Суворовские военные и нахимовские военно-морские училища: история и современность

Создание системы суворовских военных училищ "типа старых кадетских корпусов" непосредственно сразу после победы Советской Армии над германским вермахтом в битве под Курском в августе 1943 года, явилось ярким свидетельством мудрости советского политического руководства и его уверенности в полной победе Советского народа над гитлеровской Германией.

Это решение укрепило уверенность в Победе всего Советского народа, спасло жизни и судьбы многих тысяч сирот войны, детей воинов сражающейся армии и страны, создало основания для формирования нового служилого слоя государственных служащих.

Этим решением была продолжена историческая традиция Русской государственности, по подготовке кадет-патриотов, готовых верно служить своему Отечеству с детства и до конца своей жизни на гражданском и военном поприщах.

1. Становление и развитие СВУ и НВМУ

В офицерском корпусе нашего государства есть одна особая категория. Это выпускники суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ. Они с юношеских лет избрали благородную профессию защитника Отечества, абсолютное большинство из них честно служили и служат на благо государственных интересов. Среди них немало видных военачальников, известных политиков и государственных деятелей, выдающихся спортсменов, деятелей науки, культуры и искусства.

Суворовские военные училища в Советском Союзе были созданы в год коренного перелома в Великой Отечественной войне и всей второй мировой войны в целом. Решение об их создании было принято Советским правительством в тот месяц, когда в августе 1943 г. в небе над Москвой прогремел первый победный салют в честь завершения разгрома немецко-фашистских войск на Курской дуге, начался период изгнания фашистских полчищ с советской земли. Радость освобождения омрачалась бедственным положением спасенного от фашистской оккупации гражданского населения этих районов. Тысячи детей дошкольного и школьного возраста остались без крова, без средств к существованию, многие из них стали круглыми сиротами или остались с одним из родителей. Много детей потеряли не только своих родителей, но и ближайших родственников.

Инициатива создания суворовских военных училищ по образцу дореволюционных кадетских корпусов принадлежала генерал-лейтенанту Красной Армии, бывшему выпускнику Пажеского корпуса, графу А. А. Игнатьеву. В апреле 1943 г. он обратился с письмом к И. В. Сталину, в котором говорилось: "Специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет, а недостаток дисциплинированности детей в домашней, школьной обстановке вызывает необходимость создать специальные военные средние школы для подготовки нравственно воспитанных и физически развитых будущих командиров Красной Армии" 1.

А. А. Игнатьев предлагал создать один экспериментальный "советский кадетский корпус" в Москве, но И. В. Сталин решил этот вопрос по-своему: во-первых, назвать училища "суворовскими", в честь великого русского полководца А. В. Суворова, а во-вторых, - образовать сразу девять таких училищ.

Для выполнения этой задачи в Главкомате Сухопутных войск Красной Армии в мае 1943 года, в городе Ельце, был сформирован Отдел суворовских военных училищ (начальник отдела генерал-лейтенант В.И. Морозов, заместитель полковник И. В. Владимиров), который готовил все документы по созданию суворовских военных училищ, разрабатывал их штатное расписание и учебные планы, осуществлял подбор преподавателей и командного состав училищ, осуществлял набор суворовцев, а со временем и их выпуск.

В создании, становлении и функционировании на протяжении 70 лет суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ можно выделить несколько этапов.

Первый из них (1943 г.- начало 70-х годов) связан с формированием первых и развертыванием новых суворовских военных училищ "по типу старых кадетских корпусов", созданием материально-технической и учебно-материальной базы, приобретением опыта обучения и воспитания суворовцев и нахимовцев, подготовки и воспитания новой генерации офицерских кадров, влившихся в Вооруженные Силы.

Одним из пунктов Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации" наряду с другими мероприятиями по устранению последствий разрушительной войны предусматривалось создание для детей воинов Красной Армии и партизан Отечественной войны, а также детей-сирот, родители которых погибли от рук немецких оккупантов, суворовских военных училищ "типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4500 человек со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников" 2 .

В постановлении указывалось, что суворовские военные училища "имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование". При училищах организовывались младшие и старшие приготовительные классы с годичным сроком обучения в каждом классе. В приготовительные классы принимались дети в возрасте от 8 до 10 лет.

В целях обеспечения полного укомплектования одновременно всех суворовских военных училищ в 1943 г., в виде исключения, производился прием четырех возрастов - от 10 до 13 лет включительно.

Конкретные мероприятия по формированию СВУ и сроки их выполнения были определены директивой Генерального штаба Красной Армии 27 августа 1943 г. Народному комиссариату обороны СССР предписывалось в течение двух месяцев, с октября 1943 г. по ноябрь включительно, сформировать девять суворовских военных училищ, для чего отобрать офицерский состав, имеющий опыт педагогической работы и практический стаж командования подразделениями и воинскими частями Красной Армии. При этом нередко на командные и педагогические должности назначали бывших кадет.


Такими они были дети войны, пришедшие в 1943 г. в Сталинградское СВУ

Штат постоянного состава СВУ был определен следующим: генерал- 1, офицеров - 49, сержантов - 31, рядовых -13, вольнонаемных - 186 человек, в число которых входил и педагогический состав 3. Согласно "Положению о Суворовских военных училищах" начальник училища пользовался правами командира дивизии, его заместителями были начальник политического отдела, начальник учебного отдела, начальник материально-технического обеспечения. Совещательным органом при начальнике училища был педагогический совет, формировавшийся по должностному признаку: начальник училища (председатель), его заместители, начальник медицинской службы, командиры рот, старшие преподаватели, помощники начальников политического и учебного отделов.


Интернациональный набор (10 национальностей) в 1-ю роту (5-й класс) в Ташкентское СВУ в 1948 году

Об уделяемом внимании руководства страны означенному вопросу свидетельствует стенограмма беседы 10 мая 1944 года председателя Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинина с заместителями начальников суворовских училищ. На встрече присутствовали представители всех СВУ, работники Главного политического управления РККА (генерал-майор В. С. Веселов, полковник Г. В. Козлов, подполковник Ф. М. Головенченко) и представители Управления ВУЗов НКО (полковники А. Г. Дрягин, И. В. Владимиров). Присутствующие обратили внимание прежде всего на вопросы воспитания. Задавая вопрос: "Каким же должен быть этот военный человек?", М. И. Калинин на него же сам и отвечал: "Конечно, это должен быть безукоризненно честный человек, храбрый человек, понимающий, что он должен показывать и в этом отношении пример своим красноармейцам, как офицер, человек физически выносливый, сильный, прошедший хорошую физическую подготовку, хорошо спортивно натренированный"4. Ставился вопрос и о привлечении в качестве преподавателей военнослужащих. В результате в 1944 г. все вольнонаемные преподаватели получили офицерские звания административной службы.

Несмотря на острую потребность в офицерских кадрах на фронте, Главное управление кадров НКО направило из Действующей армии на различные должности в СВУ необходимое количество офицеров-фронтовиков, имеющих педагогическое образование и опыт работы в школе.


В столовой Киевского СВУ

До начала учебы во всех СВУ с руководящим составом училищ, командирами рот, офицерами-воспитателями и старшими преподавателями в Москве были проведены установочные и методические сборы. В последующем проводились сборы командиров рот и офицеров-воспитателей, старших преподавателей по отдельным учебным дисциплинам, в процессе которых обобщался передовой опыт, нарабатывалась и совершенствовалась методика работы с воспитанниками СВУ и НВМУ.

Из первых 9 суворовских военных училищ, предусмотренных постановлением к созданию в период с 1 октября по 1 декабря 1943 г., 5 училищ (Новочеркасское, Воронежское, Курское, Калининское и Ставропольское) формировались в соответствующих их названию городах, а еще 4 училища (Краснодарское, Сталинградское, Харьковское, Орловское) в связи с отсутствием пригодной материальной базы временно создавались в городах Майкопе, Астрахани, Чугуеве, Ельце соответственно.

Война еще продолжалась и трудностей в деле создания новых специальных учебных заведений с пансионатом для воспитанников было достаточно.

Однако, как подтверждают архивные документы, начальник ГУК НКО СССР и начальник УВУЗ ГУК НКО СССР обращались в первой половине 1945 г. к заместителю наркома обороны СССР генералу армии Н.А. Булганину с предложением открыть к 1 сентября 1945 года еще шесть суворовских военных училищ в Одессе, Смоленске, Свердловске, в одном из пригородов Ленинграда, в Московской области и на территории Белоруссии. В эти училища планировалось принять три тысячи воспитанников. Руководство ГУК НКО СССР и УВУЗ ГУК НКО СССР мотивировало это предложение тем, что еще при наборе в 1944 г. мальчиков, отцы которых погибли на фронте, кандидатов было около 60 тыс., принято же было только три тысячи ребят, то есть 5% желающих.

