открытии кадетского корпуса), а вполне логически объяснимым и эволюционным. К сожалению, вскоре Верховный Тайный совет был распущен, просуществовав 4 года. По-видимому, корректно допущение, что это был краткий период возможности перехода к парламентскому варианту по примеру английской монархии.

* * *

Дореволюционная (до 1917г.) литература о кадетских корпусах обходила стороной такое описание событий, хотя с появлением работ С.М.Соловьёва (1820-1879) имелась возможность скорректировать описание в сторону истинного положения вещей, и это вполне объяснимо: цензура не допускала, чтобы какие-либо решения на государственном уровне могли приниматься не по воле самодержца, а под давлением иных сил. После октябрьского переворота история кадетских корпусов вообще была предана забвению, Издание в 1958-59гг. "Истории России с древнейших времён" С.Соловьёва (впервые после 1911г.) предоставило исследователям шанс обратиться к отечественной истории не через идеологический фильтр, а напрямую. Но опьянённые свежими ветрами перемен советские историки предпочли не изменять устоявшейся картины российской истории. И после 1991 года никто не сделал попыток коррекции, переписывая добросовестно кочующие из диссертации в диссертацию штампы. А это, в свою очередь, значительно осложнило осмысление истории суворовских военных училищ, открытых в 1943г. Только обращение к добросовестным историческим работам позволяет несколько очистить картину событий от ненужных наслоений.

"СТЕНОГРАММА БЕСЕДЫ ТОВ. КАЛИНИНА М.И. С ЗАМЕСТИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНИКОВ СУВОРОВСКИХ УЧИЛИЩ ПО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ.

10 мая 1944г.

Участники приёма:

Веселов Владимир Сергеевич, (1908), генерал-майор, зам. нач. Управления агитации и пропаганды ГЛАВПУРККА,

Козлов Геннадий Васильевич, (1900), полковник, нач. отд. академий и ВУЗ упр. агит. и проп. ГЛАВПУРККА,

Дрягин Алексей Гаврилович, (1905), полковник, зам. нач. УВУЗ НКО.

Владимиров Иван Владимирович, (1907), полковник, зам. нач. отдела Суворовских военных училищ НКО.

Козлов Александр Михайлович, (1909), подполковник, зам. нач. Калининского СВУ по полит. части,

Гамаюнов Михаил Минаевич, (1912), подполковник, зам. нач. Воронежского СВУ по полит. части,

Ширяев Николай Георгиевич, (1900), подполковник, зам. нач. Харьковского СВУ по полит. части,

Щербаков Сергей Гаврилович, (1911), подполковник, зам. нач. Курского СВУ по полит. части,

Кузьминов Николай Александрович, (1904), подполковник, зам. нач. Сталинградского СВУ по полит. части,

Радченко Петр Ефимович, (1911), подполковник, зам. нач. Ставропольского СВУ по полит. части,

Гостев Иван Ефимович, (1901), полковник, зам. нач. Новочеркасского СВУ по полит. части,

Алипов Александр Александрович, (1906), подполковник, зам. нач. Краснодарского СВУ по полит.части.

Герасименко Яков Иванович, (1909), подполковник, зам. нач. Орловского СВУ по полит. части,

Головенченко Фёдор Михайлович, (1899), подполковник, ст. инструктор отдела академий и ВУЗ управления агитации и пропаганды ГЛАВПУРККА.

* * *

Можно с большой степенью вероятности утверждать, что результатом письма Неёлова явилось создание Северо-Кавказского Суворовского офицерского училища в 1948 году, а затем ещё трёх училищ в 1953-55гг., в которых суворовцы по получении общего среднего образования почти полным составом роты переходили в другое помещение, у них были те же преподаватели по иностранному языку, которые знали их по предыдущим успехам. На выпускных вечерах им даже за ненадобностью не выдавали аттестаты о среднем образовании.

