Первый Собор родителей России обсудит программу кадетского образования в стране

12/07/2010

12 июля 2010 года в региональном информационном центре "ТАСС-Урал" состоялась пресс-конференция на тему: "Первый Собор родителей России обсудит программу кадетского образования в стране". Первый Собор родителей России, предваряющий Царские дни, обсудит тему кадетского образования в России. Тема воспитания будущих ушаковых, суворовых, кутузовых и просто настоящих мужчин становится актуальнейшей для России.

Участники:

Валерий Неталиев, председатель Екатеринбургского городского родительского комитета
Михаил Свешников, политолог, руководитель свердловского отделения Государственно-патриотического клуба "Единой России"
Владимир Усманов, генерал-майор, д.пед.н.
Николай Костоусов, подполковник запаса, к.пед.н., доцент Уральского государственного педагогического университета.

Валерий Неталиев:
Наш комитет существует уже 7 лет. Когда-то это была просто группа родителей, которые переживали за то, что их дети живут не теми ценностями, с которыми мы бы хотели их видеть. Тогда мы организовались для того, чтобы содействовать школе, содержать там нравственные ценностные направления. Также нас интересовала внешкольная среда. Прошло время, и у нас появилась необходимость организовываться точнее. Все началось с акции, когда мы вместе с Администрацией Екатеринбурга закрывали муниципальный центр "Холис", который нес в школу просветительские программы о сексе, которые мы считали очень недостойными. Было очень сложно работать с Администрацией города, но первая наша работа удалась: Администрация города увидела наши серьезные требования, где были и экспертные заключения докторов наук. Пять докторов наук, юридических, психологических, педагогических, сделали экспертное заключение о том, что родительские тревоги и обоснования очень серьезны. Тогда было положено начало диалога с властью. После этого, в апреле 2008 г. возникла акция "Награду за голову педофила", которая сейчас известна на всю Россию. Чернецкий делал отчетный итоговый доклад для депутатов по социально-экономической политике и о том, что твориться в Екатеринбурге вообще за 2009 г. В этом докладе мы увидели для себя очень хорошие цифры: общая преступность по Екатеринбургу понизилась на 5,1 проц, а также понизился рост особо тяжких преступлений, куда входит насилие над несовершеннолетними детьми, убийство детей (в то время в Екатеринбурге была эпидемия педофилии). Это большая заслуга, конечно, и органов милиции, но это также заслуга родителей, которые контролировали околошкольную территорию, создавали бригады, платили тем людям, которые защищают детей. Мы добились даже того, что Президент и Госдума внесли поправки в закон об образовании, сейчас высшая мера наказания за насилие над детьми - это пожизненный срок. Уже три человека в Екатеринбурге получили от Областного суда пожизненное событие. Также мы остановили непроверенное не экспертное внедрение на российскую территорию ювенальной юстиции. Программа ювенальной юстиции взята на особый контроль Президентом и Премьером России.
Первый Собор родителей России будет обсуждать тему кадетского образования в стране. На сегодняшний день Россия находится на первом месте по употреблению тяжелых наркотиков, алкоголя, случаям суицида среди молодежи, абортам в детской среде. Ребята, в большинстве случаев, либо "откашивает" от армии, либо им не позволяет здоровье - это проблема, о которой заявляют именно военные эксперты. Со всех сторон, в Интернете, в прессе, существуют разные мнения: кто-то говорит, что идет развал, кто-то говорит, что его нет. Но мы ориентируемся на стратегию национальной безопасности РФ до 2020 г. Сейчас возрождаются исконно-российские идеалы: духовность, достойное отношение к исторической памяти, укрепляется общественное согласие на основе общих ценностей, культур и уважение семейных традиций. Настоящее стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности РФ, в которую входит порядок действий, меры по обеспечению национальной безопасности, она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организации общественных объединений для защиты национальных интересов РФ. Мы хотим, чтобы наши дети от армии не убегали, чтобы они защищали страну, детей, женщин, чтобы шли на подвиг не ради денег, а ради того, что есть люди, ради которых нужно идти и отдать, если нужно свою, жизнь. Сейчас, в большинстве случаев, это не так. Сегодня закончился первый день поста, начинается серьезная работа, завтра мы собираем Собор - это является большим церковным и российским праздником. Тема Собора родителей России очень важна - это воспитание патриотов России, которые будут выполнять наказ наших дедов.

