ЗАВЕЩАНИЕ СУВОРОВА
КАДЕТСКИЙ КЛУБ
Зарегистрировано:
2761
вход
регистрация
ТАК КАДЕТ ИЛИ КАДЕТОВ?Правильно говорите и пишите слово КАДЕТ
Пресса о кадетах
Нина Злаказова “ Хочет ли суворовец стать генералом?” “Вся Тверь” № 51 (г. Тверь), 15 декабря 2000


Хочет ли суворовец стать генералом?

В канун освобождения Калинина самое время вспомнить о нашем суворовском училище, поскольку свою историю оно ведет с военного 1943-го. Калинин еще лежал в руинах, а училище уже приняло первых учащихся, мальчиков-сирот, к 13-14 годам пережившим многое. С 1943 по 1991 годы училищем руководили генерал-лейтенанты, последние девять лет на этом посту генерал-майор Юрий Федоров. Тверское суворовское – это 800 юношей в возрасте от 14 до 17 лет, 120 офицеров – прапорщиков и контрактников. Четыре главных корпуса, прачечная, баня, продовольственный и овощной склады, мастерская производственного обучения, автомобильный класс, парк машин, стадион, стрелковый тир, летний лагерь в Кокошках…
Пост в коридоре учебного корпуса. Шкет росточком “метр с кепкой”, старательно распрямив плечики и прижимая руки “по швам”, делает шаг в мою сторону.
- Позвольте узнать цель вашего визита?
Теряюсь: по сути вопрос вполне естественный, но форма, в которой он задан, просто ошарашивает. От обитателей армейского заведения всегда ожидаешь, к сожалению, прямолинейности, а тут – столь витиеватая речь…
- Цель? Познакомиться…
Подполковник Моряков рядом со мной воспринимает происходящее как должное, но, чувствуется, доволен: гость следует по училищу не один, а порядок соблюден как полагается.
Суть и форма
Начальник отдела кадров училища подполковник Игорь Моряков в январе 1993 года приехал из Германии. Начинал офицером-воспитателем в роте. Хорошо знает жизнь училища в течение последних семи лет.
- Вы видите, у нас все сверкает! А так ведь было не всегда. Училище полностью отремонтировано за последние годы, построили отапливаемую теплицу, чтоб свои овощи были. Два года назад приезжал министр обороны Игорь Сергеев, и ему у нас понравилось.
Год назад комиссией центрального аппарата Министерства обороны и управления Московского военного округа у нас проводилась комплексная проверка. Училище признано лучшим в России среди всех суворовских училищ, всего их семь в стране. Успехи выпускников в 1999-м: пятеро получили золотые медали, еще трое – серебряные, с аттестатом на “четыре” и пять” закончили обучение 94 суворовца. 53 человека получили удостоверение переводчика. Училищу вручен переходящий приз – бюст Александра Суворова, который пока все еще находится здесь в парадном зале. В 2000 году среди выпускников было уже 15 золотых медалистов, семеро получили “серебро”, 275 человек из 839 закончили училище с оценками “четыре” и “пять”. Процент поступающих в военно-образовательные учреждения Министерства обороны бывает разным, самым высоким он был в прошлом году – 99,7. Этот процент – не самоцель. Главное – научить и воспитать. Моряков продолжает.
- Процесс образования и воспитания – един. Так не бывает, чтобы учителя – сами по себе и дети сами по себе.
Не бывает? Думаю про себя: сколько угодно, к сожалению. В каждой нашей школе.
Кого учим?
Вырастить из суворовцев людей военных – это, конечно, не самоцель. Воспитать уважение к армии – да, обязательно, доказав, что в ней не все дуболомы и солдафоны. Эта прекрасная цель достигается не мановением волшебной палочки. Выразительная цифирь, отражающая качество знаний выпускников, особенно хорошо смотрится, когда вглядишься, каких ребят принимают в училище. Уже четвертый год при поступлении вообще нет конкурса. Если сдал на две тройки – прошел “на ура”. Дальше выбирают из тех двоечников, которые сделали меньшее количество ошибок. Перед глазами начальника училища Юрия Федорова – учебная ведомость, предваряющая отметки за семестр ребят первого года обучения.
- На тех, у кого три двойки, я и не смотрю. Будем думать, что делать с теми, у кого их пять. Это кандидаты на отчисление. Но не сразу. Будем использовать все возможности. Ведь на детей здесь огромная нагрузка. А мы, взрослые, понимаем, что вся жизнь в училище идет по системе “казаки-разбойники”. Они прячут свои секреты, шпоры пишут, терпят наши строгости… Был командиром дивизии, и вот уже девять лет здесь. Знаю одно: с ребятами нельзя по-солдафонски! Их ведь ничем не возьмешь. Надо уважать их ценности. Все по большому счету зависит от командира взвода и роты. Вот Олег Агафонов прекрасный взводный, бывший афганец, его взвод, может, не самый блестящий по учебе, но лучший по организованности, по дружбе. Не верьте, когда вам говорят, что у нас основной метод воспитания – кнут. Ничего подобного! Кнутом ничего не сделаешь!..
Половинка лампаса
О ценностях: хорошо, если это действительно ценности, а не обманка. Накануне моего прихода многие командиры в училище не спали. Убежали два мальчика из первой роты, один сирота, другой увязался следом, за компанию. К утру нашли. Командиры говорили об этом факте немногословно. Прояснили то, что произошло, Андрей Рахманов и Саша Кречетов из 4-го взвода первой роты.
- Не хотят учиться, так кто заставит? А эти еще и взвод обокрали, хэ-бэ унесли.
Стало ясно, что тут именно такой случай, когда во взводе и роте все одинаково относятся к происшедшему. Спрашиваю ребят: вы здесь всего-то четвертый месяц, привыкли? Как теперь относитесь к военным?
- Военные – те же люди, что и все, только у них еще погоны на плечах. А это значит больше ответственности. Здесь все держится на порядке.
- И на страхе?
- Когда я в школе учился, знаете, как директрису боялся! У нее было такое злое лицо, просто коленки тряслись. А у генерала лицо доброе, и к нему подойти не страшно. Я долго сначала удивлялся этому, а теперь уже привык. А кормят нас как? Вон в Питере, мы слышали, - одна каша. У нас все есть - пойдете с нами обедать, сами увидите.
Во время разговора с начальником училища обнаружилось, что его доброе лицо – тоже звено в общей цепи воспитательных величин, представьте себе. Доброе лицо – величина скорее психологическая, но очень существенная.
- Строгим с ребятами должен быть кто? Взводный, старшина, командир роты. Я обязан быть с ними добрым. У нас заведено: если вдруг не дай бог какое нарушение социальных прав, белье рваное, баня не вовремя или каша не та – замкомвзвода, а это такой же суворовец, как и все остальные, имеет право идти прямо ко мне. Было дело, год назад приходили с кашей. Тогда произошло маленькое недоразумение, быстро разобрались. Просто так в коридоре училища всегда могут подойти, если надо.
Да, не забыть объяснить, что такое “половинка лампаса”. Это связано с особым отношением суворовцев к тому факту, что возглавляет училище генерал, который носит форму с особыми лампасами – два широких и один узенький. Узкий лампас – офицерский, один широкий носят воспитанники суворовских училищ. Получается, что генерал – это и офицер, и суворовец, и генерал, все в одном лице. Мальчишки не могут спокойно относиться к генеральскому чину начальника – возможно, потому, что “плох тот солдат, который не носит в своем мешке жезл фельдмаршала”. Впрочем, много о генеральстве они, конечно, не рассуждают. И если на какого-то генерала хотят быть похожими, так только на генерала Федорова.