Как показали проверки, проведенные в суворовских училищах в начале их работы, в некоторых педагогических коллективах шли на завышение оценок по предметам с целью улучшить показатели успеваемости. Такие факты установлены в Тульском, Курском, Куйбышевском СВУ (данные совещания 1945г.). как отмечалось в докладе начальника отдела СВУ, многие офицеры-воспитатели плохо знают Положение о Суворовских военных училищах, имеют низкий уровень общей подготовки. Иногда они пренебрегают исполнением своих обязанностей. Так в 1944 году в Краснодарском СВУ утонули два суворовца.

В 1954 году были приняты очень важные с точки зрения ухудшения условий работы документы. В соответствии с директивой ГШ орг/7/66454 от 2.8.1954 г. исключены из штата офицерские должности преподавателей истории, конституции, химии, логики, психологии, естествознания, химии, черчения и др. Взамен офицеров взяты вольнонаёмные.

В воинские звания также внесены изменения. Ликвидированы вилочные и снижены штатные категории офицеров:

командир роты - подполковник,

офицер-воспитатель - майор,

старший преподаватель - майор,

преподаватель - капитан.

Вскоре с учётом хорошей языковой подготовки появился приказ в каждом училище:

"Во исполнение директивы начальника УВУЗ от 3.12.56 года начальник училища приказал всем командирам рот и офицерам-воспитателям изучить новую программу по иностранному языку. Уроки в 4 - 6 классах проводить на английском языке. В группах офицерского состава, сержантов и служащих изучить военно-обиходную лексику, необходимую для общения с суворовцами.

С 1 февраля с.г. вторник считать "английским днем". В этот день все команды и общение должно быть на английском языке".(Ставропольское СВУ). 4-6 классы СВУ соответствовали 8-10 классам школы.

В "Военно-педагогическом сборнике" был опубликован материал 64 о варианте организации преподавания истории и географии на английском языке. Традиционно авторы материала не раскрыты, но по списку участников выпуска журнала можно с высокой степенью вероятности утверждать, что статью написал старший преподаватель английского языка Ленинградского СВУ капитан Боровиков А.Н. и преподаватель английского языка, капитан первого ранга в отставке Фирштенберг С.Ю.

В Ленинградском СВУ (в роте выпуска 1963г.) уроки истории и географии в 1959гг. вела преподаватель английского языка Алла Михайловна Ли, кореянка по рождению. Она же организовала выпуск стенной газеты "SUVOROVITE" на английском языке, причём размер её был гигантский (2х5 листов формата А1). Газету готовили, разбившись на небольшие группы: одни рисовали и вырезали крупные заголовки, другие писали заметки на листах А4, третьи рисовали мелкие картинки, четвертые вырезали подходящие карикатуры из журналов и газет, затем всё это наклеивали на соединённые 10 листов ватмана. За 2-3 часа всё было готово. Кроме совершенствования в иностранном языке такая работа учила правильной организации своего труда.

Но как показала практика, преподавание на иностранном языке общеобразовательных предметов имеет и другую сторону. Не все суворовцы достигли одинаково высокого уровня знания иностранного языка. В результате отстающие не усваивали учебный материал и уровень подготовки по предмету падал. Поскольку принцип обучения в СВУ предусматривал "равнение на отстающих", то очень скоро эти уроки отменили, а с уходом из училища А.М.Ли не нашлось педагога, организующего выпуск большой газеты.

Создание групп специально для "сильных" учеников противоречил не только программе СВУ, но и вообще устоям советской педагогики. В обществе действовал принцип "не высовывайся". Этот короткий эксперимент предоставлял шанс готовить в СВУ специалистов на уровне не ниже института иностранных языков. В 1962 году был введён учебный курс "Военного перевода" (7 часов английского языка + 2 часа военного перевода в неделю), обучение осуществлялось по учебнику для Военного института иностранных языков. Преподаватель военного перевода был офицером в отличие от остальных преподавателей иностранного языка, кроме старшего.