Николай Костоусов:
Система обучения, воспитания, просвещения патриота России - не новая. Еще в 1731 г. Анна Иоанновна создала первый кадетский корпус, предназначение которого было служение, государственная служба как на гражданском, так и на военном поприще. Менялись эпохи, идеологии: дореволюционная Россия, советский период, 1943 г. Не зря в тот момент, когда происходили реформы, и родители, и сами дети обратились к систему кадетского образования. Необходимо отдать должное Валерию Вениаминовичу Нестерову, генерал-майору внутренней службы Демину, Бояршину Станиславу Константиновичу. Был создан лицей милиции ГВУД Свердловской области. В 2001 г. я защитил диссертацию по теме "Педагогические основы нравственного воспитания учащихся лицея милиции". Государственные служащие, будь то на военном поприще, в правоохранительной службе, без нравственного стержня - это легальный вооруженный преступник в мирное время. В настоящее время мы продолжаем эту тему. В 2008 г. я выпустил монографию "Кадетское образование: прошлое, настоящее, будущее". Здесь я постарался описать те тенденции, как положительные, так и отрицательные, за данный исторический период и проходило кадетское образование. В настоящее время наблюдается тенденция к количественному увеличению: в России уже более 100 учебных заведений кадетского типа. Теперь перед нами стоит задача достигнуть качественного уровня, потому что требования современности ставят перед выпускниками повышенные требования. Любые удары судьбы выпускник учебного заведения кадетского типа должен уметь преодолевать. Не зря есть такое определение: взрастили, как розу в оранжерее или закалили как сталь. Мы являемся выпускниками нашего Екатеринбургского суворовского училища, где нас научили любить родину, как основную ценность, уважать старших и ценить своих друзей, в том числе нас научили преодолевать трудности. Особенно мы всегда благодарны нашим офицерам (воспитателям), старшине, нашим преподавателям, которые нас обучали и закаляли наши характеры. Нас готовили к служению отчизне вплоть до самопожертвования. Именно в подростковом возрасте ценности закладываются на подсознании.

Михаил Свешников:
Для меня эта тема очень актуальна, потому что я свое детство связал с суворовским училищем. Это был выбор еще юного незрелого гражданина, но я понимал, что этот путь, идя по которому можно стать настоящим патриотом защитником Родины. В дальнейшем жизнь складывалась по-разному, но я до сегодняшнего дня сохраняю в памяти то, что я приобрел в период учебы. Роли кадетского движения, суворовского, нахимовского и т.д. уделяется очень большое внимание в нашем обществе, хотя это внимание не всегда реализуется так, как нам хотелось бы. В этом году впервые на параде суворовцы не участвовали, хотя всегда, из года в год, они шли в первых колоннах. Для них это была высокая часть, это был образец для подражания для всей молодежи. Мы должны об этом задуматься и понять, какие мотивы были у тех людей, которые принимали такое решение. Для "Единой России" вопрос подготовки молодого поколения патриотов России крайне актуален. Слово элита трактуется совершенно по-разному, но с моей точки зрения те кто, достойно прошел годы обучения в суворовских нахимовских училищах, а сейчас в кадетских, это те люди, которые потенциально будут элитой нашего государства, потому что они заранее осознано в молодые годы принимают решение служить отечеству. Теме молодежи, ее воспитания уделяется очень большое внимание, в целом, в государстве. Сейчас мы находимся в преддверии выставки "ИННОПРОМ-2010". В рамках этого мероприятия будет проходить совещание, круглый стол, с участием российской общественной палаты, где тема детства и воспитания будет также обсуждаться. Это очень важно. Не лишним будет в свободное время почитать стратегию национальной безопасности - это документ, который принят меньше года назад. В целом, он дает представление о месте и роли нашего государства в обществе или, в целом, в мире, а также каким путем наше государство будет развиваться и идти к намеченным целям.