В фондах УВУЗ ГУК НКО СССР имеется документ, который показывает, что руководством ГУК НКО СССР и УВУЗ ГУК НКО СССР было разработано предложение разместить в 1946 г. еще 11 СВУ в зданиях, ранее принадлежавших кадетским корпусам России: Нижегородскому, Полоцкому, Киевскому, Иркутскому, Тифлисскому, Псковскому, Ярославскому, Владикавказскому, Сумскому, Симбирскому, Омскому. Но и это предложение осталось нереализованным.

Формирование первого из нахимовских военно-морских училищ - Тбилисского, осуществлено решением Наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова. Его приказом от 16 октября 1943 г. № 0785 предписывалось к 1 января 1944 г. сформировать Тбилисское НВМУ численностью 600 человек со сроком обучения 8 лет. Предусматривалось принимать мальчиков с 10-летнего возраста и закончивших 2 класса начальной школы. Таким образом было положено начало формированию училищ, получивших наименование в честь героя Крымской войны на Чёрном море, погибшего при обороне Севастополя, великого русского флотоводца П. С. Нахимова, - нахимовские.

Вскоре после освобождения от фашистов Ленинграда руководители города и Народный комиссариат Военно-Морского Флота обратились с просьбой к правительству открыть аналогичное училище в Ленинграде."…В целях устройства, обучения и воспитания сыновей воинов Военно-Морского Флота, Красной Армии и партизан Отечественной войны, а также сыновей советских, партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких захватчиков" Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 21 июня 1944 г.№ 745 (приказ Наркома Военно-морского флота Союза ССР "О нахимовских военно-морских училищах" от 23 июня 1944 г. № 280) предлагалось к началу1944/1945 учебного года сформировать Ленинградское нахимовское военно-морское училище 5. Наряду с созданием Ленинградского НВМУ разрешалось сохранить и ранее созданное Наркомвоенморфлотом Тбилисское НВМУ. Правда, этим постановлением уточнялась численность этих двух училищ по 500 воспитанников в каждом.

Циркуляром начальника Главного морского штаба от 19 июля 1945 г. было объявлено решение Наркома ВМФ о формировании Рижского НВМУ, первый звонок в котором прозвенел 3 декабря.

Однако существование Тбилисского и Рижского НВМУ было недолговечным. Первое прекратило свое существование в 1955 году (директива Главкома ВМФ от 10 сентября 1955 г. № 1065), а Рижское еще раньше (директива НГШ ВМС от 5 сентября 1953 г. № 56714). Лишь ФГОУ "Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации" (такое его название в настоящее время) в Санкт-Петербурге в течение 70 лет достойно несет военно-морскую вахту, ежегодно давая путевку своим воспитанникам на службу в морях и океанах.

Одновременно шло формирование суворовских военных училищ в системе НКВД. Во исполнение постановления Совета Народных Комиссаров от 4 сентября 1943 г. № 946 (приказ Народного Комиссара Внутренних дел от 27 сентября 1943 г. № 605) были сформированы училища в г. Ташкенте и Кутаиси (ставшее в 1946 г. Ленинградским, а позже приобретшего статус суворовского пограничного военного училища)6.

Первого декабря 1943 года суворовские училища войск НКВД, как и суворовские училища РККА, приступили к учебе. Центральные и местные газеты, радио посвятили этому событию специальные статьи, заметки, сообщения.

Стоит отметить, что суворовские военные училища, входившие в систему НКВД, первый выпуск своих воспитанников произвели уже в 1945 году, т.е. менее чем через полтора года после их сформирования. Первый выпуск суворовских военных училищ Министерства Вооруженных Сил состоялся лишь в 1948 году.

Большой личный вклад в дело становления первых СВУ внесли начальники училищ: генерал-лейтенант И.Ф. Баринов, генерал-майоры В.В. Баланцев, В.Г. Клементьев, М.Т. Субботин, П.А. Еремин, В.М. Козырев, А.В. Кузьмин, В.А. Визжилин, Г.Т. Зуев, полковник А.И. Нерченко.

19 декабря 1943 года большинству сформированных первых училищ в торжественной обстановке были вручены Боевые Красные Знамена, что означало, что суворовские военные училища становились воинской частью. Под этими знаменами суворовцы Орловского, Калининского, Горьковского, Тульского СВУ впервые приняли участие в Первомайском (1945 г.) параде на Красной площади в Москве. Но самым запоминающимся событием стало для всех воспитанников участие в составе сводного полка суворовцев в Параде Победы 24 июня 1945 года. Четыре суворовских военных училища (Орловское, Тульское, Калининское, Горьковское) в составе сводного полка приняли участие в этом торжественном шествии. В последующем, до перевода в 1956 г. Горьковского СВУ в Москву, право участия на прохождение торжественным маршем во время парадов получали суворовские военные училища завоевавшие переходящий приз Министерства обороны СССР - бюст А. В. Суворова и переходящее Красное Знамя, учрежденные 1950 г. в связи с юбилеем великого полководца. С тех пор участие суворовцев в военных парадах Победы стало традицией.

Училища начали жить по строго установленным правилам. Распорядок дня, как в воинской части: подъем по сигналу горна, физзарядка, утренний смотр, завтрак, занятия. Обучение в СВУ проводилось по 24 предметам шесть дней в неделю. Важная роль в воинском воспитании отводилась строевой и конно-спортивной подготовке, изучению и применению стрелкового оружия, средств связи и т. д.

Контингент воспитанников первого набора 1943 года состоял в основном из числа детей погибших воинов армии и флота, о чем свидетельствует нижеприведенные данные. Из 535 воспитанников Воронежского СВУ (по данным 1945 г.) 295 были дети погибших воинов, что составило 55%7.

Сыновья Генералов Офицеров Сержантов и рядовых Партизан Всего
Погибших 2 176 94 2 29 5из них 21 - круглый сирота
Инвалидов войны - 9 6 - 15
Военнослужащих 2 179 32 - 213
В/служащих из Центрального аппарата НКО и ВУЗов 4 6 1 - 11
Рабочих, служащих и колхозников 1

Из 505 человек первого набора Горьковского СВУ были8:

- дети погибших на фронте родителей - 236 чел. (46, 7%);

- дети сражавшихся на фронте военнослужащих - 164 чел. (32, 7 %);

- дети инвалидов войны -19 чел (3,8 %);

- дети партизан и советских работник - 67 чел. (13, 3 %);

- в том числе сироты -29 чел. (5, 7 %).

В числе поступивших в первом наборе ребят в Новочеркасское СВУ были дети:

-погибших на фронте офицеров- 120 чел.;

- погибших сержантов и рядовых - 96 чел;

- погибших генералов - 2 чел.;

- погибших партизан - 4 чел.;

- сирот - 222 чел.;

- фронтовиков - 240 чел.;

- военных (не фронтовиков) -5 чел.;

-партийных и советских работников - 12 чел.;

- других категорий - 28 чел.9


Ставропольское СВУ. Сын полка Миша Бельский с товарищами по учебе

Это были мальчики, испытавшие ужасы войны, пережившие бомбежки и артобстрелы, голод и холод военного лихолетья. Были ребята, на глазах которых фашисты расстреляли родителей и родственников. Среди них были и сыны полков, принимавшие участие в боевых действиях, за что многие из них получили ордена и медали.

Первый 1943/1944 учебный год в СВУ был очень трудным как для воспитанников, так и для преподавателей. Во-первых, он был на три месяца короче обычного учебного года. Во-вторых, значительная часть воспитанников 4-го, 3-го, 2-го, 1-го и старшего приготовительного классов имела за период войны пропуски в учебе от нескольких месяцев до 1,5-2-х лет.

Основной задачей преподавателей СВУ в 1943/1944 учебном году было поднять действительные знания ребят до уровня, требуемого для каждого воспитанника в данном классе.

Большую работу в течение первого учебного года в СВУ провели офицеры 5-го отдела (отдел СВУ) УВУЗ ГУК НКО, которые провели 35 инспекций (обследований) первых девяти училищ, большинство из которых подвергались проверке по 3-4 раза. Во время этих инспекций в училищах проводились инструкторские занятия с командирами рот и офицерами-воспитателями, методические занятия с преподавательским составом, налаживалась работа предметных комиссий в училищах, проводился обмен опытом работы.

Можно с полной уверенностью сказать, что с этой задачей офицерско-преподавательский состав училищ в основном справился, о чем свидетельствуют данные следующей таблицы.