В 1956-57 годах началась кампания по дискредитации выпускников СВУ. В Постановлении ЦК ВЛКСМ "О некоторых вопросах воспитательной работы в Суворовских училищах" от 4 апреля 1957г. 65 приведены следующие данные:

"В течение 1956-57гг. 20 суворовцев Тамбовского СВУ подали рапорты об отчислении; 101 курсант из суворовцев за недисциплинированность (читай - борьба с дураками) отчислен из военных училищ; за 1956-57гг. из Советской армии уволены 443 офицера - воспитанника СВУ; в Киевском СОУ был создан "Совет освобождения курсантов от офицерского произвола"". Документ завизирован в том числе Мелентьевым Ю.С., питомцем СВУ, который в то время работал в ЦК ВЛКСМ (в 1974-1990гг. - министр культуры РСФСР). Позднее, в отчёте ЦК ВЛКСМ от 30.04.1965 о работе ЛНВМУ отмечено, что "… по выпускам 1962-64 гг. из 214 человек 82 отчислены." 66

По данным на 1957 год суворовские училища окончили 9000 человек. К этому времени суворовские училища начали плотно опекать политорганы и ЦК ВЛКСМ. Были созданы пионерские организации. Это привело к одному положительному явлению в жизни СВУ. Если ранее считалось, что нежелательны контакты старших и младших суворовцев ("научат всему плохому"), то теперь старшие суворовцы (а они все были комсомольцами) стали исполнять обязанности пионервожатых у младших. То есть десятиклассник присутствовал на самоподготовке, при этом выполняя свои домашние задания, занимался с малышами ("кроты", "щенки") спортом в свободное время, ему поручалось проводить прогулки по городу в выходные дни, но эти отношения очень быстро закончились, потому что командование увидело в этом угрозу своему авторитету, поскольку старшие суворовцы больше располагали к откровенности. Такие отношения хорошо описаны в упомянутой статье из "Педагогического сборника" ("Товарищество в кадетских корпусах…"):

"В одном из московских кадетских корпусов один из кадет старшего класса был связан отношениями "заступничества" с кадетом второго класса. В этом корпусе существовал обычай командировать кадет старшего класса в младшую роту на время обеда; этим "старшим" было предписано хозяйничать за столом, наблюдать за тем, чтобы маленькие во время обеда не шалили и действовали ножом и вилкой по правилам, принятым у цивилизованных народов.

Старший кадет, о котором идёт речь, скоро вступил в отношения заступничества с одним из мальчуганов, сидевших у него за столом. Спустя несколько времени, до патрона дошли слухи, что клиент его совершил неблаговидный с товарищеской точки зрения поступок: учитель, услышав подсказ с одной из классных парт, приписал этот подсказ не клиенту, бывшему в действительности автором подсказа, а другому кадету.

Последнему грозило за это какое-то наказание, а клиент молчал. Патрон на первой же прогулке потребовал от мальчика под угрозой прекращения с ним всяких отношений, чтобы он исправил свой промах, - и тот безпрекословно отправился к воспитателю и объявил, что он "тоже подсказывал". "Что значит - тоже", спросил заступник: "ведь подсказывал только ты и никто другой?-

- "Неправда, вам не так передали", отвечал мальчик: X. тоже подсказывал, только он попался, а я нет". Обстоятельства дела оказались, следовательно, не совсем такими, какими они представлялись патрону. В поступке его клиента с точки зрения товарищеских обычаев, не было ничего предосудительного, и тем не менее мальчик скорее согласился сделать ненужное признание, чем потерять заступничество своего патрона".