Лучший ротный Панов
На попечении командира первой роты подполковника Андрея Панова 160 человек, возраст – 14-15 лет. Большинство – сироты, дети погибших военнослужащих, из неполных семей. Многие из них поймут не сразу, зачем им суворовское училище. Зато это прекрасно понимают их родители. Время жутковатое, сам справишься ли с ребенком – еще неизвестно, а тут, может, что-то и получится из парня.
- У нас любой офицер не только командир, но и воспитатель. Здесь должен работать тот, у кого и огромный опыт общения с личным составом, и свои дети есть к тому же. Есть у нас один такой офицер, ну такой уж был строгий, просто ни в чем спуску не давал. Свой ребеночек у него тогда совсем маленький был. А теперь дитя стало подрастать, и уже обозначились первые проблемы, так что смотрим – офицер наш понемногу другим становится. Да, строгость должна быть, но разумной.
Когда выясняется, что офицер не способен меняться вместе со своими воспитанниками, что нет у него контакта с родителями и детьми, бывает, и уволиться предлагают или тихонько переводят в другое место. Не пойдет работа у того, кого ребята прозвали “Витя-шланг”, и это нужно понимать. Генерал Федоров понимает.
- Это же не яму копать – там да, можно работать до изнеможения, в этом есть смысл. А воспитатель – это от бога, либо есть, либо нет.