Таблица успеваемости воспитанников СВУ за 1943-1944 учебный год

Наименование СВУ Количество воспитанников Количество аттестованных Количество не аттестованных % успеваемости Количество не успевающих
Ставропольское 507 507 - 100 -
Калининское 507 507 - 99,8 1
Краснодарское 505 503 2 98,6 7
Сталинградское 505 498 7 96,0 20
Харьковское 507 502 5 95,6 22
Орловское 498 497 1 94,0 30
Воронежское 505 503 2 93,3 33
Курское 504 499 3 92,6 31
Новочеркасское 499 493 6 91,2 44
Итого 4537 4509 26 95,8 188

 

4 июня 1944 года ГКО принял постановление об открытии в стране еще шести суворовских военных училищ. К ранее созданным в 1943 году училищам добавилось еще 6: Горьковское, Казанское, Куйбышевское, Саратовское, Тамбовское, Тульское. 1944/1945 учебный год заканчивали уже 15 СВУ, в которых обучалось более 7500 воспитанников. При организации этих училищ использовался годичный опыт создания и практической деятельности первых девяти суворовских военных училищ.

Разруха и трудности, связанные с войной, не могли не сказаться на жизни и быте формировавшихся суворовских и нахимовских училищ. Казарменным инвентарем, классной мебелью и столовой посудой суворовские военные училища обеспечивались в самых минимально необходимых на первых порах количествах и по очень сокращенной номенклатуре10. Не хватало топлива, часто отключалось электрическое освещение. В классах было так холодно, что замерзали чернила, и воспитанники сидели за партами в шинелях и шапках. Спальни и классы освещались керосиновыми лампами и трофейными плошками, когда гас свет. В этот период в училищах не было в достаточном количестве парт, учебников и наглядных учебных пособий. Учебные приборы и различные плакаты изготавливались руками самих воспитанников под руководством офицеров и преподавателей.

Несмотря на огромные трудности, советские люди, труженики тыла стремились оказывать как моральную, так и материальную помощь фронту. В начале 1944 г. воспитанники, офицерско-преподавательский и вольнонаемный состав суворовских военных училищ внесли большие денежные суммы в фонд обороны страны. Деньги предназначались для строительства самолетов "Юный суворовец", который в торжественной обстановке был вручен старшему лейтенанту Н. С. Давыдову, сбитому в 1944 году в небе над Ельцом и потерявшему свой самолет. В одном из писем в училище пилот сообщал: "Добрый самолет был, - писал Николай Семенович. - Он пролетал почти до конца войны. Под Гродно я сбил на нем свой последний, десятый по счету фашистский самолет - МЕ-109. На том же аэродроме (под Гродно) я закончил свой боевой путь, а самолет "Юный суворовец" по техническому состоянию был списан. Всего на нем я провел около ста боевых вылетов и в воздушных боях сбил 6 фашистских самолетов" 11. Закончил воинскую службу Н. С. Давыдов в воинском звании "генерал-майор".

В апреле-мае 1944 г. начальники СВУ получили правительственные телеграммы от Верховного Главнокомандующего с благодарностью за значительный вклад личного состава училищ в укрепление боевой мощи Красной Армии.

Создаваемые в годы войны суворовские военные и нахимовские военно-морские училища, как правило, располагались в неприспособленных для этих целей сохранившихся после войны зданиях. Как отмечалось в записке начальника Главного управления кадров НКО генерал-полковника Ф. Голикова и начальника Управления ВУЗ ГУК НКО генерал-лейтенанта В. Морозова И. Сталину от 5 ноября 1943 г. "О ходе формирования суворовских училищ", суворовские училища в Майкопе, Ельце и Курске были размещены разбросанно, неудачно. Их размещение рассматривать как временное, только на один год, впредь до перевода в более приспособленные здания. Например, Краснодарское СВУ размещалось на 3-х обособленных территориях, занимая 13 зданий, что требовало в течение дня многокилометровых переходов в столовую, учебные классы и т. д. Это обстоятельство обусловило необходимость в последующем для некоторых из них изменить место дислокации. Краснодарское СВУ в 1947 году было передислоцировано в г. Дзауджикау - столицу Северной Осетии, Орловское из г. Ельца - в 1947 г. в г. Свердловск, Курское - в1957 г. в г. Уссурийск, Сталинградское в 1946 г. сначала стало Чкаловским, а затем Оренбургским, Харьковское в 1947 г. - Киевским12. Единственным училищем, под нужды которого создавалось проектное задание на строительство комплекса зданий, стало Минское СВУ.


Переходящий приз Министерства обороны СССР, учрежденный в 1950 г. в связи с юбилейной датой со дня рождения полководца - бюст А. В. Суворова и переходящее Красное Знамя

В 1951 году ЦК Компартии Белоруссии, Совет Министров СССР и командование Белорусского военного округа возбудили ходатайство перед Советом Министров СССР о создании суворовского военного училища в Минске, т. к. сложилась парадоксальная ситуация, когда в республике, где погиб в годы войны каждый четвертый житель, не было дошкольного учебного заведения, за исключением ремесленных училищ, которое призвано облегчить, как сейчас принято выражаться, социальную адаптацию детей, потерявших в годы войны родителей. Минское СВУ приняло первых своих воспитанников в 1953 году. Его формирование и открываемых в последующем Ленинградского и суворовских военных училищ опиралось на опыт не только старых кадетских корпусов, как это было в первые годы их создания, но и на 10-летний опыт собственной деятельности. Так, в Минское СВУ при его формировании было направлено более 35 офицеров из других суворовских училищ13, что обеспечивало быстрое его становление. Уже через 4 года, в 1957 году, училище стало лучшим суворовским училищем, завоевав переходящий приз Министерства обороны СССР - бюст А. В. Суворова и переходящее Красное Знамя. В последующем училище 12 раз становилось лучшим среди суворовских военных училищ и как признание заслуг училища бюст А. В. Суворова оставлен на хранение в Минском СВУ.

В процессе становления суворовских военных училищ принимались меры по совершенствованию учебной и воспитательной работы с суворовцами и нахимовцами, оптимизации подготовки офицерских кадров. В 1945 г. для подготовки командиров рот и офицеров-воспитателей был открыт Военно-педагогический институт Красной Армии, а с 1946 г. начал издаваться "Военно-педагогический сборник", который стал трибуной обобщения и распространения передового опыта обучения и воспитания суворовцев.

В 1948 году Северо-Кавказское суворовское военное училище было объединено с Северо-Кавказским Краснознаменным пехотным училищем и реорганизовано в Кавказское Краснознаменное суворовское офицерское училище. В 1955 г. Ленинградское пехотное дважды Краснознаменное училище им. С.М. Кирова было реорганизовано в суворовское офицерское училище, такими же суворовскими офицерскими училищами стали Киевское и Свердловское. Практика, однако, показала, что сочетать в стенах одного училища по существу два военно-учебных заведения с разными задачами нецелесообразно. Поэтому в 1958 г. суворовские офицерские училища были реорганизованы в суворовские военные училища, а на базе курсантских батальонов этих училищ созданы высшие общевойсковые командные училища.


Картина Ф. П. Решетникова "Прибыл на каникулы" (1948 г.), написанная к 5-й годовщине создания СВУ и определившая судьбу не одного поколения мальчишек

Совершенствовались и программы обучения. Особенно существенные изменения они претерпели в 1957 г., когда после посещения Генеральным секретарем ЦК КПСС Н. С. Хрущевым Великобритании по его личному распоряжению в СВУ и НВМУ был введен расширенный до 2000 часов курс изучения иностранного языка, что привело к увеличению на год (11 лет) срока обучения в СВУ по сравнению со средними школами страны, обучавшими школьников по 10-летней программе. Выпускники СВУ и НВМУ, сдавшие выпускной экзамен по языку на "4" и "5" получили возможность сдачи экзаменов на диплом военного переводчика. Существенно расширялась программа обучения и по военной подготовке, что позволило выпускникам СВУ сразу же после окончания СВУ зачисляться без сдачи вступительных экзаменов на 2-й курс высших общевойсковых командных училищ14.

Суворовские военные училища, созданные в 1943 году, и нахимовские военно-морские училища, образованные несколько позже (Тбилисское к 1 января 1944 г., а Рижское 2 года спустя), явились преемниками старых кадетских корпусов России не только по содержанию образования и воспитания молодого поколения людей для службы своему Отечеству, но и преемником во временном периоде. Когда в 1943 г. Красная Армия, вытесняя фашистские полчища с оккупированной территории Советского Союза, начала выходить на западные рубежи нашей Родины, сохранившиеся в Западной Европе Российские кадетские корпуса начали свертывать свою деятельность. Именно тогда состоялось решение о создании суворовских военных училищ.

Одновременно государство выполняло важную социальную роль, решало проблему ликвидации беспризорничества детей, оставшихся без родителей в годы войны, спасая их от неустроенной и во многом криминальной послевоенной среды. По признанию многих из таких выпускников, достигших определенных высот в избранной сфере деятельности, училища их спасли от "улицы" и всех связанных с ней последствий.