К середине 50-60-х годов ещё были живы и активны в науке и общественной жизни питомцы кадетских корпусов. Например, академик Стечкин Б.С. (1891-1969), Орловский Бахтина кадетский корпус, вып. 1908г., писатель Соболев Л.С. (1898-1971), вып. Морского корпуса 1916г., академик адмирал Берг А.И. (1893-1978), вып. Морского корпуса 1914г., все Герои Социалистического труда. Генерал-лейтенант Игнатьев А.А. (автор книги "50 лет в строю"), 1877-1954, вып. Пажеского корпуса 1896г.. Казалось бы, что может быть поучительнее встречи суворовцев с выдающимися деятелями науки и культуры? Таких встреч в истории не было. Для суворовцев история страны начиналась в 1917г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ

В отличие от опыта кадетских корпусов, который сохранился в виде статей "Педагогического сборника" (1864-1918), опыт Суворовских военных училищ сохранился в основном в воспоминаниях преподавателей и питомцев училищ. Попытка издания журнала ("Военно-педагогический сборник" 1946-1970гг.) оказалась неудачной, поскольку в отличие от "Педагогического сборника" он издавался практически "для служебного пользования", периодичность была в 6 раз реже (2 раза в год), содержание и объём материала не соответствовали потребностям как воспитателей, так и воспитанников. Это иллюстрируется систематическим указателем статей, опубликованных в нём за 25 лет (см. Приложение). При этом более половины статей были посвящены работе с курсантами военных училищ и имели явно идеологизированный характер.

Несколько слов о содержании статей, опубликованных в "Военно-педагогическом сборнике". По количеству материала, опубликованного в Сборнике, он не идёт ни в какое сравнение с материалами "Педагогического сборника". Всего с 1946 по 1970гг. было издано 49 номеров. Это в десятки раз меньше. Как правило, статьи публиковались без упоминания авторов, в результате чего можно только гадать, кто же автор той иной интересной работы, исходя лишь из списка участников составления конкретного номера. Особенный интерес представляет статья профессора Коробкова Н.М. "Русская школа воинского воспитания" ( ж. "Военно-пед. сборник", №2, 1946г.). Очень трудно представить моему современнику, чтобы при описании этой темы можно было обойтись без упоминания кадетских корпусов. И тем не менее автору это удалось. Объяснение кроется не в неграмотности автора, а в тех идеологических запретах, которые действовали на упоминание всего, что касалось дореволюционной военной педагогики. Хотя в это время уже были публикации на тему кадетских корпусов, во всём Сборнике нет упоминания о кадетских корпусах. Это в определённой степени снижает научную "планку", уровень опубликованных материалов. И это оказало негативное воздействие на формирование мировоззрения воспитанников суворовских военных училищ. В 1953-1954 гг. Сборник не выходил. Всвязи со смертью И.Сталина в 1953г. в общественном сознании не было определённости относительно дальнейшего хода исторического развития СССР. А поскольку армия является особой частью общества, имеющей свою идеологию и нравственные принципы, отличные от распространённых в гражданском обществе, то на неё оказывала сильное воздействие политическая борьба верхушки страны за власть.

По прошествии многих лет имеется возможность оценить те педагогические приёмы, которыми пользовались педагоги суворовских училищ в рассматриваемый период. Автор оставляет эту работу исследователям, потому что в задачу настоящей книги не входит научный анализ материала. Таким образом, автор вводит в научный оборот не только богатый педагогический опыт, обобщённый в "Педагогическом сборнике", но и скудный материал, сохранившийся на страницах "Военно-педагогического сборника"(ВПС). Но даже беглый просмотр названий статей "ВПС" свидетельствует о том, что в советское время отрицался накопленный в течение столетий педагогический опыт кадетских корпусов, что в определённой степени приводит к постепенной утрате нравственных ценностей русской армии и в целом обедняет общественное сознание. Достаточно сказать, что во всех научных работах, включая кандидатские и докторские диссертации советского периода, научные выводы делались на основе ложной информации, начиная с момента создания 1-го кадетского корпуса. По мнению всех авторов, ссылающихся в том числе на дореволюционные работы, императрица Анна Иоанновна своим волевым решением положила начало военному образованию в рамках кадетских корпусов, в то время как на самом деле этот процесс был инициирован верхушкой дворянского сословия, составлявшей Тайный Верховный Совет, то есть имелась общественная потребность в военном образовании дворянских детей, которая была сформулирована в известных "Кондициях". До революции историки обходили этот вопрос, потому что не могла же самодержица действовать под чьим-либо нажимом! А из дореволюционных работ эта ошибка перекочевала в работы советского периода, когда даже упоминание Верховного Совета, пусть и Тайного, нарушало стройную систему воззрений на досоветскую историю, как на процесс гнетущего правления самодержавия. Научная традиция переписывания известных работ оказалась очень живучей и это иллюстрируется в конкретном случае историей кадетских корпусов и суворовских училищ. При этом "…народ безмолвствует…"