“Люминий”, говоришь?
Что же происходит за три года с троечниками, приходящими в училище после 8-го класса? Откуда берутся высокие показатели по учебе? Ну конечно, система дисциплинирует, приучает к порядку, в ней есть все то, чего лишена система обучения в школе – стабильность и последовательность, обеспечиваемые дисциплиной, как говорится, в учебе и быту. Педагог в училище чувствует себя человеком: ученик 10-11-го класса не явится на урок с похмелья и не позволит себе непечатных выражений. Что понял суворовец выпускного класса и чего еще не понимает его однокорытник из первой роты? Первые месяцы еще слишком много непонятного и к маме хочется. А старшекурсник, кое-что уже постигший, говорит так: “Дураком быть не хочу, это я уже понял. Хочу быть человеком, но не уверен, что смогу это сделать “на гражданке”. Кто там меня заставит?”
Как видите, наступает момент, когда суворовец способен оценить порядок и нажим. Но до такого понимания надо еще дорасти.
Выработать в себе способность к организованности – качество ценное, и не надо путать его с готовностью подчиниться. Между прочим, тверских суворовцев не особенно любят в военных училищах – “слишком много рассуждают”. Здесь они привыкли спокойно подходить к взводному, ротному, да и генерал по-дружески пообщается. А там этого не любят, а живого генерала только по телевизору видели. К тому же наши на три головы выше тех, кто приходит в училище с “гражданки”: им, как говорится, старшина сказал “люминий”, значит, “люминий” и есть. А наши обо всем свое мнение имеют.
Вот только не подумайте, что в училище тишь да гладь, божья благодать. Пришел день – пришли проблемы. Как же без них? Думаю, важно, что взрослые признают существование неписаной автономии учащихся и правильно к ней относятся. Иногда делают вид, что кое-что не заметили. Или заметили, но спустя какое-то время, когда уже пора действовать. Сейчас, например, в увольнение ребят со 2-го и 3-го курсов отпускают только “вместе с мамой”. Патруль застал их влетающими в электричку с бутылкой пива и сигаретами в руках. Запрет на самостоятельные увольнительные наложен до каникул. Там – посмотрим…

“Вся Тверь” № 51 (г. Тверь), 15.12.2000,
“ Хочет ли суворовец стать генералом?”,
Нина Злаказова

АРХИВ ГЛ.СТРАНИЦЫ

ПРОФЕССИЯ - РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ
СБОР СРЕДСТВ НА ГУМАНИТАРНУЮ ПОМОЩЬ УЧАСТНИКАМ СВО
См. фотографии сайта
Ленинградский треугольник героизма - поход кадет (День третий)

Сайт РОО Московские суворовцы

Сайт ветеранов войны в Афганистане 101 мсп 5 гв.мсд

Пошив формы для кадет
Сайт Василия Левченко "Кадетская энциклопедия" Сайт Cоюза Кадет Урала





Сайт выпускников Киевского СВУ


СЛАВЯНКА
Сайт выпускников Питерской КАДЕТКИ

Сайт телеканала ЗВЕЗДА
Сайт выпускников Уссурийского СВУ

Сайт «Они защищали Отечество»

Фонд содействия кадетским корпусам

Сайт Минского СВУ

Информационный  портал журнала Русский Дом Журнал для тех, кто любит Россию





Военный шансон
ПРИГЛАШАЕТ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сайт кавказского кадета из Ростова на Дону - очень интересный сайт
Заслуженный артист России Ян Осин

Отличный патриотический ресурс


Яндекс цитирования

Поиск по сайту
● "Кадетский вестник России" №6.
● "Кадетский вестник России" №5.
● "Кадетский вестник России" №4.
● "Кадетский вестник России" №3.
● "Кадетский вестник России" №2.
● "Кадетский вестник России" №1.
● Кадетское письмо №1
Сайт Московского содружества суворовцев, нахимовцев, кадет. kadetrossii@mail.ru