Второй этап связан со значительным сокращением Вооруженных Сил (70-е и до начала 90-х годов) и соответственно сокращением количества суворовских военных училищ, сроков обучения в них как, во-первых, выполнивших свою социальную роль по поддержке семей и детей, потерявших в годы войны близких, а, во-вторых, исходя из представления о сокращении потребности в офицерских кадрах для вооруженных формирований в связи с проводившимся в эти годы значительным сокращением по инициативе Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева Вооруженных Сил. В результате прекратили свое существование Саратовское, Тамбовское, Тульское (1960 г.), Сталинградское (1961 г.), Новочеркасское, Ставропольское (1962 г.), Воронежское (1963 г.), Куйбышевское (1964 г.), Орджоникидзевское (1968 г.) СВУ. Прекратили под этим же предлогом свое существование и СВУ других силовых структур: Ташкентское СВУ и Ленинградское пограничное (1960 г.). Начиная с 1964 г. сокращались и сроки обучения в СВУ и НВМУ: сначала до 3-х лет, а с 1969 - до 2-х. В результате Вооруженные Силы лишились с детства патриотично воспитанного и профессионально ориентированного контингента будущих офицерских кадров.

Многие из тех, кто все-таки окончил суворовские военные училища, продемонстрировали свои высокие профессиональные качества в боевых действиях в Афганистане, других "горячих точках" послевоенного времени. Среди них следует отметить участников войны в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане генерал-майора Л. П. Богданова (вып. Кутаисского СВУ 1946 г.), бывшего с августа 1978 г. представителем КГБ СССР в этой стране, целую плеяду офицеров, удостоенных высокого звания Герой Советского Союза (С. П. Козлов, В. В. Колесник, В. А. Востротин, В. В. Задорожный, И. В. Запорожан, Н. А. Кузнецов, И. Н. Плосконос, А. П. Солуянов), командующего на заключительном этапе войны в Афганистане 40-й армией Героя Советского Союза генерал-полковника Б. В. Громова, других офицеров, удостоенных и не всегда получивших заслуженные награды, но честно и мужественно выполнявших свой воинский долг.

Третий этап пришелся на период крушения Советского государства, смены экономической формации, сократившимися экономическими возможностями государства. Суворовские военные и нахимовское военно-морское училище, несмотря на тяжелые экономические трудности, продолжали свою созидательную деятельность.

До 2008 года сроки обучения в СВУ и НВМУ в России оставались сокращенными - 3 года. Немаловажное значение сыграли субъективные обстоятельства в связи с приходом к руководству Вооруженными Силами министра обороны Российской Федерации Э. А. Сердюкова и его окружения. Этот период характерен разрушением созданной в предыдущие десятилетия суворовской и нахимовской школы. Под надуманными предлогами отменено традиционное участие суворовцев и нахимовцев в военных парадах, сокращены офицерские должности, исключены из штатов военные оркестры и т. д., т.е. сокращена военная составляющая в образовании и воспитании суворовцев и нахимовцев, что так важно для военно-патриотического воспитания и профессионального образования будущих офицерских кадров.

Четвертый этап

В 2012 году, ветеранам-суворовцам А. И. Владимировым (Московское СВУ), Ю.M. Лавринцом (Калининское СВУ), В.О.Чиковани (Тбилисское НВМУ) с помощью политических деятелей страны, осознающих роль кадетского образования для подготовки молодых людей к государственной службе, и в частности благодаря законодательной инициативе депутата Государственной Думы И.А. Яровой, впервые удалось закрепить в ст. 86 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" создание и функционирование в рамках обучения по образовательным программам основного общего и среднего общего образования соответствующих общеобразовательных организаций со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус", "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус", "казачий кадетский корпус" и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием "военно-музыкальное училище".

Важнейшим аспектом Закона явилась законодательное утверждение цели кадетского образования: "подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества"15.

Министр обороны Российской Федерации С. К. Шойгу совместно с администрацией Республики Северная Осетия - Алания приняли решение о переходе в 2014 г. в ведение министерства обороны России общеобразовательного учреждения республики "Кадетская школа-интернат "Владикавказский кадетский корпус". Таким образом, спустя 46 лет после расформирования возрождается Северо-Кавказское суворовское военное училище.

В настоящее время в структуре Министерства обороны Российской Федерации насчитывается 8 суворовских (Екатеринбург, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Ульяновск, Уссурийск, Владикавказ) и Нахимовское военно-морское училище (г. Санкт-Петербург). Шесть суворовских военных училищ обучают и воспитывают юношей в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (Астрахань, Грозный, Елабуга, Новочеркасск, Санкт-Петербург, Чита). Есть аналогичные учебные заведения и в странах ближнего зарубежья: Минске, Киеве, Бишкеке, Ташкенте. В последние два десятилетия, не без помощи суворовского сообщества, в России стали возрождаться кадетские корпуса, школы, классы и другие типы учебных заведений, подготавливающие молодых людей к государственной службе. Есть соответствующие кадетские учебные заведения и в структуре министерства обороны РФ: Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ, Кронштадтский морской кадетский корпус, Санкт-Петербургский кадетский корпус, Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус. В ведение министерства обороны России в 2014 г. также перешло общеобразовательное учреждение - кадетская школа-интернат в г. Омске, получившее наименование "Омский кадетский военный корпус" Министерства обороны Российской Федерации.

Опыт создания, функционирования кадетских корпусов России, суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ Советского Союза и Российской Федерации оказался востребованным особенно в последние два десятилетия. Учредителями довузовских образовательных учреждений, готовящих молодых людей к государственной службе, выступают Администрация Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и т. д.

Президентом Российской Федерации принято решение о создании в каждом федеральном округе президентских кадетских училищ. Первое в России Оренбургское президентское кадетское училище создано Распоряжением Президента РФ от 30 августа 2010 г. № 564-рп и приказом Министра обороны РФ № 1125 от 30.08.2010 г. на базе бывшего Оренбургского высшего зенитного ракетного командного училища имени Г.К. Орджоникидзе. Новое учебное заведение, открывшееся 1 сентября 2010 г., представляет собою тип инновационного образовательного учреждения, целью которого является подготовка всесторонне образованных и патриотически настроенных молодых людей, ориентированных на государственную и военную службу. Училище рассчитано на 1000 воспитанников - детей военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил России, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Аналогичные училища уже созданы в Ставрополе, Краснодаре, Тюмени. С 1 сентября 2014 г. начало свою историю президентское кадетское училище в г. Владивостоке, которое разместится на базе филиала Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота "Военно-морская академия имени Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" с сохранением указанного учреждения.

После принятия 18 марта 2014 года Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации 20 марта 2014 года министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу обратился к Президенту Российской Федерации Владимиру Путину с предложением о создании в городе Севастополе президентского кадетского училища. В тот же день училище было основано Распоряжением №74-рп Президента Российской Федерации и Распоряжением Правительства РФ от 6 июня 2014 №972-р. Училище создано на базе бывшего Военно-морского лицея Министерства обороны Украины, расположенного на территории Черноморского Высшего военно-морского училища имени П. С.Нахимова. Процесс обучения начался 1 сентября 2014 года.16

Создаются кадетские учебные заведения и в субъектах Российской Федерации, на сегодняшний день в России насчитывается более ста учреждений кадетского образования.

Как подчеркнул Министр обороны России С. К. Шойгу, такая форма обучения позволит успешно противостоять негативным явлениям в молодежной среде, будет способствовать воспитанию патриотизма, формированию высоких моральных качеств у подростков. Но поскольку в кадетских корпусах ребята получают не только общее образование, но и в них уделяется значительно внимания начальной военной подготовке, то Министерство обороны Российской Федерации оказывает им всяческую шефскую помощь в разработке учебных программ, обеспечении военно-техническим имуществом, печатными изданиями и электронным информационными ресурсами, в проведении военно-патриотических мероприятий.

Качественное среднее образование и полученные за время обучения военно-профессиональные навыки позволят их выпускникам иметь определенные преимущества перед выпускниками других средних образовательных учреждений при поступлении не только в военно-учебные, но и в любые ВУЗы России.

В своем приветствии по случаю 70-летнего юбилея суворовских военных и нахимовского военно-морского училища в г. Санкт-Петербурге министр обороны Российской Федерации генерал армии С. К. Шойгу отмечал: "За 70 лет своего существования система суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ показала себя как эффективная школа образования и воспитания патриотически-настроенных граждан, которые посвящают себя делу служения Отечеству. … Сегодня суворовцы, нахимовцы и кадеты являются надеждой и опорой наших Вооруженных Сил".

2. Итоги деятельности СВУ и НВМУ

За прошедшие 70 лет суворовские военные и нахимовские военно-морские училища выпустили более 120 тысяч воспитанников. Многие из них, учитывая целевую направленность созданных суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, стали офицерами и генералами, продолжателями дела своих великих предшественников - полководцев П. А. Румянцева и генералиссимуса А.В. Суворова, фельдмаршала М.И. Кутузова и адмиралов - флотоводцев Ф. Ф. Ушакова и П. С. Нахимова.