* * *

В 50-60-х годах ХХ века намечалось постепенное восстановление добрых традиций кадетских корпусов. Но этому не суждено было продолжиться. Начавшаяся после увольнения маршала Г.К.Жукова военная реформа, которая по аналогии с реформами Милютина может быть названа реформой Р.Я.Малиновского (1898-1967), занимавшего пост Министра обороны с октября 1956 до 1967г., и Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущёва (1894-1971), нанесла последний и сокрушительный удар по кадетскому образованию. Вполне вероятно, что будучи солдатом русской армии, Малиновский сталкивался с офицерами - питомцами кадетских корпусов, и эти контакты сохранились в его памяти с негативным оттенком. В 1958 году были разделены Суворовские офицерские училища (Киевское (СОУ с 1953), Кавказское (СОУ с 1948), Свердловское (СОУ с 1953), Ленинградское (СОУ с 1955)) на СВУ и Высшие общевойсковые. В то время многие военные училища были переведены в ранг высших. Была изменена форма офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы, отменено награждение боевыми наградами за выслугу лет и утверждена медаль за безупречную службу 3-х степеней. Также Уставом в оборот был введен ответ "есть" вместо "слушаюсь" (до этого "Есть" только на флоте).

Ещё один шанс воспитать офицеров самого высокого образца был упущен. Суворовские офицерские училища напоминали Морской корпус лучших времён: собственно морской корпус и гардемаринские классы в течение двух лет, по окончании которых присваивалось первое офицерское звание мичман, а также дворянский полк, в который попадали кадеты после окончания кадетских корпусов. Та же двухступенчатая система подготовки существовала в Пажеском корпусе (паж - камер-паж).

Доработка программ СОУ могла при желании привести к тому, что кроме получения дипломов военного переводчика по одному из иностранных языков, что осуществлялось в рамках СВУ с 1963 года, можно было давать высшее гуманитарное образование за 2 года, поскольку курс СВУ предусматривал достаточное количество часов физической и специальной военной подготовки. Например, в Военной Артиллерийской академии в Ленинграде (Михайловская) в 1963 для поступивших со школьной скамьи суворовцев была создана отдельная группа для занятий по иностранному языку, несмотря на то, что пришлось стыковать расписания занятий трёх инженерных факультетов. Занятия проводил зав. Кафедрой иностранных языков выдающийся филолог А.И.Рыбакин.

С 1957 началась кампания по закрытию СВУ.

Динамика этого процесса приведена ниже.

Орджоникидзевское (Краснодарское до 1947г., Кавказское, Северо-Кавказское СОУ-СВУ 1943-1968гг.)

Вновь открыто в 1997г.

Сталинградское (Оренбургское до 1946г.) СВУ 1943 -1961гг.

Воронежское СВУ 1943 - 1961 гг.

Киевское (до 1947г. Харьковское) СОУ-СВУ 1943 - 1993гг.

Уссурийское (Дальневосточное, Курское до 1957г.) СВУ 1943г.