Владимир Усманов:
Не прошло и 15 лет, как мы заинтересовались этой темой. В курганской области кадетское движение существует с 1995 г. У нас 2800 кадетов. Уже имеется две кадетских школы - интернат, будет построена третья. В 31 учебном заведении имеется кадетская группа или кадетский класс. В восьми профессиональных училищах существуют кадетские группы, которые полностью оправдали наши надежды, когда, в основном военные, увидели в 1990-хх в этом спасение тех ростков патриотизма, которые топтали все, кому не лень. Все предписывали нам то, что нужны какие-то скауты, экологи, конечно, это все надо. Но ни одно движение не имеет такой комплексности воспитания как кадетское. Оно выросло снизу, его никто не навязывал. Все-таки Россия - это перманентно воюющая страна. Конечно, это плохо. Мы не можем ни одного года сдвинуть в историю, чтобы не наткнуться на войну. А раз так, то у ребят или отец был в Афгане, или брат в Чечне, или дедушка или прадедушка воевали в Отечественную Войну. Эта тема ребенка всегда будоражила. Мы с самого начал поняли, что нас педагоги затопчут, скажут, что вы готовите детей только воевать. Мы изначально сказали, что мы готовим людей, любящих Россию. Кем они будут - не важно. Конечно, нам бы всем хотелось, чтобы они шли в военные училища. Сейчас вы видите, что делается в военных училищах - одних отправляют учиться на каких-то сержантах, других 5 тыс увольняют сразу. А в этом году набор не 10 тыс, а всего 5. То есть получается, что у наших детей даже мечта стать офицерами не может осуществиться. Мы оказались правы, когда сказали: ребята, не в том дело, кем вы будете, главное, чтобы вы были настоящими людьми, любящими свою Родину, знающими историю совей страны. У нас примерно 1/3 кадетов - это девушки, это помимо Мариинских классов, которые состоят только из девочек. Девушки занимаются и учатся наравне с ребятами.
У нас хорошее всегда, почему-то, не нравится чиновничеству. Я со страхом думаю о будущности кадетского движения. Его надо организовывать, потому что закон об образовании не предусматривает кадетского образования как такового. У ребенка в аттестате нет слова о кадетском образовании. Буквально два месяца назад прокуратура вынесла постановление о том, что в Курганской области проходит нарушение подачи образования, отбор в кадетские классы, когда в общем и среднем образовании этот стандарт положен всем без исключения. Мы отбирали в кадетские классы детей, которые могут бегать, прыгать, но дети хотят стать кадетами, не взирая на свои болезни, они рвутся туда. Но тогда мы будем совершать преступления, совершая физическую нагрузку, и ребенок может потерять сознание, подпихнуть ногу или что-то еще. Все сразу ополчаются на кадетское движение. Мы говорим, что мы готовим детей для службы в вооруженных силах, МЧС, спецслужбе, конечно, нагрузка там другая. Ребята, которые физически не развиты, больны, будут тянуть всю группу назад. Потом вы знаете, как в сильном коллективе относятся к слабым, а кадеты - это лидерство. Одно из качеств, которое мы воспитываем в этих людях, это лидерство, в том числе и девушки должны быть такими. По многим лидерским качествам, тестированию работы наши российские девчата - более обстоятельные кадеты, в них больше ответственности, как у будущих матерей и жен. Например, в прыжках с парашютом они идут первые, мы видим то, как напряженно сидят ребята и как сидят девчата.

Расскажите, пожалуйста, о Собрании Всемирного Русского Народного Собора. В каком формате проходит эта встреча, кто в ней участвует?