Как показал исторический опыт истекших семи десятилетий, суворовские военные и нахимовские военно-морские училища возлагаемые на них надежды оправдали. Высокий уровень организации в СВУ и НВМУ учебно-методической работы создавали условия и мотивировали воспитанников к добросовестному отношению к учебе, о чем свидетельствуют итоговые результаты учебы выпускников. Например, за время существования (1943-1961 гг.) Сталинградское суворовское военное училище сделало 14 выпусков - 973 выпускника, из которых 84 воспитанника окончили училище с золотой медалью и 246 - с серебряной, что составило почти 34 %.17 За период существования Горьковского СВУ (1944-1956 гг.) сделано 8 выпусков -622 выпускника, из которых 36 чел. закончили училище с золотой медалью и 79 - с серебряной, что составило 18,5 %. Традицию демонстрации высокого уровня знаний подхватили выпускники первого выпуска (1956 г.) несколько позже образованного (1953 г.) Минского СВУ. Из 80 человек 7 выпускников получили золотую, а 14 - серебряную медали, что составило 26,6%. 18 О высоком уровне подготовки выпускников СВУ и НВМУ свидетельствуют факты, что даже выпускники, имевшие удовлетворительные знания, по каким-то причинам не продолжившие обучение в военных училищах, как правило, не имели проблем при поступлении в высшие учебные заведения страны.

Достойное должностное положение и ревностное исполнение воинского долга большинством выпускников СВУ и НВМУ предопределило, что сегодня среди выпускников СВУ и НВМУ 4 генерала армии (В. В. Герасимов, В. С Бобрышев, В. Г. Казанцев, К. А. Кочетов), 34 генерал-полковника и 3 адмирала, около 160 генерал-лейтенантов и 7 вице-адмиралов, свыше 430 генерал-майоров и более 60 контр-адмиралов.19 Действительными государственными советниками Российской Федерации 1-го класса стали Д. В. Аристов (Киевское СВУ), Ю. И. Борисов и В. П. Буравченко (Калининское СВУ), С. И. Гайдаржи (Московское СВУ), В. А. Золотарев (Ленинградское СВУ).

Генерал армии К. А. Кочетов (Тамбовское СВУ) стал первым заместителем министра обороны СССР (1989-1991 гг.), а выпускники Калининского СВУ генерал-полковники Б. В. Громов (1992 г.) и В. И. Миронов (1992-1995 гг.) были заместителями министра обороны Российской Федерации.

Генерал-полковник Б. В. Громов на заключительном этапе боевых действий в Афганистане осуществлял руководство самой крупной (более 100 тыс. человек) после Второй мировой войны войсковой группировкой СССР, проводившей боевые операции, и организовал в соответствии с решением руководства страны ее вывод из Афганистана практически без потерь. Десятки, а может быть и сотни генералов, бывших суворовцев, принимали участие в организации и проведении боевых действий в войне с моджахедами в Афганистане, где показали свои лучшие профессиональные и нравственные качества. Значительный боевой опыт приобрели генерал армии В. Г. Казанцев, генерал-полковники В. В. Булгаков, В. В. Герасимов и многие другие при наведении конституционного порядка в Чечне.

Генерал-полковник А. Н. Постников (Казанское СВУ) был заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (2012-2014 гг.).

Немало выпускников суворовских военных училищ возглавляли главные и центральные управления Министерства обороны СССР и РФ, в том числе: генерал-полковник Н. А. Баранов - начальник Управления начальника вооружения-заместитель начальника вооружения Вооруженных Сил России (2002-2007 гг.); генерал-полковники Э. В. Косенко (1989-1992 гг.) и В. Н. Володин (1998- 2001 гг.) - начальники Управления радиоэлектронной борьбы Генерального штаба ВС РФ; генерал-полковник Г. П. Касперович - начальник Главного управления кадров и образования Министерства обороны РФ (1996-1997 гг.); генерал-полковник М. Г. Вожакин - начальник Главного управления кадров - заместитель начальника Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны РФ (2004-2008 гг.); генерал-лейтенант И. И. Микулин - начальник Главного управления воспитательной работы ВС РФ (1993-1995 гг.); генерал-полковник В. И. Герасимов - начальник 12-го Главного управления МО СССР (1985-1992 гг.), обеспечивающего безопасное хранение, эксплуатацию ядерных боеприпасов, контроль ядерных испытаний за рубежом; генерал-полковник А. И. Мазуркевич - начальник Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ (2001-2007 гг.). Генерал-полковник П. В. Плат (Ленинградское СВУ) в течение 7 лет (2006 - 2013 гг.) был главным военным экспертом МЧС России, а с 2013 г. исполняет должность начальника Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны РФ.

Два выпускника Ленинградского нахимовского военно-морского училища состоялись в должностях командующих Северным флотом: адмиралы В. С. Высоцкий (2005-2007 гг.) и Н. М. Максимов (2007-2011 гг.). В 2007-2012 гг. адмирал В. С. Высоцкий был Главкомом ВМФ России. Генерал-полковник А. Н. Постников (Казанское СВУ) был заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (2012-2014 гг.), а выпускник этого же училища генерал-полковник В. В. Чиркин - главнокомандующим Сухопутными войсками РФ (2012-2013 гг.). 20

Сотни генералов и адмиралов добросовестно исполняли и продолжают исполнять свои обязанности в других органах военного и государственного управления.

Есть немало представителей суворовских и нахимовских училищ, достигших заметных высот в воинской службе в других министерствах и ведомствах.

Генерал-полковник И. Я. Калиниченко (Кутаисское СВУ войск НКВД СССР) стал начальником Пограничных войск СССР - заместителем Председателя КГБ СССР и членом Коллегии КГБ (1990 - 1991 гг.), главнокомандующим Пограничными войсками СНГ (1992 - 1993 гг.) в самое трудное для государства время, когда рушился создававшийся десятилетиями Советский Союз и происходило формирование суверенных государств, определялись формы их будущего существования.

Генерал-полковник В. А. Востротин (Свердловское СВУ) десять лет (1994-2004 гг.) был заместитель министра по чрезвычайным ситуациям России. В аналогичной должности завершил свою воинскую службу выпускник Кавказского СВУ генерал-полковник С. И. Суанов (2000-2001 гг.). Генерал-полковник А. Г. Львов (Уссурийское СВУ) является командующим войсками Центрального регионального командования внутренних войск МВД России (с сентября 2005 г.).

21 представитель высших офицеров прошел через командование военными округами, флотами, группами войск за рубежом, в странах социалистического содружества. Первым среди них был К. А. Кочетов (Тамбовское СВУ), принявший под свое командование в 1982 г. Южную группу войск (Венгрия).Спустя 2 года, в 1984 г., командующими стали: А. В. Ковтунов (Киевское СВУ) в Северной группе войск (Польша) и В. В. Скоков (Новочеркасское СВУ) в Северо-Кавказском военном округе.21

Восемь человек возглавляли или возглавляют военные ведомства государств постсоветского пространства: генерал-полковники П. Г. Чаус и Л.С. Мальцев (Минское СВУ), А. И. Костенко (Киевское СВУ) - в Республике Беларусь, А.С. Гриценко (Киевское СВУ) - в Украине, генерал-полковник А.К. Баранкевич (Свердловское СВУ) и Ю.А. Танаев (Минское СВУ) - в Южной Осетии, генерал-полковник С.Г. Хажеев (Свердловское СВУ) и генерал-майор А. А. Лукьянов (Уссурийское СВУ) - в Приднестровской Молдавской Республике.

Адмирал Ю. И. Ильин (Минское СВУ), командующий Военно-морскими силами Вооруженных сил Украины (27 июля 2012 года - 19 февраля 2014 года) во время политического кризиса на Украине 2013-2014 годов 19 февраля 2014 указом президента Украины (Верховного Главнокомандующего Вооруженных сил Украины) Виктора Януковича был назначен начальником Генерального штаба Вооруженных сил Украины и главнокомандующим Вооруженными силами Украины. В исполнении должности находился последние 10 дней правления Президента В. Януковича и всячески препятствовал втягиванию Вооруженных Сил в противостояние сил, сформировавшихся в государстве во время политического кризиса. В связи с событиями на Украине 11 марта 2014 года Ю. И. Ильин сделал заявление о необходимости решения проблем жителей Крыма, Донецка, Харькова, Луганска, Одессы, Днепропетровска, Николаева, Херсона и других городов Украины за столом переговоров. После провозглашения независимости Республики Крым остался в Крыму.22


Начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии В. В. Герасимов

Начальником Комитета начальников штабов вооруженных сил - первым заместителем министра обороны Республики Казахстан был (2001 -2003 гг.) выпускник Свердловского СВУ 1975 г. генерал-лейтенант М. М. Сапаров. Он был самым молодым начальником Генерального штаба среди своих коллег по организации Договора о коллективной безопасности и в буквальном смысле слова "сгорел" на службе, многое сделав в деле реорганизации ВС Республики Казахстан. Сердце генерала не выдержало выпавших на него нагрузок.

