Назад Оглавление Вперед

ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ


           Принципов этих два. Во-первых, мы  (то  есть  наш рынок) можем

      торговать с западным - но при этом не должно происходить утечки ка-

      питала. Это непросто: и нашим капиталистам,  и нечестным чиновникам

      выгодно производить  торговые операции таким образом, чтобы капитал

      из страны уходил на Запад. Торговля - очень для этого удобное прик-

      рытие, ведь можно  по  договоренности с западным партнером покупать

      по более высокой цене на Западе,  а на наш товар отпускную цену за-

      нижать. Таким  образом, кроме нормальной торговой прибыли возникает

      еще сверхприбыль (за счет достояния нашей страны). Эта сверхприбыль

      остается на Западе и делится в какой-то пропорции между участниками

      сделки.  Именно  таков самый обычный механизм перетока капитала  на

      Запад -  при обычной торговле  выявить его в принципе нельзя: "ком-

      мерческая тайна",  кому какое дело, по какой цене  я покупаю и про-

      даю? Действовал  этот механизм и в  советские времена, и  я уверен,

      что истоки первоначального накопления капитала многих известных ны-

      не богачей -  там, в системе  советской внешней торговли  зерном  и

      нефтью, которой занимались их папы и дяди.

           Вот эту систему торговли с Западом на основе тайных сделок на-

      до ломать. Как - идеи есть,  была бы воля и общее понимание пробле-

      мы, см. выше.

           Тут недавно  пан  Кучма  жаловался, что украинские предприятия

      неконкурентоспособны, потому что Россия продает газ  по цене, близ-

      кой к мировой, а не по внутренней, впятеро  более дешевой (Украина,

      правда, ни по какой  цене не платит, ни по мировой, ни  по внутрен-

      ней, но это детали). Так при разумной политике и полноценной грани-

      це газ, как вид капитала, не будет поставляться "в Украину" вообще,

      ввиду  Первой  Поправки. Черноморский флот утопите? На здоровье.  А

      потом что?

           Или переходите на  эти  самые принципы, присоединяйтесь к рос-

      сийскому  рынку  капитала, изолированному от мирового. Тогда -  без

      проблем. В  виде компенсации за "ущемленное национальное" забирайте

      из Москвы патриарший престол вместе  с  Патриархом,  а мы обязуемся

      говорить "в  Украине"  и анекдоты рассказывать только по-украински,

      да так они и смешнее получаются.

           Второй принцип базируется на идее, что все купленное на запад-

      ном рынке должно продаваться на нашем рынке по таким ценам, которые

      не будут подрывать позиции нашего  производителя.  Дело  в том, что

      цена товара на  рынке  соответствует издержкам на его производство.

      Но если такой  товар  производится у нас, то  в  этом случае издер-

      жки-то выше! Мы же платим  своеобразный  дополнительный  "налог  на

      климат  и  расстояния". Чтобы уравнять шансы нашего и  иностранного

      производителя, надо на импортный товар накладывать такой же "налог"

      - хотя бы  в форме точно  рассчитанной пошлины. После  этого  можно

      торговать на внутреннем  рынке  импортными товарами по рыночным це-

      нам, образующимся по законам спроса и  предложения, или, независимо

      от валютной цены, назначать такие цены по расчету - в тридцатые го-

      ды так умели делать.

           Конкретно можно,  например, полученное по импорту передавать в

      оптовые базы, находящиеся под  контролем  Торговой палаты, а с этой

      базы партии товара будут на аукционе закупать оптовые торговцы. Что

      закупать на Западе  - тоже будет определять Торговая палата, исходя

      из того объема  валюты, который будет выделен на импорт централизо-

      ванно. Очевидно, главную  скрипку  при решении этого вопроса должны

      играть те же оптовые торговцы - они лучше знают, что  надо покупать

      для нашего рынка, им лучше в  Торговой палате и заседать. Тут вам и

      свобода рынка, и чиновников можно контролировать... Но это будущее.

           В любом случае второй принцип гласит: импортная продукция про-

      дается у нас в стране по ценам, которые не должны быть ниже средних

      издержек на производство этой же продукции в нашей стране. При этом

      в  расчет  издержек должны включаться не только издержки  производ-

      ства, но и подготовки к нему.