Валерий Неталиев:
Изначально мы приглашали к участию в Соборе многие организации. Эта тема была принята в апреле на первом съезде родительских комитетов России и сообществ России. Тогда было решено, что следующая тема будет военная. Для этого был определенный повод. Вы знаете, что здесь, у нас упокоена семья нашего Государя Императора. Мы хотим восстановить Россию, возродить те ценности, которыми жили наши деды. XXI век - информационный век, сейчас большие задачи стоят по изменению многих основ, и мировоззренческих, и идеологических, патриотическое воспитание должно принимать другую форму. Царь Николай очень хорошо относился к армии, при нем армия жила отлично. Сейчас военные не устроены, квартиры только обещают дать, социальные услуги тоже только обещают. Во времена царя все это было. У нас будут стоять баннер, где царь Николай с сыном Алексеем стоят в военной форме. Для нас это модель, поэтому мы выбирали место именно здесь. Мы посчитали, что собрание - это форма современная, но она не выполняет то задачи, которую мы перед собой ставим. Собор должен, как колокол, поднимать вопросы важнейшие вопросы государственного значения. Мне неприятно, мне больно за то, что наша молодежь обозначена сейчас сленговым выражением "торчки". Поэтому мы вязли форму Собора, чтобы принять значение нашим инициативам.
Сейчас практика кадетского образования уже наработана, в России более 100 кадетских образовательных учреждений. Молодежь там удерживается от многих пороков. Мы хотим предложить внести поправки, которые сначала обсудим вместе с экспертами, в закон об образовании РФ, который должен будет приниматься после сентября 2010 г. Дело в том, что в законе об образовании кадетское образование предлагается отдельной ветвью, потому что там большое значение придается форме, строевой подготовке, военным дисциплинам, большое значение придается наставникам. Учитель, который преподает в простой общеобразовательной школе и учитель-офицер, который преподает в кадетской школе, отличаются друг от друга, у учителя-офицера должен быть совсем другой нравственный стержень. Если солдат будет безнравственен, то это будет убийца, киллер.

Николай Костоусов:
Над концепцией кадетского образования мы уже давно работаем. Мы сразу же вошли в контакт с Валерием Шапхатовичем, и родители обратились к этой проблематике. В проект закона вводится такое профильное образование. Учебные заведения кадетского типа были обозначены всего двумя строчками. Когда мы создаем Устав любого общеобразовательного учреждения, мы должны руководствоваться законом, то есть в этом случае мы должны находится в правовом поле. Когда в законе четко прописано что такое учебное заведение кадетского типа, их миссии, задачи, тогда все четко находится в рамках правого поля, и учебные заведения имеют право на существования в соответствии с этим правовым полем. Вот какую задачу мы ставим со своей стороны, участвуя в данном Соборе.

Михаил Свешников:
Сейчас идет процесс уменьшения армии как таковой, ее модернизация, связанная с тем, что большое количество профессионалов выводится за штат, они перестают быть офицерами. Возникает вопрос: а нужно ли при этом увеличить количество суворовских училищ, нахимовских, кадетских, потому что мы готовим больше, а армия сокращается. Этот процесс в государстве не до конца выстроен. Нужно выработать какую-то общую стратегию, которая будет правильно воспринята всем обществом, властью, партиями и т.д. И раньше, и сейчас не все те, кто оканчивает кадетские суворовские нахимовские училища становятся обязательно офицерами. Те, кто выбирает этот путь, делает это осознано. Те, кто идет служить или работать в народное хозяйство, в предпринимательство, на государственную службу, очень достойно несут суворовское нахимовское товарищество, они всегда являются лидерами, это тот кадровый резерв, который нужен и партии, и государству.

Валерий Неталиев:
Не зря у старых кадет был лозунг: "За веру в царя и отечество". То есть вопросам веры в государственность и отчизну отдавалось большое значение. Отсюда уменьшение взяточничества, совесть твоя должны тебя обличать.

Какие проблемы кадетского образования существуют на сегодняшний день? Каковы пути их решения?

Николай Костоусов:
В апреле прошлого года в Санкт-Петербурге проходила научно-практическая конференция на тему: "Кадетское образование. Проблемы и перспективы". Тема моей докторской "Кадетское образование. Генезис проблем и пути их решения". В настоящее время очень серьезно изменен учебный план суворовских училищ, в отличие от учебных заведения кадетского типа в субъектах Федерации. Сегодня на лагерный сбор, и то после 10 класса, отводится две недели. Это практически тоже самое, что ОБЖ. Юношей призывали на неделю на военные сборы. Но этого очень не достаточно. Необходимо корректировать и общий учебный план.

Участники Первого Собора родителей России обратятся к президенту с проектом реформы кадетского образования