Сегодня многие руководящие должности в Вооруженных Силах Российской Федерации занимают выпускники суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ: генерал армии В.В. Герасимов (Казанское СВУ) - первый заместитель Министра обороны РФ - начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, Ю.И. Борисов (Калининское СВУ) - заместитель министра обороны РФ, генерал-полковник Н.В. Богдановский (Свердловское СВУ) - первый заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, генерал-полковник А.А. Сидоров (Свердловское СВУ) - командующий войсками Западного военного округа и т.д.


Дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт В. А. Джанибеков, 5 раз покоривший космос

Три летчика-космонавта - В. А. Джанибеков (Ташкентское СВУ), Ю. Н. Глазков (Ставропольское СВУ), Р. Ю. Романенко (Ленинградское СВУ) (сын летчика-космонавта дважды Героя Советского Союза Ю. В. Романенко) - выходцы из суворовской среды. Каждый их полет (а В. А. Джанибеков в космосе был 5 раз!) - это новые страницы в науке, также как проводимые испытания их коллегами на земле (С. С. Хлопков - Курское СВУ, И. А. Балабай - Саратовское СВУ, В. В. Черевач - Киевское СВУ). Ветеранами советской космонавтики, принимавшими участие в запусках аппаратов, управляемых первыми космонавтами Советского Союза Ю. Гагариным, Г. Титовым, А. Николаевым, П. Поповичем, являются Заслуженный испытатель СССР Л. А. Николаев (Горьковское СВУ), на счету которого 1750 запусков с космодрома Байконур, В.О. Чиковани, Р.С. Гуревич (Тбилисское НВМУ), участвовавшие в 960 боевых испытательных работах на космическом полигоне "Кура" (Байконур-Камчатка), Б.И.Посысаев (Рижское НВМУ), В.М. Константинов(Тульское СВУ), Н.Е.Симонов (Куйбышевское СВУ), В.П. Гладченко В.П. (КиевскоеСВУ) .

Грядут новые полеты, и в числе тех, кому предстоит преодолеть земное притяжение, обеспечивать полеты в космос, возможно, появятся новые имена выпускников суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ.

Свой вклад суворовцы и нахимовцы внесли в повышение боевого могущества государства. Создание новых образцов техники и вооружения, их испытание, не обходились без участия тех, кто получал основы знаний в суворовских военных и нахимовских военно-морских училищах.


В центре Герой Советского Союза Ю. П. Филипьев (Тбилисское НВМУ) и Герои Российской Федерации (слева направо) В. В. Макаров (Казанское СВУ), И.А. Баталов (Ленинградское СВУ), А. Н.Прибытков (Калининское СВУ), С. З. Тулин (Казанское СВУ)

Среди тех, кто "ставил на крыло" будущего первого космонавта планеты Ю. А. Гагарина был его первый летный наставник, в последующем заслуженный летчик-испытатель, выпускник Сталинградского СВУ Д. П. Мартьянов. За создание образцов специальной техники трижды лауреатом Государственных премий стал Б. Н. Одинцов (Киевское СВУ), заслуженным конструктором Российской Федерации - создатели космической техники Ю. Г. Иванченко (Куйбышевское СВУ), С. С. Бочаров (Калининское СВУ), С. И. Потоцкий (Ташкентское СВУ). Достижения выпускников СВУ и НВМУ в различных сферах их жизнедеятельности достойно оценены государством: не менее 200 из них удостоены звания "Заслуженный специалист"23, удостоены других почетных званий и наград, десятки тысяч награждены орденами и медалями.


Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (Высший дипломатический ранг!), министр иностранных дел Российской Федерации (1998-2004 гг.) И. С. Иванов (Московское СВУ 1963 г.)

Проявившие свои лучшие профессиональные качества 73 выпускника за ратные подвиги и успехи в труде удостоены высшего геройского звания. 24 В их числе: дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт В.А. Джанибеков, Герой Советского Союза - 14 чел., Герой Социалистического Труда -3 чел., Герой Российской Федерации - 52 чел., Герой Украины - С.В. Червонописский (Минское СВУ), Герой Абхазии - В.В. Анцупов (Кавказское СВУ). До 50% лиц, удостоенных геройских званий, получили их посмертно. Для других перенесенные ими жизненные потрясения не прошли бесследно и явились причиной ухода из жизни еще в молодом и дееспособном, не превышающем 40 лет, возрасте (Козлов С. П.- Московское СВУ, И. А. Баталов - Ленинградское СВУ, С. Ю. Медведев - Уссурийское СВУ, В. А. Чабанов - Казанское СВУ).

Еще при жизни стало легендой имя выпускника Ленинградского НВМУ генерал-майора авиации Т.А. Апакидзе, первым в истории морской авиации освоившего палубный истребитель.

Капитан I ранга Герой Советского Союза Ю.П. Филипьев (Тбилисское НВМУ-1952 г.) стал первым в мире гидронавтом, который освоил и провёл испытание единственной в то время (1973 г.) на планете субмарины, погрузившись на глубину "куда никто и никогда не ходил" (6000 м), при этом обезвредил "объект" (беспилотный), установленный "вероятным противником". Можно сказать, что Ю. Филипьев - это Гагарин морских глубин.

Не менее значимые подвиги совершили другие лица, удостоенные высшей награды своих государств.


Глава гражданского контингента ООН в Хорватии, Боснии и Герцеговине В.А. Андреев (Ленинградское СВУ- 1957 г. выпуска) дает обед в честь Дж.Картера, прибывшего с миссией миротворчества в Боснию и Герцеговину. Декабрь 1994 г.

Получив основательную подготовку в суворовских военных и нахимовских военно-морских училищах, их выпускники добились значительных успехов в других сферах деятельности - политике, науке, искусстве, спорте и т.д. Имена многих из них с гордостью называют не только в училищах, которые они окончили, но их фамилии, государственные дела хорошо знакомы за пределами Вооруженных Сил.

Министры СССР и Российской Федерации (Э.Д. Днепров, Ю.С. Мелентьев, И.С. Иванов), губернаторы (Б.В. Громов, В.С. Груздев, А.И. Шевелев, А. И. Бочаров), депутаты законодательных органов (А. М. Макашов, В. А. Востротин, С. В. Груздев, И. Н. Морозов, С.В. Железняк, А.Н. Метельский, В.А. Стальмахов, С. И. Шаврин, А. И. Шевелев …) хорошо известны внашей стране. Членами Совета Федерации, представлявшими соответствующие субъекты Российской Федерации, были А. И. Бочаров (Московское СВУ), А. Н. Шишков (Кавказское СВУ)…Чрезвычайными и Полномочные послами России стали И. С. Иванов, Н. И. Елизаров, Г. В. Ильичев, В. И. Кузнецов, В. Ф. Кеняйкин, Ф. И. Станевский, С. А. Орджоникидзе.


Директор (1992-2005 гг.) и научный руководитель (2006 -2014 гг.) Объединенного института ядерных исследований в Дубне, доктор физико-математических наук, академик РАН В. Г. Кадышевский (Свердловское СВУ) среди выпускников СВУ. Слева направо: Ю. М. Лавринец (Калининское СВУ), генерал армии К. И. Кочетов (Тамбовское СВУ), В. Г. Кадышевский, генерал армии В. С. Бобрышев (Киевское СВУ), генерал-майор А. И. Владимиров (Московское СВУ). Сидит В. М. Лаврухин (Свердловское СВУ). Апрель 2007 г.

Большое количество выпускников СВУ и НВМУ связали свою судьбу с наукой. Академиками Российской академии наук и Советского Союза стали - выдающийся физик-ядерщик, руководитель Института ядерной физики в Дубне В.Г., Кадышевский (Свердловское СВУ), А. Г. Витушкин (Тульское СВУ), И. С. Иванов (Московское СВУ), В. В. Окрепилов (Ленинградское СВУ), М.И. Давыдов, выдающийся советский и российский учёный хирург-онколог, президент (2006-2011 гг.) академии медицинских наук (Киевское СВУ). При этом следует обратить внимание, что А. Г. Витушкин достиг заметных вершин в науке будучи полностью слепым. Во время обучения в Тульском СВУ (1943-1949 гг.) в результате несчастного случая потерял зрение. Принятые командованием меры дали возможность ослепшему юноше окончить училище, получить аттестат зрелости и золотую медаль. В последующем он окончил МГУ им. М. В. Ломоносова, защитил кандидатскую и докторскую диссертации, стал лауреатом Государственной премии СССР.