           Конечно, это звучит устрашающе,  но  другого выхода нет - если

      продавать у  нас  высокотехнологичную  продукцию задешево, у нашего

      производителя не будет ни единого шанса догнать иностранцев. Конеч-

      но, оценить  издержки  производства  процессоров Пентиум-3 нелегко,

      если у нас и 286-е не выпускаются! Но это на первый взгляд, оценить

      можно, и помогают как раз принципы  рыночного ценообразования, при-

      нятые на Западе.

           Возникает и такая проблема: при расчете  цен  надо  бы  учесть

      затраты не только на производство, но и на его развертывание,  и на

      разработку изделия, то есть инвестиции! Ведь  уже отлаженное произ-

      водство порой недорого, дороги первоначальные затраты. Какой-нибудь

      2-х скоростной лазерный проигрыватель стоит-то сейчас  какие-нибудь

      жалкие 20 долларов, а попробуй у нас его сейчас сделай,  без импор-

      тных комплектующих!

           Ну, тут подход возможен двоякий - если данный товар заслужива-

      ет того,  чтобы наш производитель  научился его делать, то его цену

      на внутреннем  рынке можно и  задрать - сверхприбыль от его продажи

      должна изыматься в инвестиционный фонд на разработку отечественного

      аналога. Если же заведомо делать его не будем - то  достаточно учи-

      тывать условные издержки на производство. Тут уже должно решать го-

      сударство, как какой товар облагать.

           Вот  на  такие принципы наши соседи должны будут  согласиться,

      чтобы включиться  в наш рынок. В противном случае  - прошу пане, на

      общих основаниях. В принципе, мы могли бы вести торговлю с соседями

      и за  доллары,  не включая их в свой рынок, но какой в этом для нас

      смысл? Восточноевропейские товары на мировом рынке неконкурентоспо-

      собны, и,  уж если мы наторговали  тем или иным  способом долларов,

      выгоднее купить на них картошку у немца -  дешевле обойдется. Сосе-

      ди-то просят покупать у них не  по мировой цене, а чтобы им затраты

      окупить! Единственной  причиной  нашего  выбора для торговли именно

      ближнего соседа может быть только  его  доброе  к нам расположение.

      Если же сосед вместо этого норовит нам в глаз свиснуть, то извините

      - зачем нам такая благотворительность? Конкурируй себе, где хочешь,

      "тундра большая", а мы не обязаны финансировать твои проблемы.

           Легко это сказать,  трудно сделать! Я исхожу в рассуждениях из

      того, что у нас  в  стране будет довольно децентрализована торговля

      (она не  должна  быть  государственной,  это  коррупция, хватит нам

      "завмаг-товаровед" -  таково  мое  убеждение),  а  у торговца будут

      очень серьезные стимулы для получения  сверхприбыли,  то  есть  для

      ввоза контрабанды и продажи ее  по  демпинговой  цене. Именно нашей

      стране необходимо, гораздо серьезнее, чем другим странам, поддержи-

      вать пограничные и таможенные порядки.

           Кстати, знаете,  что  такое  пограничные войска? Всего-навсего

      "войсковое прикрытие  границы  между таможенными пунктами", и почти

      ничего больше. Их задача - исключить перемещение товаров помимо та-

      можен, все остальные задачи в  значительной  мере  экзотика. Тот же

      Никита Карацупа, задержавший, по-моему, 400 нарушителей - он, дума-

      ете, диверсантов ловил? Они попадались, но - единицы. В основном-то

      эти 400 - контрабандисты и спиртоноши. Я, кстати, давно подозревал,

      и,  прочитав  его мемуары, Удостоверился - "на гражданке"  Карацупа

      был продавцом  сельпо, а, значит, понимал,  кто, что и  зачем через

      границу понесет. Результативность его уникальная не только от храб-

      рости - на вооруженную группу не только он в одиночку ходил. Знаешь

      личность нарушителя - знаешь и его тактику.