Екатеринбургское (Свердловское,

Орловское до 1947г.) СОУ-СВУ 1943г.

Тверское (Калининское) СВУ 1943г.

Ставропольское СВУ 1943 - 1962гг.

Ташкентское СВУ НКВД 1943-1960гг.

Кутаисское (с 1946 г. - Ленинградское в Петергофе) СВУ НКВД -

1943- 1960гг.

Московское (Горьковское до 1956г.) СВУ 1944г.

Казанское СВУ 1944г.

Куйбышевское СВУ 1944 - 1964гг.

Саратовское СВУ 1944 - 1957гг.

Новочеркасское СВУ 1943 - 1963гг.

Тамбовское СВУ 1944 - 1960гг.

Тульское СВУ 1944 - 1960гг.

Минское СВУ (Республика Беларусь) - 1953г.

Санкт-Петербургское (Ленинградское) СОУ-СВУ 1955

Ульяновское (Киевское с 1944г.) СВУ 1991г.

После прекращения приёма в 1964 году суворовцев на 7-летний срок обучения и переход к двухгодичной системе смысл существования СВУ потерял всякую логику. Они превратились в профессиональные училища, но ещё сохранялась надежда на скорое возвращение к добрым традициям. Когда с возобновлением 7-летнего обучения в училищах ввели только гражданские должности (в 2011 г.), то всё вернулось на уровень 1864 года. В истории неизвестны примеры воинского воспитания без участия профессиональных военных (офицеров). Если предположить, что стране больше не нужны порядочные люди, готовые бескорыстно выполнять обязанности государственной службы как военной, так и гражданской, а нужны полуобразованные, владеющие хорошими манерами, физически подготовленные услужливые чиновники, умеющие давать и брать взятки, то такая задача вполне по силам.

Таким образом, если посмотреть на развитие кадетских корпусов с точки зрения непрерывности процесса, то можно обозначить три мощных отрицательных воздействия:

1. Реформа военного образования графа Д.А.Милютина. 1861-1881гг.

2. Октябрьский переворот 1917 года - ленинский удар с участием Л.Д.Троцкого, М.В.Фрунзе, И.Э.Якира и др. (нокдаун)

3. Удар Маршала Советского Союза Р.Я.Малиновского и Н.С.Хрущёва (расформирование суворовских офицерских училищ, закрытие большей части Суворовских военных училищ, переход на двухгодичное обучение в СВУ) 1957-64 г. (нокаут).

Можно только предполагать, какие окончательные результаты будут получены после завершения военной реформы Путина В.В.- Сердюкова А.Э.

Приложение.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ,

ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ

"ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СБОРНИК"

ЗА 25 ЛЕТ С 1946 ПО 1970ГГ.

В 1953-54гг. Сборник не издавался.

Настоящий Указатель включает в себя только статьи, посвящённые работе с суворовцами. Статьи, относящиеся к деятельности военных училищ, включены в полную версию Систематического указателя. К такому варианту пришёл составитель с целью оптимизации объёма всей книги. В Указателе отсутствует алфавитный список авторов статей, поскольку значительная часть статей печаталась без указания автора, а воспроизводить неполный список автор посчитал некорректным. Остался необработанным недоступный №1 за 1946г. Что касается содержания статей, то составитель отмечает отсутствие анализа эффективности или неэффективности системы суворовских офицерских училищ.

СУВОРОВСКИЕ ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА

1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА.

2. ИСТОРИЯ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ.

3. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И ЗДОРОВЬЕ

4. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

5. ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА

6. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

6.1. Общие вопросы.

6.2. Иностранный язык.

6.3. Химия. Биология.

6.4. Физика. Радиотехника.

6.5. Математика.

6.6. Русский язык и литература

6.7. География. История.

6.8. Музыка. Рисование. Черчение.

7. КУЛЬТУРА И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

8. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

ISBN 978-5-904748-04-3. 2011г.

цена 150р. 174 стр.