Академик РАН, генеральный директор Российского Онкологического научного центра им. Н. Н. Блохина Российской академии медицинских наук М. И. Давыдов (Киевское СВУ)

Большой отряд ученых до недавней, в 2014 году, реорганизации РАН и ее подразделений входил в качестве действительных членов (академики), членов - корреспондентов в отраслевые академии наук (РАЕН, РАРАН, РАМН и др.: генерал-лейтенанты Р. М. Тимошев и А. Б. Шевчук (Калининское СВУ), генерал-майоры В. А. Золотарев (Ленинградское СВУ), Г. С. Батырь и Е. В. Сарычев (Тульское СВУ), В. А. Блатов (Горьковское СВУ), С. А. Бугров и В. Ф. Халипов (Воронежское СВУ), В. З. Дворкин (Рижское НВМУ), В. А. Макагонов (Новочеркасское СВУ), Н. А. Чалдымов (Калининское СВУ), В. В. Софронов (Ленинградское НВМУ), генерал майоры медицинской службы А. М. Шелепов (Уссурийское СВУ), В. М. Шаповалов (Минское СВУ), А. Б. Зорин (Ташкентское СВУ) и В. Т. Ивашкин (Тамбовское СВУ); полковники А. И. Яковлев (Тульское СВУ), капитан 1-го ранга В. С. Яковлев (Минское СВУ), полковник медицинской службы В. Х. Хавинсон - президент Европейской ассоциации геронтологии и гериатрии (Минское СВУ). Среди них также доктора наук по соответствующим специальностям: В. Г. Шеминов (Ленинградское СВУ МГБ), Б. Н. Тарасов (Казанское СВУ), Е. В. Старостин (Кавказское СВУ) и многие сотни других ученых, чьи деяния на научном поприще продвигают научную мысль вперед во имя процветания Отечества и благополучия его граждан.


Парадный портрет лейтенанта Г. В. Васильева, будущего народного артиста РСФСР

Многие выпускники, защитив диссертации на соискание ученых степеней, посвятили свою жизнь педагогической деятельности, достигли на этом поприще заметных успехов. Наличие у сотен выпускников СВУ и НВМУ почетных званий и государственных премий отражает ценность вклада в теорию и практику хозяйственного и военного строительства страны,

Народные артисты (Г.В. Васильев, А.С. Пашутин, А. С. Потапов, В. Л. Иванов, В. М. Солодахин), участники, победители и призеры Олимпийских игр (Ю.П. Власов, В.В. Попенченко, В. Я. Клименко, В.В. Портной, В.М. Емельянов, И.И. Никитин, С. М. Глушков), тренеры олимпийских команд (С.М. Вайцеховский, А.Ш. Балов, С. М. Глушков, Б. З. Самойленко, О.В. Самохвалов, Г. И. Калеткин, В. П. Степаненко), работники творческих профессий (писатели, композиторы, актеры, режиссеры, художники), перечислить которых из-за их многочисленности весьма проблематично, составляют гордость суворовско-нахимовского сообщества.

3. Кадетское движение России25: общественные объединения
и международные связи суворовцев и кадет


8-й выпуск (1956 г.) Казанского СВУ,представители которого одними из первых под руководством А. Хронусова начали проводить традиционные встречи выпускников

Активное и целенаправленное движение по объединению выпускников СВУ и НВМУ началось в конце 80-х годов прошлого столетия. Было бы неправомерно приписать кому-то одному идею объединения, т. к. такая мысль явилась объективным продолжением того корпоративного духа и воспитания, которые создавались и создаются в СВУ и НВМУ. Однако среди тех, кто проявил изначально инициативу проведения встреч выпускников суворовских военных училищ, следует назвать А. Хронусова (Казанское СВУ), Г. М. Лешина (Воронежское СВУ), Ю. Г. Стрельцова и Г.И. Березина (Северо-Кавказское СВУ) и некоторых других, которые первоначально занимались организацией встреч выпускников соответственно своих выпусков, в последующем привлекая к ним коллег из других выпусков, а со временем ощутили необходимость создания общественных объединений. Первым таким объединением стал Всесоюзный суворовско-нахимовский клуб (со-председатели Ю. Г. Стрельцов и В. А. Джанибеков), созданный в 1986 году. Позже, в 1988 году, был создан Московский суворовско-нахимовский клуб (МСНК), первым председателем которого стал выпускник 1-го, 1948 г., выпуска Свердловского СВУ В. Е. Аниканов. В последующем, пройдя соответствующую трансформацию (Московский суворовско-нахимовский союз - с 1993 г., Московское суворовско-нахимовское содружество - с 1998 г.), с апреля 2010 года объединение приобрело статус - "Московское содружество суворовцев, нахимовцев и кадет". После В. Е. Аниканова его возглавляли генерал-майор А. А. Друкарев, В. П. Зеленский, генерал-майор А. И. Владимиров. Содружество, которое сейчас возглавляет выпускник Калининского СВУ полковник Ю. М. Лавринец, является самой крупной региональной организацией кадет России.


Открытие памятника председателю МСНС А. А. Друкареву

Аналогичные суворовско-нахимовские объединения создавались в других крупных городах и гарнизонах. В этих целях проводилась большая поисковая работа по составлению списков выпускников, проживавших в соответствующих регионах. Первоначально объединяющим центром был Всесоюзный суворовско-нахимовский клуб. В последующем были созданы Московский суворовско-нахимовский клуб (1988 г.), Международная ассоциация суворовских, нахимовских и кадетских объединений "Кадетское Братство".

В 2007 году на Первом Съезде кадет России был создан Всероссийский Союз кадетских объединений России "Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России" (ОССНКР), в которое вошли общественные объединения выпускников суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ СССР, России и стран СНГ всех выпусков большинства регионов Российской Федерации, а также Объединения выпускников русских кадетских корпусов за рубежом, тем самым было сформировано и оформлено кадетское движение России.


Представители Объединения Кадет Российских Кадетских Корпусов в Сан-Францисского А. Ермаков, А. Истомин, С. Забелин (слева направо), участвовавшие в передаче Дому Русского Зарубежья в Москве библиотеки генерал-лейтенанта барона А. П. Будберга. С ними на фото: А. Исакова (сидит) - вдова Е. П. Исакова (Казанское СВУ), стоят (слева направо) Г. Измайлов (Минское СВУ), В. Лаврухин (Свердловское СВУ), Н. Кунц (Минское СВУ), ?, Е. Введенский (директор кадетского корпуса)

Открытое Содружество: приняло Декларацию о деятельности кадетских объединений России; выработало и приняло стратегию кадетского движения России; последовательно провело четыре Общекадетских Съезда (Первый съезд - г. Москва, 2007.г.; Второй съезд - Санкт-Петербург, 2009 г; Третий съезд - г. Екатеринбург, 2011 г.; Четвертый съезд - г.Хабаровск, Владивосток - 2014 г.; Пятый съезд - будет проведен в 2017 году в Твери); в настоящее время работает над проектом формирования национальных элит России с детства, на основе системы учреждений кадетского образования страны.

Сегодня кадетское движение России включает в себя более 120.000 своих членов, является общепризнанным национальным лидером в вопросах кадетского образования, а также в вопросах патриотического воспитания, оно является мощным патриотическим движением и значимой частью гражданского общества России, число членов кадетского движения России ежегодно увеличивается на несколько тысяч суворовцев, нахимовцев и кадет, выпускников порядка ста учреждений кадетского образования страны и Армии.

За заслуги в укреплении боевого содружества, активную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи и в связи с 60-летием со дня создания суворовских военных училищ приказом министра обороны РФ С. Б. Иванова от 16 августа 2003 года № 681 более шестидесяти выпускников СВУ и НВМУ награждены медалью "За укрепление боевого содружества"26.


Представители зарубежных кадетских объединений России частые гости и активные участники проводимых выпускниками СВУ и НВМУ мероприятий. Слева направо: И. Н. Андрушкевич (Аргентина), М. Н. Кузнецов (Тульское СВУ), председатель Московского содружества суворовцев, нахимовцев, кадет Ю. М. Лавринец (Калининское СВУ), член общественной организации С. А. Лугачев

За активное участие в суворовско-нахимовском движении, пропаганду традиций суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ многие выпускники удостоены ордена "Кадетский крест" Международной ассоциации "Кадетское братство" и наградного кадетского креста "За служение Отечеству" Региональной благотворительной общественной организации "Московское суворовско-нахимовское содружество"27.

С начала 90-х годов прошлого столетия Московский суворовско-нахимовский клуб установил связи со своими предшественниками - кадетами объединения Российских кадетских корпусов за рубежом и при их непосредственном участии начал возрождение кадетского образования в стране. В 1992 году, впервые в современной России по инициативе и на средства Московского суворовско-нахимовского клуба был создан Первый Московский кадетский корпус, первым директором которого, по решению Совета Московского клуба стал выпускник Свердловского СВУ полковник Владимир Владимирович Кирсанов.

В последующем в Москве и России появились другие кадетские образовательные учреждения, но только в 2012 году в связи с принятием Федерального закона № 273 "Об образовании в Российской Федерации" кадетские образовательные учреждения приобрели правовой статус своего существования.