           Из функций  государства  в  наших  условиях первейшей является

      поддержание вышеупомянутых принципов общения с внешним миром, защи-

      та внутреннего рынка  от разрушения. Даже более важной, чем функции

      сбора налогов или обороны, которые  вообще,  сами  понимаете,  тоже

      важны. Дело в  том,  что для  точного  и разумного соблюдения  этих

      принципов нужно не одномоментное напряжение всех сил государства, а

      постоянное и безостановочное. При каждом ослаблении усилий государ-

      ства через дыру в экономической границе  вытекают невосполнимые ре-

      сурсы, плоды труда десятков поколений  наших  пращуров.  Это  очень

      трудно - но посмотрите: разве мало сил прилагал  Запад для распрос-

      транения в мире  и  соблюдения принципа "свободы внешней торговли",

      принципа "свободного  рынка товаров и капиталов"? Невообразимо мно-

      го, эти усилия и составляли  суть  их  политики последние столетия.

      Потому что "свободный рынок" им выгоден. А мы должны бороться - для

      нас он убийственен. Это трудно делать даже на своей территории - но

      убедить в необходимости этого соседей - трудно в кубе.

           Кстати -  в  проведении  такой  политики особенных юридических

      проблем, как ни странно, нет. Не мы, а Запад придумал понятие "дем-

      пинга" - это когда другая страна продает товар по цене  ниже себес-

      тоимости специально для подрыва нашего национального  производства.

      Ведь по законам истинно свободного  рынка  никому  не  возбраняется

      продать золотой слиток  за валенки - хозяин барин! Когда американцы

      запрещают нашим металлургам продажу стали в США - это чистейшее на-

      рушение законов рынка. Пусть они называют это "демпингом". И запрет

      "демпинга" -  явное  нарушение  основополагающих законов свободного

      рынка!

           А для  нас все мировое -  демпинг Все дешевле  себестоимости -

      нашей себестоимости! Мы имеем право и на пошлины,  и на кооператив-

      ный Внешторг !

           Так что порядок воссоздания восточноевропейского рынка  будет,

      в благоприятном случае,  таков. Сначала мы (под "мы" пока понимаем,

      например, Россию  и  Беларусь) образуем экономический барьер против

      внешнего мира. Воссоздаем свою экономику.  К  тому  времени  соседи

      созреют. Тогда  им можно предложить подключиться  к нам, но  в этом

      случае они должны будут изменить свои отношения с  мировым рынком и

      действовать заодно с нами. При этом, если в нашем объединении будет

      происходить стихийный  переток капитала, то, по известным причинам,

      капитал из российских предприятий будет  стремиться  на  Запад и Юг

      объединения. Ведь  у нас условия  много хуже, чем даже в зарубежной

      Восточной Европе. Этого тоже допускать нельзя. Возможно, с соседями

      будет несколько менее прозрачная граница, чем между российскими об-

      ластями.

           Если же они этого  не хотят, мы можем с ними торговать  на об-

      щепринятых в мире принципах, но нам это будет невыгодно, и мы можем

      пойти на это только при политических выгодах.

           Вот ведь парадокс!  Производить  и продавать они могут, только

      если для них  не будут действовать законы мирового (западного) рын-

      ка. А психологически они  чувствуют  себя частью западного мира! Ну

      что тут поделаешь, диалектическое  противоречие.  Экономически, как

      производители, они  объективно  заинтересованы  находиться с нами в

      одном экономическом пространстве. А психологически, как  потребите-

      ли, тянут на Запад. Нет никакой гарантии, что будущее экономическое

      межгосударственное образование  не  будет опять взорвано через нес-

      колько десятков  лет  из-за психологического дискомфорта, когда ны-

      нешние беды в экономике будут забыты и сменятся поколения.

           Впрочем, до этого еще надо дожить. Вообще-то я пессимист - за-

      падные славяне, на мой взгляд, не имеют иммунитета против Запада, и

      рано или поздно будут онемечены, как когда-то их еще более западные

      соседи, хотя и более мирно.

           Но расширившаяся за  их  счет германская держава унаследует их

      экономгеографические проблемы! И их все равно придется решать, при-

      чем путем некоторой изоляции от Западной  Европы. Неспроста Австро-

      Венгрия славилась  жесткостью своего пограничного режима, дело было

      не в идеологии. По отношению к более благодатным приморским странам

      Западной Европы  горная  Австро-Венгрия была своего рода "маленькой

      Россией", хотя суровость ее природных условий для нас - курорт.

           Все вышеизложенное - не прогноз, не программа Это тенденции, а

      как и когда они проявятся - точно не знает никто.

Назад Оглавление Вперед