Сейчас, наряду с суворовскими военными и нахимовскими военно-морскими училищами, при поддержке и непосредственном участии суворовских объединений, решаются многие вопросы организации и развития кадетского образования в стране. Участие представителей зарубежных кадет в деятельности объединений выпускников СВУ и НВМУ на протяжении более 2-х десятилетий стало традиционным: взаимное участие в проводимых съездах, посещении кадетских учебных заведений в целях передачи традиций начатого около 3-х столетий назад кадетского образования в России.

Кадетскому образованию в России 313 лет, начиная с Указа Петра I в январе 1701 года, об учреждении в Москве, в Сухаревской башне Навигацкой школы. День образования Навигацкой школы принят в качестве памятной даты кадетского движения России и ежегодно отмечается ими 25 января как "День кадета".

Кадеты России являются уникальным феноменом ее культуры и единственной корпорацией, давшей Миру двух Святых Русской Православной Церкви: великого адмирала России Федора Федоровича Ушакова, выпускника Шляхетского кадетского корпуса; Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, выпускника Полоцкого кадетского корпуса.

Уже более трех веков кадеты России верно служат своему Отечеству на военном и гражданском поприщах, прославили его в науке и искусстве, политике, военном деле и на полях сражений всех войн, которые вела наша Держава последние триста лет.

Созданные 70 лет суворовские военные и нахимовское военно-морское училища достойно продолжают традиции предшественников, а движение, возникшее в виде объединения выпускников этих училищ, перешагнуло границы нашего государства и приобрело международный характер.

Подвиг и традиции служения своему Отечеству с детства кадет, суворовцев и нахимовцев никогда не прерывалась, а с образованием в суровые годы Великой Отечественной войны суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, эта традиция все более принимала вид государственной политики, и сегодня развивается и поддерживается Президентом Российской Федерации.

Выпускник Московского СВУ 1963 г.,
кандидат политических наук,
генерал-майор Александр Иванович Владимиров

Выпускник Минского СВУ 1963 г.,
кандидат экономических наук, профессор,
полковник
Николай ЗыгмунтовичКунц


1(назад)См.: Горьковское суворовское военное училище. Составитель Гурковский В. А.- М.: "Атлет-пресс", 2014. - С. 27 (Источник:Архив Президента Российской Федерации: фонд 3, опись 50, дело 224, листы 14-15).

2(назад)См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Часть 2, изд-е 7-е.-М.: Гос. изд-во политической лит-ры.-1953.-С.1011-1012.

3(назад)Лопуховский Л. Н., Ковалев В. П. Воронежское суворовское (История Вж СВУ. 1943-2013 гг.). - ВУНЦ ВВС "ВА им. проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (г. Воронеж)".- 2013. - С. 9.

4(назад)См.: Дрягин А. Памятная встреча.- Коммунист Вооруженных Сил. - 1975. - № 21. - С. 54.

5(назад)См.: Иванов В. П. Нахимовцы: Литературно-художественное издание. - М.: Андреевский флаг.-1994. - С. 90.

6(назад)См.: Плеханов А.М., Попов А.А. Наследники А.В. Суворова. От кадетских корпусов России к суворовским военным училищам войск НКВД (МВД), КГБ СССР (1731-1960 гг.): Исторический очерк. 2-е изд., испр. и дополн. - М.: РУСАКИ, 2001.- С. 71-72.).

7(назад)См.:Лопуховский Л. Н., Ковалев В. П. Воронежское суворовское (История ВжСВУ.1943-1963 гг.).-ВУНЦ ВВС "ВВА им. проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (г. Воронеж).- 2013 г.- С. 30.

8(назад)См.: Горьковское суворовское военное училище/Составитель Гурковский В. А. - М.: Изд-во "Атлет-пресс", 2014.- С. 37.

9(назад)См.: Ноздрев В. В. Новочеркасское суворовское военное училище// Суворовцы и нахимовцы навсегда/Составители Г. П. Толокольников, А. Ш. Салихов, А. Н. Шишков.- М.: ОЛМА Медиа Групп. 2013. - С.57.

10(назад)См. записку Ф. Голикова и В. Морозова И Сталину от 5 ноября 1943 г. "О ходе формирования суворовских училищ. Источник: Лопуховский Л. Н., Ковалев В. П. Воронежское суворовское (История ВжСВУ.1943-1963 гг.). -ВУНЦ ВВС "ВВА им. проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (г. Воронеж).- 2013.- С. 601.

11(назад)См.: Коломеец В. "Юный суворовец" в небе войны. - Комсомольская правда. - 1974. -31 октября.

12(назад)Следует отметить, что за всю 70-летнюю историю существования СВУ и НВМУ только 2 училища- Казанское и Минское - не претерпели трансформации в своих названиях//См.: Кунц Н. З. Гордость кадетского братства: Выпускники уворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, добившиеся государственной и общественной известности. -М.: ОАО "Творческая мастерская Зураба Церетели", 2010.- С. 737-738 (приложение 7).

13(назад)См.: Кунц Н.З., Смирнов Н. И. при участии Белозерова В. И. Минское СВУ и кадетское братство.- М.:4-й филиал Воениздата, 2004.- С. 324.

14(назад) См.:Колымагин Г. Н. Сталинградское (Чкаловское-Оренбургское) суворовское военное училище (1943-1961)// Суворовцы и нахимовцы навсегда/Составители Г. П. Толокольников, А. Ш. Салихов, А. Н. Шишков.- М.: ОЛМА Медиа Групп. - 2013. - С. 96.

15(назад)Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 86, п. 1.

16(назад)См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Севастопольское президентское кадетское училище

17(назад) См.:Колымагин Г. Н. Сталинградское (Чкаловское-Оренбургское) суворовское военное училище (1943-1961)// Суворовцы и нахимовцы навсегда/Составители Г. П. Толокольников, А. Ш. Салихов, А. Н. Шишков.- М.: ОЛМА Медиа Групп. 2013. - С. 99.

18(назад)См.: Кунц Н.З., Смирнов Н. И. при участии Белозерова В. И. Минское СВУ и кадетское братство.- М.:4-й филиал Воениздата, 2004.- С. 49.

19(назад)Здесь и далее о достижениях выпускников СВУ и НВМУ см. приложение 2 книги Кунца Н. З. "Гордость кадетского братства: Выпускники суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, добившиеся государственной и общественной известности". -М.: ОАО "Творческая мастерская Зураба Церетели", 2014.- С.689-704.

20(назад)Кунц Н. З. Гордость кадетского братства: Выпускники суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, добившиеся государственной и общественной известности. -М.: ОАО "Творческая мастерская Зураба Церетели", 2014.- С. 32, 93,109, 148.

21(назад)Там же.- С. 705 (приложение 3).

22(назад)См.: Кунц Н. З. Гордость кадетского братства: Выпускники суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, добившиеся государственной и общественной известности. -М.: ОАО "Творческая мастерская Зураба Церетели", 2014.- С. 38-40.

23(назад)Там же.- С.710-714 (приложение 6).

24(назад)Кунц Н. З. Суворовцы и нахимовцы - Герои. -М.: "Интерграф Сервис". - 2003. - 103 с.;Кунц Н. З. Гордость кадетского братства: Выпускники суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, добившиеся государственной и общественной известности. -М.: ОАО "Творческая мастерская Зураба Церетели", 2014.- - С.708-709 (приложение 5).

25(назад)Наиболее полная информация по истории, идеологии, теории и практике кадетского образования и воспитания в России содержатся в изданиях: - Андрушкевич И. Н. "О феномене русского кадета", "Без чести нет доблести": "Русские тетради" - Аргентина, Буэнос-Айрес, 2012-2014. - Альманах "Кадетский вестник России" № 1-8. - М.: Периодическое издание Общероссийского союза кадетских объединений "Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России", 2007-2010. - Владимиров А. И. Основы общей теории войны: монография: в 2 ч. Часть I: Основы теории войны.Часть II: Теория национальной стратегии: основы теории, практики и искусства управления государством / А. И. Владимиров. - М.: Московский финансово промышленный университет "Синергия", 2013. - Кунц Н. З. Гордость кадетского братства: Выпускники суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, добившиеся государственной и общественной известности. - М.: ОАО "Творческая мастерская Зураба Церетели", 2014. - Сайт МССНК. www.kadet.ru

26(назад)См.: Кунц Н. З. Гордость кадетского братства, том 2: Выпускники суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, добившиеся государственной и общественной известности. -М.: ОАО "Творческая мастерская Зураба Церетели", 2010.- С. 735-736.

27(назад)Самый первый приказ по Московскому суворовско-нахимовскому содружеству от 23 февраля 2008 г. № 01 о награждении см.: Кунц Н. З. Гордость кадетского братства, том 2: Выпускники суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, добившиеся государственной и общественной известности. -М.: ОАО "Творческая мастерская Зураба Церетели", 2014.- С. 726-727.